Здавалка
Главная | Обратная связь

Замедление при торможении автомобиля



Роль различных сил при замедлении автомобиля в процессе торможения неодинакова. В табл. 5.1 приведены значения сил сопротивления при экстренном торможении на примере грузового автомобиля в зависимости от начальной скорости.

 

 

Таблица 5.1. Значения некоторых сил сопротивления при экстренном торможении грузового автомобиля общей массой 8,5 т и kωF= 2,8 Н ■ с/м2  
Сила Единица измерения Начальная скорость, м/с  
 
Сопротивления воздуха кг
% 0,45 1,8 2,8 5,3
Сопротивления качению при f= 00,2 кг
% 2,75 2,7 2,7 2,7 2,6
Торможения кг
           
% 96,8 96,5 94,5 93,3 92,1

При скорости движения автомобиля до 30 м/с (100 км/ч) сопротивление воздуха — не более 4 % всех сопротивлений (у легкового автомобиля оно не превышает 7 %). Влияние сопротивления воздуха на торможение автопоезда еще менее значительно. Поэтому при определении замедлений автомобиля и пути торможения сопротивлением воздуха пренебрегают.

С учетом вышеуказанного (см. раздел 5.2.2) и используя формулу (5.4) получим уравнение замедления:

jз = [(φх + ψ)/δвp]g.(5.5)

Так как коэффициент φх обычно значительно больше коэффициента ψ, то при торможении автомобиля на грани блокировки, когда усилие прижатия тормозных колодок таково, что дальнейшее увеличение этого усилия приведет к блокировке колес, величиной ψ в уравнении (5.5) можно пренебречь. Тогда:

jз = (φхвp)g.

При торможении с отключенным двигателем коэффициент вращающихся масс можно принять равным единице (δвp от 1,02 до 1,04).

Тогда

jз = φх g.(5.6)

Если при торможении коэффициент φх не меняется, то величи­на замедления остается постоянной, независимо от скорости движения.

Время торможения

Зависимость времени торможения от скорости движения автомобиля показана на рис. 5.2, зависимость изменения скорости от времени торможения — на рис. 5.3. Время торможения до полной остановки складывается из отрезков времени:

t0=tр+tпр+tн+tуст

где tp— время реакции водителя, в течение которого он принимает решение и переносит ногу на педаль тормоза, оно составляем 0,2-0,5 с;

tпр— время срабатывания привода тормозного механизма. В течение этого времени происходит перемещение деталей в приводе. Промежуток этого времени зависит от технического состояния при вода и его типа: для тормозных механизмов с гидравлическим приводом — 0,005—0,07 с при использовании дисковых тормозных механизмов и 0,15—0,2 с при использовании барабанных тормозных механизмов; для систем с пневматическим приводом — 0,2—0,4 с;

 

Рис. 27 – Зависимости показателей тормозной динамичности автомобиля от скорости движения

 

Рис. 28 – Тормозная диаграмма

tнвремя нарастания замедления. С момента соприкосновения деталей в тормозном механизме, замедление увеличивается от нуля до того установившегося значения, которое обеспечивает сила, развиваемая в приводе тормозного механизма. Время, затраченное на этот процесс, называется временем нарастания замедления. В зависимости от типа автомобиля, состояния дороги, дорожной ситуации, квалификации и состояния водителя, состояние тормозной системы tнможет меняться от 0,05 до 2 с. Оно возрастает с увеличением силы тяжести автомобиля Gи уменьшением коэффициента сцепления φх.

При наличии воздуха в гидравлическом приводе, низком давлении в ресивере привода, попадании масла и воды на рабочие поверхности фрикционных элементов значение tн увеличивается. При исправной тормозной системе и движении по сухому асфальту значение tнколеблется от 0,05 до 0,2 с для легковых автомобилей; от 0,05 до 0,4 с для грузовых автомобилей с гидравлическим приводом; от 0,15 до 1,5 с для грузовых автомобилей с пневматическим приводом; от 0,2 до 1,3 с для автобусов;

tycт — время движения с установившемся замедлением или время торможения с максимальной интенсивностью соответствует тормозному пути. В этот период времени замедление автомобиля практически постоянно.

Так как время нарастания замедления изменяется по линейному закону, то можно считать, что на этом отрезке времени автомобиль движется с замедлением равным примерно 0,5 jз mах. Тогда уменьшение скорости

Δv = v-v' =0,5jустtн.

Следовательно, в начале торможения с установившимся замедлением

v' = v -0,5 jуст tн. (5.7)

При установившемся замедлении скорость уменьшается по ли­нейному закону (рис. 5.3) от v' = jустtустдо v' = 0.

Решая уравнение (5.7) относительно времени tуст и подставляя значения v', получим

tуст=v/j-0,5tн.

Тогда остановочное время

tо = tр+ t пр+ 0,5tн + v/jуст - 0,5tн = tр + tпр+ 0,5tн + v/jуст. Примем

tр+ t пр+ 0,5tн =tсумм .

тогда, считая, что максимальная интенсивность торможения может быть получена только при полном использовании коэффициента сцепления φх с учетом формулы (5.6) получим

tо =tсумм + v/(φxg).(5.8)

 

Тормозной путь

Тормозной путь зависит от характера замедления автомобиля.

Обозначив пути, проходимые автомобилем за время tp, tпр, tни tустсоответственно Sp, Sпр, Sни Sуст, можно записать, что полный остановочный путь автомобиля от момента обнаружения препятствия до полной остановки может быть представлен в виде суммы:

So = Sp + Sпр + Sн + Sуст

Первые три члена представляют собой путь пройденный автомобилем за время tсумм. Он может быть представлен как

Sсумм =vtсумм .

Путь, пройденный за время установившегося замедления от скорости v'до нуля, найдем из условия, что на участке Sуст автомобиль будет двигаться до тех пор, пока вся его кинетическая энергия не израсходуется на совершение работы против сил, препятствующих движению, а при известных допущениях только против сил

Pтор, т.е. mv'2/2 = SустPтор.

 

Пренебрегая силами Рψи Рω,можно получить равенство абсолютных значений силы инерции и тормозной силы:

Pj = mjуст = Pтор ,

где jуст — максимальное замедление автомобиля, равное установившемуся. Тогда

mv' 2/2 = Sycт m jуст ,

0,5v' 2 = Sycт jуст ,

откуда

Sycт = 0,5v' 2 / jуст .

С учетом формулы (5.6) получим

Sycт = 0,5v' 2 xg≈0,5v2/(φxg).

Таким образом, тормозной путь при максимальном замедлении прямо пропорционален квадрату скорости движения в начале торможения и обратно пропорционален коэффициенту сцепления колес с дорогой.

Полный остановочный путь S0автомобиля будет

 

Sо = Sсумм + Sуст = vtсумм + 0,5v2/(φxg) (5.9)

или

So = vtсумм+0,5v2/jуст . (5.10)

Значение jуст можно установить опытным путем, используя деселерометр — прибор для измерения замедления движущегося транспортного средства.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.