Когнитивная лингвистика. Понятия категории и прототипа по Дж. Лакоффу. Когнитивные механизмы мышления, теория метафоры.
Принципы классификации: 1) Принцип сферы опыта: Если существует сфера опыта, ассоциирующаяся с А, то все реалии этой сферы, естественно, принадлежат той же категории, что и А. Например, рыбы, будучи одушевленными существами, относятся к классу I. Приспособления для рыбной ловли (остроги, леска и т. п.) также относятся к классу I, хотя, не являясь ни одушевленными, ни съедобными, они могли бы принадлежать классу IV. 2) «Принцип мифа и поверья»: Если какое-либо существительное обладает характеристикой X (по которой оно может быть отнесено к определенному классу), но вместе с тем на основе поверья или мифа оно обладает характеристикой Y, то, как правило, оно принадлежит классу, в который включаются существительные с характеристикой Y, а не X. Хотя птицы—одушевленные существа, их не относят к классу I вместе с другими одушевленными существами. У носителей языка дьирбал существует поверье, что птицы—это души умерших женщин, и поэтому птицы принадлежат классу II. 3) «Принцип важной особенности»: Если подмножество существительных обладает определенной важной особенностью, которая отсутствует у остальных членов множества, то члены этого подмножества в целях маркирования данной особенности могут быть отнесены к иному классу, чем вся остальная часть множества. Чаще всего такой важной особенностью является «вредоносность». Большая часть рыб относится к классу I наряду с другими одушевленными существами, но морской ерш (скорпена) и сарган (морская щука) опасны и поэтому включаются в класс II. Общие принципы, лежащие в основе различных систем классификации: a) Центральность. Основные члены категории являются центральными. Трясогузки и луна отстоят от центра категории I дальше, чем мужчины. Жгучие растения, сарган и волосатый червь отстоят от центра категории II дальше, чем женщина. b) Цепочечная связь. Сложные категории образуются с помощью цепочечной связи; центральные связываются с менее центральными членами категории, которые в свою очередь связываются с периферийными членами, и т. д. Например, женщины ассоциируются с солнцем, которое ассоциируется с солнечным ожогом, который в свою очередь ассоциируется с волосатым червем. Именно благодаря существованию такой цепочки червь принадлежит той же категории, что и женщины. c) Сферы опыта. В каждой культуре существуют специфические для нее сферы опыта, которые определяют связи в категориальных цепочках. d) Идеальные модели. Существуют идеальные модели мира (в их число входят мифы и различные поверья), которые также могут задавать связи в категориальных цепочках. e) Специфическое знание. Специфическое знание получает при категоризации преимущество перед общим знанием. f) Прочее. Борхес был прав. В концептуальных системах может быть класс ,,все прочее". Естественно, что в этом классе не может быть центральных членов, цепочечных связей и т. п. g) Отсутствие общих характеристик. В целом, в основе категорий не обязательно должны лежать общие для всех членов категории характеристики. Нет никаких оснований предполагать, что для носителей языка дьирбал существует нечто общее между женщинами, огнем, опасными предметами и т. п. h) Мотивация. Перечисленные выше общие принципы делают классификацию существительных в дьирбале осмысленной, но не позволяют предсказать точно, каковы возможные категории этой классификации. Теория прототипов. Язык относится к числу наиболее характерных типов когнитивной деятельности человека. Для уяснения того, как вообще люди осуществляют категориальную классификацию, нужно как минимум понимать, как осуществляется категориальная классификация в особом случае — в случае естественного языка. Проведенный нами анализ позволяет предположить, что для описания процесса категоризации могут быть использованы модели четырех типов. 1) Пропозициональные модели: они вычленяют элементы, дают их характеристики и указывают связи между ними. 2) Схематические модели образов. Это специфические схематические представления образов, таких, как траектории, длинные тонкие формы или вместилища. 3) Метафорические модели. Это модели перехода от пропозициональных моделей или схематических моделей образов одной области к соответствующей структуре другой области. 4) Метонимические модели. Это модели одного или нескольких описанных выше типов, дополненные указанием функций, выполняемых одним элементом по отношению к другому. Типы прототипов: 1) Типичные примеры. Это примеры, подобные следующим: Малиновки и воробьи—типичные птицы. Яблоки и апельсины—типичные фрукты. Пилы и молотки—типичные инструменты. Использование типичных членов категории обычно не осознается— оно имеет автоматический характер. В отношении типичных членов категории нет разногласий между носителями языка, и эти члены, по-видимому, имеют стабильный характер. 2) Социальные стереотипы. Социальные стереотипы обычно осознаются и могут вызывать разногласия. Они изменяются со временем и могут приобретать характер проблем. Социальные стереотипы используются в рассуждениях, и в особенности в том, что характеризуется как «поспешный вывод". Обоснованность использования социальных стереотипов в умозаключениях может быть открыто опровергнута. 3) Идеалы. Многие категории воспринимаются через абстрактные идеальные образцы, которые при этом могут не быть ни типичными представителями данной категории, ни стереотипами, например: Идеальный муж: хорошо зарабатывает, верен жене, внушает уважение, привлекателен. Стереотипное представление о муже: бездельник, скучный, пузатый. Идеалы используются в суждениях и в планах на будущее. 4) Образцы. Мы можем представлять себе категорию в целом на основе знания ее отдельных членов, которые являются либо идеалами, либо их противоположностью. Например, существуют списки десяти лучших и десяти худших, Залы Славы, Академические награды, Книга мировых рекордов и т. п. 5) Порождение. В некоторых случаях члены категории определяются или порождаются ее центральными членами, к которым применяются какие- либо общие правила. Лучший пример такого рода—числа. Для большинства людей представление о натуральных числах связано с представлением о целых числах между нулем и девятью, а также с представлением об операциях сложения, таблицах умножения и правилах арифметики. 6) Частные модели. Категория может восприниматься также через частную модель. Вернемся вновь к категории натуральных чисел. Наиболее употребительная частная модель—это подкатегория чисел, представляющих собой степень от десяти: десять, сто, тысяча и т. д. Мы используем эту частную модель, чтобы представить себе относительную величину чисел. Некоторые частные модели имеют биологическую основу: основные цвета, основные эмоции и т. д. Остальные частные модели обусловлены культурой, например семь смертных грехов и т. д. 7) Самые характерные примеры. Обычно для того, чтобы представить себе всю категорию в целом, люди используют хорошо им известные, запоминающиеся или особенно характерные примеры. Так, если ваш лучший друг вегетарианец и вы не знакомы близко ни с какими другими вегетарианцами, вы можете составить себе общее представление о вегетарианцах, исходя из черт вашего друга. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|