Здавалка
Главная | Обратная связь

Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на поперечную устойчивость автомобиля



К основным эксплуатационным факторам, влияющим на поперечную устойчивость автомобиля, относятся ширина колеи, жесткость подвески и размещение его центра тяжести.

При определении показателей устойчивости было принято, что автомобиль является жестким телом. В действительности же он представляет собой систему масс, связанных между собой шарнирами и упругими элементами. Под действием поперечной силы шины и упругие элементы подвески с одной стороны автомобиля разгружаются, а с другой нагружаются. В результате кузов автомобиля наклоняется и поворачивается в поперечном направлении (рис. 7.7).

Рис. 37 – Влияние жесткости подвески на поперечную устойчивость автомобиля

 

При крене кузова плечо hц на котором действует опрокидывающая сила Ру остается практически постоянным, а плечо, на котором действует сила тяжести G заметно уменьшается (на величину S), при этом вероятность опрокидывания возрастает. Если определить скорость vои угол βо с учетом крена кузова, то их значения окажутся на 10—15 % меньше, чем при расчете по формулам (7.10) и (7.11). Для уменьшения крена устанавливаются стабилизаторы поперечной устойчивости.

Одним из важных эксплуатационных факторов, влияющих на поперечную устойчивость автомобиля, является состояние тормозной системы. Так неравномерное распределение при торможении тормозных сил между колесами может вызвать потерю устойчивости автомобиля. Если автомобиль тормозит, а одно заднее колесо например левое не заторможено и катится свободно (рис. 7.8, а), то автомобиль отклонится вправо от прямолинейного движения. Расстояние S при этом уменьшится, следовательно, уменьшится также и поворачивающий момент, создаваемый силой инерции Рj .

При неисправности одного из передних тормозных механизмов (рис. 7.8, б) плечо S1 во время торможения увеличивается, что способствует дальнейшему отклонению автомобиля в сторону. Поэтому неисправность передних тормозных механизмов опаснее, чем задних.

Рис. 38 – Влияние на устойчивость автомобиля неравномерного распределения тормозных сил

 

Правильное размещение груза с точки зрения положения его центра тяжести безусловно будет иметь влияние на поперечную устойчивость автомобиля, так как в этом случае изменится положение центра тяжести всего автомобиля.

Следует иметь в виду, что частичное наполнение цистерн наливного транспорта, несмотря на низкое размещение центра тяжести в статическом положении, при движении на повороте может привести к гидравлическому удару. При этом боковая сила Ру(рис. 7.9) увеличится в результате воздействия дополнительной силы Ргсо стороны перевозимой жидкости, а высота центра тяжести hц увеличится на величину dвследствие подъема жидкости вдоль боковой стенки цистерны.

Рис. 39 – Влияние заполнения цистерны на поперечную устойчивость автомобиля: а – при прямолинейном движении; б – при движении на повороте.

 

Степень изнашивания протектора шин также влияет на поперечную устойчивость автомобиля по условиям заноса, так как сокращение глубины канавок дорожного рисунка протектора приводит к уменьшению коэффициента сцепления шин с дорогой, особенно на скользких участках.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.