Здавалка
Главная | Обратная связь

Микротехнология воспитывающей деятельности в системе социального воспитания



1.деятельность не должна быть навязанной 2.не должна быть принужденной 3.не должна носить запугивающий характер 4.необходимо найти стимул для активизации работы сознания

Данная технология направлена на освоение принципов социального взаимодействия, формирование структуры поведенческих реакций в различных социальных ситуациях.

 

20.Коммуникативные микротехнологии работы с категориями участников социально-педагогического процесса

Цель: в установлении взаимодействия всех субъектов (объектов), находящихся в открытых взаимоотношениях с целью достижения прогнозируемых конечных результатов.

 

 

21.Планирование процесса реализации социально-педагогической технологии

Л.В. Мардахаева предполагает пять взаимосвязанных этапов: - диагностико-прогностический; - этап выбора (разработки) оптимальной технологии; - этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии; - реализационный; - экспертно-оценночный. В разработке научного коллектива под руководством И.Г. Зайнышева также выделено пять этапов технологической деятельности: 1) Предварительный этап. На этом этапе осуществляются операции выявления, оценки и ранжирования проблемы, выяснения факторов, обусловивших ее возникновение. Организатор социальной деятельности настраивается на ее решение, мобилизирует свой интеллектуальный, морально-психологический и профессиональный потенциал. Одновременно уточняются критерии действительности и эффективности деятельности социальных служб при решении обозначенной социальной проблемы. При этом критерии успеха действий социальных служб и специалистов могут отражаться в постановке и формулировании цели и конкретных задач социальной работы. 2) Этап целеполагания. На этом этапе происходит первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов и организаторов социальной работы. Цель обусловливает выбор средств и способов ее достижения, определяет направления поиска дополнительных источников информации об условиях и социальной среде жизнедеятельности клиентов. 3) Этап обработки информации. На этом этапе технологического процесса идет поиск дополнительных источников информации, сбор и систематизация информации, ее анализ и обобщение. Выводы, вытекающие из результатов аналитической работы, составляют содержательную базу для уточнения цели и задач, для выработки программы действий, определения содержания, организационных форм и методов социальной работы. 4) Процедурно-организационный этап. На этом этапе осуществляется последовательная реализация намеченных программой мер социального воздействия конкретными исполнителями в обозначенное время и сроки, сопоставление и соизмерение результатов с критериями успешности социальной деятельности. 5) Контрольно-аналитический этап. Это завершающий этап технологического цикла, на котором анализируются итоги деятельности специалистов, выявляются факторы, способствующие положительному решению задач социальной деятельности, и намечаются пути устранения недостатков.

 

22.Социально-педагогическая ситуация формирования личности учащихся как единица процесса социального воспитания

Основные условия для формирования социально успешной личности: - опора на сохранные функции ребенка, изучение личности (диагностика уровня воспитанности);- создание социально развивающей среды, моделирование ситуаций успеха;- педагогическая поддержка индивидуального развития, помощь в осознании целей, жизненных планов, эталонов, ценностей; - личный пример и социальная активность педагога, определение идеала для подражания;- закрепление ценностных ориентаций, идеалов и эталонов через освоение системы социальных ролей;- накопление социального опыта в различных видах деятельности; организация детского соуправления и разумного занимательного досуга;- закрепление успехов и достижений через демонстрацию и признание их общественно личностной значимости.Средства формирования социально успешной личности: - изменение социальной ситуации развития воспитанников: - внедрение личностно-ориентированного и социально-ролевого подхода в воспитании и обучении учащихся;- формирование и сплочение общешкольного коллектива детей и взрослых;- обеспечение педагогической и психологической поддержки воспитанников в самореализации и самоопределении; - повышение социальной компетенции и социальной активности участников педагогического процесса:- организация совместной деятельности, соуправление, участие в общественно-значимых делах;- формирование и закрепление социокультурного опыта и здорового образа жизни;- расширение социально-развивающего пространства: - открытость культурно-образовательной среды, создание структуры дополнительного образования;-повышение общего уровня культуры школы (профессиональной, образовательной, внешней, культуры деятельности и общения).Модель основных качеств личности:-способность к саморегуляции; -сформированность представлений о социальном устройстве жизни; -усвоение ценностей «Отечество», «Культура», «Творчество», «Самоактуализация», «Субъектность»;-знание своих прав; -адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации в жизни

23.Социально-педагогические технологии реализации видов воспитания в современной школе

В современной школе реализуются след. виды воспитания:

1. Нравственное воспитание

2. Гражданское

3. Патриотическое

4. Физическое

5. Экологическое

6. Эстетическое

7. Экономическое

 

24.Технологии социально-педагогической работы с потенциальными жертвами социализации из числа детей и молодежи

Социально-педагогическая виктимология – составная часть социальной педагогики, изучающая различные категории людей, реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации. Субъективными предпосылками того, станет ли человек жертвой неблагоприятных условий социализации, являются, в первую очередь, его индивидуальные особенности как на индивидном, так и на личностном уровнях. От этого зависит и субъективное восприятие человеком себя жертвой.

На индивидном уровне виктимизация человека в тех или иных обстоятельствах зависит от темперамента и некоторых других характерологических свойств, от генетической предрасположенности к саморазрушительному или отклоняющемуся поведению.

На личностном уровне предрасположенность к тому, чтобы стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий социализации, зависит от многих личностных характеристик, которые в одних и тех же условиях могут способствовать или препятствовать виктимизации человека. К таким характеристикам, в частности, можно отнести степень устойчивости и меру гибкости человека, развитость у него рефлексии и саморегуляции, его ценностные ориентации . От наличия и развитости у человека этих характеристик во многом зависит то, в состоянии ли он противостоять и в какой мере сопротивляться различным опасностям, с которыми он сталкивается, а также прямому негативному влиянию окружающих. Немаловажно и то, каким образом человек предрасположен реагировать на невозможность реализации наиболее значимых для него потребностей, на крушение идеалов и ценностей, т. е. на то, каким образом он, реализуя особую форму активности, переживает критические жизненные ситуации. От этого зависит его способность преобразовывать свой внутренний мир, переосмыслять свое существование, обретать благодаря переоценке ценностей осмысленность существования в изменившихся условиях.

Субъективное восприятие человеком себя жертвой самым непосредственным образом связано с личностными особенностями и во многом ими определяется. В зависимости от этих особенностей реальные жертвы того или иного типа могут воспринимать или не воспринимать себя таковыми. Например, категория сирот или инвалидов. Одни из них считают себя жертвами, другие – нет. Эта различающаяся позиция определяет их самоотношение, отношение к окружающим, поведение, стремление достичь в жизни каких-либо целей, реализовать себя или же отсутствие этих стремлений. Индивидуальные особенности, а также нормы и отношение ближайшего окружения могут привести к тому, что вполне благополучный в обыденном смысле слова человек будет считать себя неудачником, несчастным и относиться к себе как к жертве жизненных обстоятельств.

С психолого-педагогических позиций можно выделить пять основных групп детей с проблемами: 1) дети ограниченными возможностями жизнедеятельности); для них существуют специальные учреждения — детские дома, интернаты;2) дети с педагогической и/или социальной запущенностью, состоящие в основном контингенте учебно-воспитательных учреждений как «трудные», трудновоспитуемые и труднообучаемые 4) дети с нарушением социальных связей и отношений, социально-дезадаптированные, характеризующиеся отчуждением от семьи или школы, асоциальным поведением, склонностью к правонарушениям;5) дети «зоны риска»

 

25.Технологии коррекционной и профилактической работы социального педагога с детьми и подростками

профилактическая работа социального педагога осуществляется по таким направлениям: - Изучение и выявление причин дезадаптации детей и подростков. - Предупреждение развития асоциальной, криминальной и патологической направленности личности. - Организация специальной психологически и педагогически выверенной деятельности с подростками, входящими в группу риска. - Взаимодействие с другими специалистами и смежными социальными службами, участвующими в профилактическом социально-педагогическом процессе, для интеграции воспитательных усилий. Не менее важно выявление педагогического стиля, сложившегося по отношению к данному ребенку в школе, семье. С этой целью можно использовать методику экспертного оценивания, включающую следующие показатели: 1. Отношение педагога к органам классного самоуправления: развивает, опирается на органы самоуправления; игнорирует, не придает им значения; подавляет органы самоуправления, подбирает их самолично, без учета мнения коллектива класса. 2. Предпочтительные меры коррекции поведения и стимулирования учащихся: предпочитает поощрение наказанию, не забывает похвалить ученика за успех; проявляет нейтральное отношение к успехам и проступкам учащихся; предпочитает меры наказания мерам поощрения; при малейшей оплошности ребенка следует разнос, вызов родителей и т.д. 3. Решение конфликтных ситуаций в классе: при возникновении конфликта пытается объективно разобраться в его причинах, способен признать свою ошибку; уходит от решения конфликтной ситуации, не замечает ее; в конфликте занимает наступательную позицию, подавляет окружающих. 4. Жесткость в требованиях: требователен в меру, способен войти в обстоятельства, не позволившие учащемуся выполнить должным образом требование учителя; в отношениях с учащимися проявляет попустительство, не умеет требовать выполнения своих поручений и указаний; непреклонен, не прощает учащимся малейшего отклонения от своих требований, не признает смягчающих вину обстоятельств. 5. Дистантность в общении: находится с учащимися в тесном контакте, пользуется доверием ребят, способен говорить с ними доверительно; не придает значения взаимоотношениям с учащимися, мало общается вне урока; подчеркнуто держит дистанцию, общается с ребятами в официальном тоне, в русле сугубо деловых разговоров.

 

 

26.Технология разработки и проведения коррекционно-профилактических программ

При составлении коррекционно-развивающей программы необходимо соблюдать следующие требования: четкое формулирование целей и задач, определение стратегии и тактики проведения коррекционно-развивающей работы, отбор коррекционно-развивающих методик и техник для предстоящей коррекционно-развивающей работы с учетом возрастных особенностей учащихся, подготовка необходимых материалов и оборудования, определение формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная), определение общего времени , частоты, необходимого для реализации всей коррекционно-развивающей программы. А также определение формы контроля динамики хода коррекционно-развивающей работы; реализация коррекционно-развивающей программы и внесение дополнений и изменений в программу по ходу работы и оценка эффективности реализованной программы. Эффективность коррекционно-развивающего воздействия может быть оценена с точки зрения различных уровней функционирования участника коррекционно-развивающей программы: - на уровне постановки целей и задач коррекционно-развивающей программы; - на уровне разрешения реальных трудностей развития.

Коррекционно-развивающий комплекс может осуществляться в виде индивидуальных форм работы с учащимся и групповых форм, организованных с учетом однородности проблем эмоциональной сферы личности. Подбор достаточно однородной группы для коррекционно-развивающей работы позволяет сократить необходимое время для ее проведения и повысить интенсивность психологического воздействия. Общая характеристика коррекционно-развивающего комплекса.Успех коррекционно-развивающей работы зависит, прежде всего, от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Целенаправленное воздействие на учащегося осуществляется посредством коррекционно-развивающего комплекса, представляющего собой системное образование, которое состоит из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов. Коррекционно-развивающий комплекс включает в себя четыре основных блока: 1. Диагностический. 2. Установочный (установление продуктивного контакта с учащимся). 3. Коррекционно-развивающий. 4.Блок оценки эффективности коррекционно-развивающих воздействий. Диагностический блок. Его цель — диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы коррекционно-развивающей деятельности.

27.Коммуникативные технологии социально-педагогической деятельности

Сущность КТ заключается в организации такого взаимодействия в различных коммуникативных системах, которое будет способствовать эффективности СП процесса. Выд след. Коммуникативные системы: - Прямые:соц пед-реб, соц пед-семья, соц пед – соц интституты - Опосредованные: учитель-ученик, реб-кл коллектив, реб-родители, реб-сверствники, реб-соц институт. В последнем виде коммуникативной системы педагог выполняет функцию посредническую с использованием технологии посредничества, основные принципы которой: - отказ от авторитарной педагогики -приоритет личностных, нравственных, физических и др. интересов ребенка -обеспечение благоприятного эмоционального климата, этики взаимоотношения во всех КС.

 

28.Коммуникативные технологии взаимодействия с различными категориями участников социально-педагогического процесса

Выд след. Коммуникативные системы, с которыми работает соц педагог:

· Прямые:

Ø соц пед-реб,

Ø соц пед-семья,

Ø соц пед – соц интституты

· Опосредованные( соц пед осуществляет свою деятельность опосредованно):

Ø учитель-ученик,

Ø реб-кл коллектив,

Ø реб-родители,

Ø реб-сверствники,

Ø реб-соц институт.

Ø

29. Механизмы коммуникативных социально-педагогических технологий

Выделяют след механизмы СПТ:

· взаимное восприятие и понимание людьми друг друга (перцептивный аспект общения);

· обмен информацией (коммуникативный аспект);

· осуществление совместной деятельности (интерактивный аспект).

30.Технологии сотрудничества в осуществлении социально-педагогической деятельности

Под СП сотрудничества – взаимодействие, направленное на достижение общей цли, значимый для обеих сторон сотрудничества. Сотрудничество отличается от партнерства, т.к. при партнерстве цели у партнеров разные, а задачи одинаковые, при сотрудничестве -наоборот. Центром сотрудничества является организация и успешное осуществление СП процесса. Алгоритм технологии сотрудничества: 1) Изучение личности ребенка и его соц. ситуации развития: возрастные особенности, семейная ситуация и соц опыт ребенка. 2) установление доверительных отношений с ребенком: искренний интерес и положительное отношение к ребенку, активное участие в делах ребенка. 3) Сотрудничество с ребенком осуществляется на какой-либо значимой для ребенка основе: помощь в ликвидации проблем обучения, решения конфликтны ситуаций со сверстниками, помощь в реализации способностей. Также соц педагог взаимодействует с семьей ребенка. Здесь важно учитывать соц статус семьи, образовательный уровень семьи и др особенности. Еще педагог взаимодействует с детским коллективом. При таком взаимодействии следует учитывать особенности коллектива: возраст, половой состав, ведущий вид д-ти. Главное помнить, что коллектив существует для ребенка, а не наоборот. Нельзя с помощью коллектива давить и принуждать ребенка.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.