Здавалка
Главная | Обратная связь

Ценовые соглашения. Цены и недобросовестная конкуренция



 

К ограничению конкуренции на рынке могут привести различные ценовые соглашения, которые в республике запрещены.

Антиконкурентные ценовые соглашения можно условно разделить на два вида:

Горизонтальные соглашения – заключаются в любой форме и имеют целью или результатом необоснованное повышение, снижение или поддержание определенного уровня цен, в том числе на аукционах и торгах. Данный вид соглашений направлен на поддержание чрезмерно высоких или чрезмерно низких цен. В первом случае целью соглашения обычно является получение дополнительной прибыли за счет потребителя. Во втором случае договоренности между хозяйствующими субъектами направлены на ограничение доступа на рынок новых хозяйствующих субъектов. Установление и поддержание в течение определенного периода времени чрезмерно низких цен осуществляется на период вероятного входа на рынок новых хозяйствующих субъектов и заканчивается после устранения угрозы появления новых хозяйствующих субъектов. Потери, связанные с пониженными ценами, компенсируются их ростом.

Вертикальные соглашения между предприятиями представляют собой соглашения неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем. Поставщик при этом применяет метод поддержания продажной цены, суть которого состоит в установлении минимальной цены, по которой продукция должна быть реализована потребителям.

Формы ценовых соглашений могут быть различными:

· сговор по определению цен на товары и оказываемые услуги, устанавливаемый в устном или письменном виде и касающийся непосредственно определения цен (установление одинаковых цен, согласование изменения цен, дифференциации цен, скидки с цен, условия кредитования и т.д.). Предметом соглашения могут быть условия, влияющие на установление цены, в частности, применение единообразного прейскуранта.

· обмен информацией в области цен, в первую очередь на рынках, имеющих монополистическую структуру.

Ценовые соглашения выявляются в ходе поэтапного проведения экспертизы. На первом этапе устанавливается круг предприятий, участвующих в соглашении, определяется соответствующий товарный рынок и проводится анализ этого товарного рынка. Последний предполагает выяснение географических границ рынка, долей рынка, приходящихся на участников соглашения, исследование эластичности спроса (при низкой ценовой эластичности хозяйствующие субъекты скорее могут прийти к ценовому соглашению), изучение возможности доступа на рынок новым предприятиям и другие.

Кроме анализа рынка, на первом этапе проводится анализ особенностей товара, в ходе которого устанавливаются:

· виды потребления товара и связанные с ними типы потребителей. Дифференциация потребителей товара по видам потребления может явиться причиной разницы в ценах на поставляемый товар, что затрудняет заключение ценового соглашения;

· насколько однородны товары у разных поставщиков. С одной стороны, по однородным товарам другие виды конкуренции (кроме ценовой) затруднены, а с другой, облегчена возможность согласования цен;

· наличие взаимозаменяемых товаров. В случае, когда товары взаимозаменяемы, ценовой сговор практически не имеет смысла;

· насколько схожи условия производства товаров у различных производителей. Схожесть условий производства и сопоставимость издержек производства товара способствуют установлению единых цен и заключению соглашения;

· насколько велика в стоимости товара доля постоянных издержек. Высокая доля постоянных издержек в стоимости товара затрудняет возможность маневра ценами в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры. В таких случаях угроза войны цен, приводящей к существенным потерям для поставщиков, стимулирует их к заключению соглашений по поддержанию цен;

· особенности системы налогообложения для производителей и посредников товара (разница в размере налогов может способствовать появлению соглашений вертикального типа).

На втором этапе экспертизы определяется, способен ли кто-либо из участников соглашения в отдельности или все вместе путем согласованных действий ограничивать конкуренцию. Критериями ограничения или препятствия для развития конкуренции могут служить влияние соглашения на независимость принятия экономических решений предприятий, на предложение и соотношение спроса и предложения товаров на рынке.

При доказательстве выявленных ценовых соглашений в первую очередь обращается внимание на документальное подтверждение сговора. Такие подтверждения можно получить на основании анализа условий контрактов, договоров, счетов, накладных, прейскурантов, платежных поручений и т.д.

В случае подтверждения факта запрещенных ценовых соглашений органы по антимонопольной политике имеют право выдавать предприятиям обязательные для исполнения предписания о прекращении незаконных соглашений, восстановлении уровня цен и тарифов, действующих до вступления в силу антиконкурентного соглашения с учетом уровня инфляции, о расторжении или изменении договоров, противоречащих закону, а также налагать штрафы на хозяйствующие субъекты и должностных лиц, виновных в нарушении антимонопольного законодательства.

Недобросовестная конкуренция — нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила.

Недобросовестная конкуренция— это любые действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, которые противоречат законодательству, требованиям добросовестности и разумности и причинили или создали угрозу причинения убытков другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо могут нанести или нанесли ущерб их деловой репутации.

Недобросовестная конкуренция может проявляться в следующих формах:

– распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

– введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и (или) места изготовления, потребительских свойств и качества товара;

– некорректное сравнение товаров хозяйствующих субъектов производимых или реализуемых ими с товарами других хозяйствующих субъектов;

– продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

За противоправные действия, нарушающие антимонопольное законодательство, субъекты хозяйствования несут юридическую ответственность. К субъектам хозяйствования, нарушившим антимонопольное законодательство, могут применяться гражданские, административные или уголовные меры воздействия.

В случае нарушения антимонопольного законодательства юридические лица, должностные лица субъектов хозяйствования или граждане-предприниматели, обязаны в соответствии с предписаниями антимонопольных органов прекратить правонарушение, восстановить положение, существовавшее первоначально, заключить договор в соответствие с нормами, предписывающими антимонопольным законодательством, осуществить реорганизацию предприятия или совершить иные действия.

Предписания антимонопольных органов подлежат исполнению в установленный ими срок.

Прибыль, незаконно полученная хозяйствующим субъектом, в результате злоупотребления своим доминирующим положением на товарном рынке, заключением соглашений и осуществлением действий ведущих к ограничению конкуренции или осуществляющим недобросовестную конкуренцию, взыскивается судом и направляется в установленном порядке в республиканский или местные бюджеты.

В соответствии со ст.1030 Гражданского кодекса Республики Беларусь лицо, осуществляющее недобросовестную конкуренцию, обязано прекратить противоправные действия и опубликовать опровержение распространенных сведений и действий, составляющих содержание недобросовестной конкуренции.

В свою очередь, лицо, потерпевшее от недобросовестной конкуренции вправе требовать от недобросовестного конкурента в судебном порядке возмещения причиненных убытков.

Таким образом, к основным нарушениям общепринятых правил и норм конкуренции можно отнести:

- демпинг;

- установление дискриминационных цен или контроля за деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности;

- экономический шпионаж;

- тайный сговор на торгах и создание тайных картелей;

- подделка продукции конкурентов;

- ложная информация и реклама;

- махинации с деловой отчетностью;

- нарушение качества, стандартов и условий поставки продукции;

- коррупция и др.

Следует обратить внимание на то, что монополисты могут заключать с антимонопольным органом соглашение, согласно которому они имеют право формировать цены без установленных законодательством о ценообразовании ограничений, но при этом принимают на себя ряд обязанностей, в том числе соблюдать антимонопольное законодательство и придерживаться пределов изменения цен (тарифов).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.