Тема 10. Модели размещения населения
Математические методы исследования в демографии. Оценка региональных процессов естественного воспроизводства населения (естественного прироста и убыли). Оценка межрегиональной миграции (механического прироста и убыли населения). Гравитационные модели миграции. Современные модели миграции, учитывающие социально-экономические параметры. Основная литература
Дополнительная литература
Е.В. Молчанова Институт экономики КарНЦ РАН Конспект лекции «Модель инновационного развития банковского сектора» Введение.Банковская система в России – одна из важнейших структур рыночной экономики. В настоящее время она является децентрализованной двухуровневой системой банков, которая представлена Центральным банком РФ (ЦБ РФ) и многочисленными коммерческими банками. В соответствии с Федеральным законом о “Банках и банковской деятельности” банк – это коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому согласно Закону и на основании лицензии, выдаваемой ЦБ, предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции [1, 2]. Банки, как финансовые посредники, передают средства вкладчиков в распоряжение заемщиков. При этом вкладчики получают проценты по депозитам, заемщики – возможность в определенный срок пользоваться крупными денежными средствами, а у банка появляется интерес в виде маржи. В основу финансового посредничества банков положена игра на величине процентных ставок по пассивным и активным операциям, которые изменяются под влиянием внешних и внутренних факторов. Однако, традиционные банковские услуги, такие как вкладные операции и кредитование, становятся все более рискованными в условиях ужесточающейся конкуренции, глобализации рынков, технологической революции. Многие коммерческие банки отдают приоритет развитию инновационных форм обслуживания клиентов, создавая новые финансовые инструменты и технологии с целью получения прибыли и снижения уровня рисков. Виды банковских инноваций.Нововведения в банковском бизнесе включают в себя не только технические или технологические разработки, но и внедрение новых форм бизнеса, новых методов работы на рынке, новых товаров и услуг, новых финансовых инструментов. Новая банковская услуга – это деятельность по оказанию помощи или содействия клиенту в получении прибыли, способная приносить дополнительный комиссионный доход. В отличие от банковского продукта услуга может носить незавершенный характер.Новый банковский продукт – комбинированная, либо нетрадиционная форма банковского обслуживания, создаваемая на основе маркетинговых исследований потребностей рынка. Новым банковским продуктом может быть и кредитно-финансовый инструмент. Как синтетическое понятие банковская инновация, или совокупность новых банковских продуктов и услуг – это результат деятельности банка, направленной на получение дополнительных доходов в процессе создания благоприятных условий формирования и размещения ресурсного потенциала при помощи нововведений, содействующих клиентам в получении прибыли [11]. Отечественный опыт разработки банковских инноваций опирается на мировую практику и банковское законодательство России. Это означает, что российские кредитные организации могут получать дополнительные доходы от осуществления предусмотренных банковским законодательством сделок, которые дополняют банковские операции. К ним относится:
Моделирование деятельности коммерческого банка. Рассмотрим математическую модель деятельности коммерческого банка. Первоначально, будем предполагать, что банк – это фирма, оказывающая финансовые услуги, сводящиеся к привлечению депозитов со стороны заимодателей и предоставлению кредитов заемщикам, т.е. возможность внедрения инновационных банковских услуг исключается из рассмотрения [9]. Допустим также, что ее состояние может быть охарактеризовано всего лишь двумя параметрами, а именно:
Предположим, что технология работы такой фирмы может быть описана с помощью производственной функции C(D,L), которая возвращает значение издержек С, возникающих при управлении депозитами объемом D и кредитами в объеме L. Допустим, что функция C(D,L) является дважды дифференцируемой и выпуклой. Модель Монти-Кляйна. Рассмотрим достаточно простую модель поведения банка-монополиста, получившую название модели Монти-Кляйна (Monti-Klein) [9, 12, 13]. В дальнейшем эта модель будет распространена для ситуации, когда на рынке действует n финансовых посредников. В ее рамках действует банк, который в соответствии с классической микроэкономической теорией монополии обладает возможностями по изменению величин процентных ставок на кредиты и депозиты ( ). Формально данную предпосылку можно выразить через задание следующих функций и параметров [9]:
Тогда прибыль, получаемая некоторым банком-монополистом, будет равна: (1) Необходимое условие максимума функции прибыли – равенство первых частных производных нулю. Если выполняется предположение о вогнутости , то необходимые условия будут являться также и достаточными. Модель олигополии. Ситуация, при которой в условиях рыночной экономики банковская отрасль может контролироваться только одним банком-монополистом представляется малореалистичной. В то же время более правдоподобным выглядит предположение, когда в банковской отрасли существует конкуренция ограниченного числа банков, что соответствует модели олигополии [9].Пусть на рынке присутствует n банков, пронумерованных индексом . Под равновесием по Курно будем понимать такой вектор размерности , где – количество кредитов и депозитов, принадлежащих j-му банку. Для всех j пара значений такова, что она максимизирует прибыль j-ого банка при условии, что все остальные банки ( ) владеют кредитами и депозитами в объемах . Вектор задает такое устойчивое состояние банковской системы, от которого каждому банку в отдельности не выгодно отклоняться (при условии, что все остальные банки также будут придерживаться своих равновесных стратегий) [9]. C математической точки зрения для каждого j пара определяется как решение задачи: (2) Модифицированные модель Монти-Кляйна и модель олигополии.В данном разделе предлагается модификация модели Монти-Кляйна (1) с учетом внедрения банком-монополистом банковских инноваций (новых видов банковских продуктов и услуг). Введем следующие обозначения:
Тогда прибыль, получаемая некоторым банком-монополистом с учетом внедрения инновационных технологий, будет равна: (3) Необходимое условие максимума функции прибыли – равенство первых частных производных нулю – примет вид: (4) (5) (6) Если выполняется предположение о вогнутости , то необходимые условия будут являться также и достаточными. Модификация модели олигополии (2) предполагает внедрение n банками (j=1,2,…,n) банковских инноваций (новых видов банковских продуктов и услуг). В данном случае под равновесием по Курно будем понимать такой вектор размерности , где – количество кредитов, депозитов и инноваций, принадлежащих j-му банку. Для всех j тройка значений такова, что она максимизирует прибыль j-ого банка при условии, что все остальные банки ( ) владеют кредитами, депозитами и инновациями в объемах . Таким образом, с учетом сделанных предположений, прибыль, получаемая в результате конкуренции ограниченного числа банков при внедрении ими инновационных технологий, будет равна: Необходимое условие максимума функции прибыли для j-го банка определяется уравнениями: Модели (3) и (7) позволяют оценить роль и эффективность внедрения инновационных технологий в деятельность коммерческих банков (с точки зрения повышения их прибыльности) в случае банка-монополиста и конкуренции ограниченного числа банков. Банковский сектор Республики Карелия (краткий обзор). По информации Центрального банка по состоянию на 1 июля 2007 года в Республике Карелия действовало 160 банковских учреждений. На 100 тыс. жителей Республики Карелия приходилось 18 банковских офисов. Всего на рынке банковских услуг республики представлена 31 кредитная организация, 14 из них входят в список 30 крупнейших банков Российской Федерации (Рис. 1) [14]. Рис. 1. Структура банковского сектора Республики Карелия по состоянию на 01.07.2007 г. По итогам деятельности за I полугодие 2007 года суммарная прибыль банковского сектора республики составила 238,9 млн, рублей, что в 1,6 раза больше чем прибыль за первое полугодие прошлого года. В кредитных организациях (филиалах), действующих на территории республики, обслуживалось около 860 тыс. клиентов, которым открыто 1445,8 тыс. счетов, в том числе 20,4 тысяч –юридическим и 1425,3 тысяч – физическим лицам. Согласно результатам мониторинга предприятий, проводимого Банком России, спрос на банковские услуги во II квартале 2007 года удовлетворен у 86,6% предприятий. Ресурсы банковского сектора достигли 22,6 млрд. рублей, из них 76,5% привлечены на территории республики (Рис. 2). Рис. 2. Изменение ресурсной базы Республики Карелия На кредитование направлено 84,8% банковских ресурсов (на 01.07.2006 - 75,5%), при этом объем совокупной ссудной задолженности на 3,8% превышал размер средств, привлеченных на территории республики. За I полугодие 2007 года в кредитные организации республики поступило более 41 тысячи заявок на предоставление кредита, их них удовлетворено 75,6%. Предоставлено 32,3 тыс. ссуд на сумму 16,1 млрд. рублей (Рис. 3). Рис.3. Динамика кредитных вложений Республики Карелия Особое внимание уделялось участию банковского сектора в реализации приоритетных национальных проектов “Доступное и комфортное жилье – гражданам России” (включая программу “Кредитование молодых семей”), “Развитие АПК” и “Образование”. Совокупный объем безналичных платежей, проведенных через банковский сектор республики за I полугодие т.г., по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился в 1,4 раза. С начала года платежной системой проведено 4,3 млн. расчетных документов на сумму 236,7 млрд. рублей. Ежедневно проводилось 35,8 тыс. платежей на сумму 2 млрд. рублей. Динамично развивались частные платежные системы. Объем платежей, проведенных кредитными организациями, минуя расчетную сеть Банка России, составил 2,2 млн. документов на сумму 106 млрд. рублей (рост по сравнению с I полугодием п.г. в 1,5 и в 2 раза соответственно). Во всех кредитных организациях действовала система «Банк-Клиент». Количество договоров по ее использованию за период с 1 июля п. г. увеличилось в 1,4 раза и составило по состоянию на 1 июля 2007 года 4,5 тысячи. Эмиссию и/или эквайринг платежных карт осуществляли 14 кредитных организаций (на 1 июля 2006 года – 11). С начала текущего года количество карт в обращении выросло на 28,3 тыс. и составило на конец I полугодия т.г. 267 тысяч. Большая их часть принадлежала физическим лицам и эмитирована в рамках реализации «Зарплатных проектов» (66%), в которых участвовали 1,9 тыс. предприятий. Каждый 3-й житель республики являлся держателем банковской карты. По состоянию на 1 июля 2007 года в республике обслуживались карты 11 платежных систем, в рамках 6 из них кредитные организации эмитировали карты. Заключение. Банковская инновационная деятельность ориентирована на гармонизацию интересов банка, потребителей и общества в целом, в рамках создания продуктов и услуг более высокой ценности, чем у конкурентов. Управление работой по разработке стратегии внедрения банковских инноваций происходит на основе использования специальных инструментов. Под инструментами понимаются методы подготовки и принятия управленческих решений, методики прогноза и анализа информации, разработка математических моделей и методов, которые дают возможность произвести комплексную оценку инновационного продукта. Предложенная в статье модификация модели олигополии позволяет оценить эффективность внедрения инноваций в деятельность коммерческого банка с точки зрения повышения эффективности его работы. Литература
М.В. Морошкина Институт экономики КарНЦ РАН Программа курса «Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах» Программа курса посвящена сравнительному изучению зарубежных государственных и муниципальных систем Задачи курса: 1) сравнение Во-первых, только на основе сравнительного материала можно делать какие-то теоретические выводы о природе, функциях и тенденциях развития государственного и муниципального управления. Опыт одной страны по определению ограничен и, взятый изолированно, никакую разумную теорию породить не способен. Во-вторых, часто зарубежный опыт играет роль своего рода зеркала, без которого не увидеть ни собственных ушей, ни того, что у вас вся спина белая пока вам об этом не скажут. Зачастую только сравнив с чем-то другим, мы обнаруживаем, что вещи привычные и естественные уникальны. Наоборот, многое из того, что списывается на российскую специфику, на особый менталитет, ничего специфичного в себе не содержит, являясь либо прямым заимствованием, либо проявлением общей тенденции, характерной и для других стран. Наконец, часто, не обратив внимания на зарубежный опыт, просто не догадываешься о возможности и реализуемости каких- то форм управления, каких-то государственных или муниципальных институтов. 2) профессиональная эрудиция Наряду со сравнением и выполнением связанных с ним задач, курс ориентирован на достижение еще одной принципиально важной цели развитие профессиональной эрудиции. В отличие от эрудиции общей, она является необходимым элементом любого профессионализма, от парикмахера до менеджера. 3) опыт Кроме того и это третья цель вполне возможно, что изучая данный курс мы сможем увидеть какой-то полезный для России зарубежный опыт, который может быть заимствован. Важнее, однако, разобраться с теми условиями, в которых появилось и существует то, что уже заимствовано, но пока не слишком хорошо приживается. Структура лекционного курса соответствует соответвтсвует государственному стандарту. Первые несколько тем посвящены управленческой и максимально современной трактовке общих тем, связанных с формой государства: разделение властей и формы правления, формы государственного устройства, государственные режимы, централизация и децентрализация. Государственные системы отдельных стран будут рассматриваться на практических занятиях. Затем мы подробнее остановимся на местном управлении общие принципы и тенденции его организации, различные системы местного управления и специфика его функционирования в отдельных западных странах. Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Курс «Государственное и муниципальное управление» является базовым курсом, составленным в соответствии с российскими программами изучения. Требования к уровню освоения содержания курса. После освоения дисциплины «Государственное и муниципальное управление» студенты должны: - владетьтеоретическим аппаратом на уровне понимания и свободного воспроизведения; - знатьосновные управленческие школы, ключевые концепции и модели управления экономики; - уметьанализировать конкретные ситуации, применять полученные знания при решении практических задач. Лекционный курс ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|