Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 10. Модели размещения населения



Математические методы исследования в демографии. Оценка региональных процессов естественного воспроизводства населения (естественного прироста и убыли). Оценка межрегиональной миграции (механического прироста и убыли населения). Гравитационные модели миграции. Современные модели миграции, учитывающие социально-экономические параметры.

Основная литература

  1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 495 с.
  2. Градов А.П., Кузин Б.И., Медников М.Д., Соколицын А.С. Региональная экономика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003. – 222 с.
  3. Михеева Н.Н. Региональная экономика и управление. Учебное пособие для вузов. – Хабаровск: Изд-во РИОТИП, 2000. – 400 с.
  4. Федосеев В.В., Гармаш А.Н., Д.М. Дайинтбегов и др. Экономико-математические методы и прикладные модели: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999

Дополнительная литература

  1. Акулич И.Л. Математическое программирование в примерах и задачах. М.: Высшая школа, 1995
  2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1995
  3. Бережная Е.В., Бережной В.И. Математические методы моделирования экономических систем: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001
  4. Замков О.О., Толстопятенко А.В., Черемных Ю.Н. Математические методы в экономике: Учебник. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, ДИС, 1997
  5. Карандаев И.С. и др. Математические методы исследования операций в примерах и задачах. - М.: ГАУ, 1993
  6. Кремер Н.Ш., Путко Б.А., Тришин И.М. и др. Исследование операций в экономике: Учебное пособие для вузов /Общая редакция Н.Ш. Кремера. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997
  7. Кремер Н.Ш., Путко Б.А., Тришин И.М. и др. Высшая математика для экономистов: Учебное пособие для вузов / Общая редакция Н.Ш Кремера. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997
  8. Колемаев В.А., Калинина В.Н. Теория вероятности и математическая статистика. - М.: Инфра – М, 1997
  9. Конторович Л.В., Горстко А.Б. Оптимальные решения в экономике. М.: Наука, 1972
  10. Малыхин В.И. Математическое моделирование экономики: Учебно-практическое пособие для вузов. – М.: УРАО, 1998
  11. Малыхин В.И. Математика в экономике: Учебное пособие. – М: Инфра-М, 1999
  12. Малыхин В.И. Финансовая математика: Учебное пособие для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2000
  13. Солодовников А.С., Бабайцев В.А., Браилов А.В. Математика в экономике: Учебник: в 3 частях. – М.: Финансы и статистика, 1998
  14. Тернер Д. Вероятность, статистика и исследование операций. М.: Статистика, 1976.
  15. Таха Х. Введение в исследование операций. В 2т. М.: Мир, 1985
  16. Фомин Г.П. Математические методы и модели в коммерческой деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001
  17. Хазанова Л.Э. Математическое моделирование в экономике: Учебное пособие. – М.: Изд-во Бек, 1998
  18. Экономико-математические методы и модели: Учебное Пособие для Вузов /Общая редакция А.В. Кузнецова. – Минск.: БГЭУ, 1999

 

Е.В. Молчанова

Институт экономики КарНЦ РАН

Конспект лекции

«Модель инновационного развития банковского сектора»

Введение.Банковская система в России – одна из важнейших структур рыночной экономики. В настоящее время она является децентрализованной двухуровневой системой банков, которая представлена Центральным банком РФ (ЦБ РФ) и многочисленными коммерческими банками. В соответствии с Федеральным законом о “Банках и банковской деятельности” банк – это коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому согласно Закону и на основании лицензии, выдаваемой ЦБ, предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции [1, 2].

Банки, как финансовые посредники, передают средства вкладчиков в распоряжение заемщиков. При этом вкладчики получают проценты по депозитам, заемщики – возможность в определенный срок пользоваться крупными денежными средствами, а у банка появляется интерес в виде маржи. В основу финансового посредничества банков положена игра на величине процентных ставок по пассивным и активным операциям, которые изменяются под влиянием внешних и внутренних факторов.

Однако, традиционные банковские услуги, такие как вкладные операции и кредитование, становятся все более рискованными в условиях ужесточающейся конкуренции, глобализации рынков, технологической революции. Многие коммерческие банки отдают приоритет развитию инновационных форм обслуживания клиентов, создавая новые финансовые инструменты и технологии с целью получения прибыли и снижения уровня рисков.

Виды банковских инноваций.Нововведения в банковском бизнесе включают в себя не только технические или технологические разработки, но и внедрение новых форм бизнеса, новых методов работы на рынке, новых товаров и услуг, новых финансовых инструментов. Новая банковская услуга – это деятельность по оказанию помощи или содействия клиенту в получении прибыли, способная приносить дополнительный комиссионный доход. В отличие от банковского продукта услуга может носить незавершенный характер.Новый банковский продукт – комбинированная, либо нетрадиционная форма банковского обслуживания, создаваемая на основе маркетинговых исследований потребностей рынка. Новым банковским продуктом может быть и кредитно-финансовый инструмент. Как синтетическое понятие банковская инновация, или совокупность новых банковских продуктов и услуг – это результат деятельности банка, направленной на получение дополнительных доходов в процессе создания благоприятных условий формирования и размещения ресурсного потенциала при помощи нововведений, содействующих клиентам в получении прибыли [11].

Отечественный опыт разработки банковских инноваций опирается на мировую практику и банковское законодательство России. Это означает, что российские кредитные организации могут получать дополнительные доходы от осуществления предусмотренных банковским законодательством сделок, которые дополняют банковские операции. К ним относится:

  • инновационная деятельность, соответствующая мировым тенденциям развития банковского дела (инвестиции в недвижимость, финансовый лизинг, финансирование крупных инновационных проектов);
  • осуществление доверительного управления (трастовые операции) денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
  • предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных сейфов или помещения для хранения документов и ценностей;
  • оказание консультационных и информационных услуг;
  • развитие операций на денежно-финансовом рынке за счет «иных сделок», в том числе с производными финансовыми инструментами (ценными бумагами);
  • развитие системы электронных денежных переводов;
  • расширения спектра безналичных денежных операций, в том числе с использованием пластиковых карт.

Моделирование деятельности коммерческого банка. Рассмотрим математическую модель деятельности коммерческого банка. Первоначально, будем предполагать, что банк – это фирма, оказывающая финансовые услуги, сводящиеся к привлечению депозитов со стороны заимодателей и предоставлению кредитов заемщикам, т.е. возможность внедрения инновационных банковских услуг исключается из рассмотрения [9]. Допустим также, что ее состояние может быть охарактеризовано всего лишь двумя параметрами, а именно:

  • D – объемом депозитов,
  • L – объемом кредитов.

Предположим, что технология работы такой фирмы может быть описана с помощью производственной функции C(D,L), которая возвращает значение издержек С, возникающих при управлении депозитами объемом D и кредитами в объеме L. Допустим, что функция C(D,L) является дважды дифференцируемой и выпуклой.

Модель Монти-Кляйна. Рассмотрим достаточно простую модель поведения банка-монополиста, получившую название модели Монти-Кляйна (Monti-Klein) [9, 12, 13]. В дальнейшем эта модель будет распространена для ситуации, когда на рынке действует n финансовых посредников.

В ее рамках действует банк, который в соответствии с классической микроэкономической теорией монополии обладает возможностями по изменению величин процентных ставок на кредиты и депозиты ( ). Формально данную предпосылку можно выразить через задание следующих функций и параметров [9]:

  • – объем кредитов, которые принципиальные заемщики возьмут у банка по процентной ставке . Функция является убывающей.
  • – объем депозитов, которые сможет занять у депозиторов банк, обещая им выплаты по процентной ставке . Функция является возрастающей.
  • – обратные для и функции.
  • – норма обязательного резервирования.
  • – процентная ставка по межбанковским кредитам.

Тогда прибыль, получаемая некоторым банком-монополистом, будет равна:

(1)

Необходимое условие максимума функции прибыли – равенство первых частных производных нулю. Если выполняется предположение о вогнутости , то необходимые условия будут являться также и достаточными.

Модель олигополии. Ситуация, при которой в условиях рыночной экономики банковская отрасль может контролироваться только одним банком-монополистом представляется малореалистичной. В то же время более правдоподобным выглядит предположение, когда в банковской отрасли существует конкуренция ограниченного числа банков, что соответствует модели олигополии [9].Пусть на рынке присутствует n банков, пронумерованных индексом .

Под равновесием по Курно будем понимать такой вектор размерности , где – количество кредитов и депозитов, принадлежащих j-му банку. Для всех j пара значений такова, что она максимизирует прибыль j-ого банка при условии, что все остальные банки ( ) владеют кредитами и депозитами в объемах .

Вектор задает такое устойчивое состояние банковской системы, от которого каждому банку в отдельности не выгодно отклоняться (при условии, что все остальные банки также будут придерживаться своих равновесных стратегий) [9].

C математической точки зрения для каждого j пара определяется как решение задачи:

(2)

Модифицированные модель Монти-Кляйна и модель олигополии.В данном разделе предлагается модификация модели Монти-Кляйна (1) с учетом внедрения банком-монополистом банковских инноваций (новых видов банковских продуктов и услуг).

Введем следующие обозначения:

  • – объем банковских инноваций, которые приносят банку-монополисту комиссионный доход в виде процента . К банковским инновациям будем также относить новые виды кредитных и вкладных операций, за которые взимается комиссионное вознаграждение (комиссии за предоставление кредита в форме овердрафт, за открытие ссудного счета по кредитной линии, за новые виды вкладных операций и т.д.). Функция является убывающей.
  • – обратная для функция, характеризующая средний размер комиссионного вознаграждения по предлагаемым банком-монополистом инновационным продуктам и услугам.
  • C(D,L,I) – производственная функция, которая возвращает значение издержек С, возникающих при управлении депозитами объемом D, кредитами в объеме L и инновациями в объеме I.

Тогда прибыль, получаемая некоторым банком-монополистом с учетом внедрения инновационных технологий, будет равна:

(3)

Необходимое условие максимума функции прибыли – равенство первых частных производных нулю – примет вид:

(4)

(5)

(6)

Если выполняется предположение о вогнутости , то необходимые условия будут являться также и достаточными.

Модификация модели олигополии (2) предполагает внедрение n банками (j=1,2,…,n) банковских инноваций (новых видов банковских продуктов и услуг).

В данном случае под равновесием по Курно будем понимать такой вектор размерности , где – количество кредитов, депозитов и инноваций, принадлежащих j-му банку. Для всех j тройка значений такова, что она максимизирует прибыль j-ого банка при условии, что все остальные банки ( ) владеют кредитами, депозитами и инновациями в объемах .

Таким образом, с учетом сделанных предположений, прибыль, получаемая в результате конкуренции ограниченного числа банков при внедрении ими инновационных технологий, будет равна:

Необходимое условие максимума функции прибыли для j-го банка определяется уравнениями:

Модели (3) и (7) позволяют оценить роль и эффективность внедрения инновационных технологий в деятельность коммерческих банков (с точки зрения повышения их прибыльности) в случае банка-монополиста и конкуренции ограниченного числа банков.

Банковский сектор Республики Карелия (краткий обзор). По информации Центрального банка по состоянию на 1 июля 2007 года в Республике Карелия действовало 160 банковских учреждений. На 100 тыс. жителей Республики Карелия приходилось 18 банковских офисов. Всего на рынке банковских услуг республики представлена 31 кредитная организация, 14 из них входят в список 30 крупнейших банков Российской Федерации (Рис. 1) [14].

Рис. 1. Структура банковского сектора Республики Карелия

по состоянию на 01.07.2007 г.

По итогам деятельности за I полугодие 2007 года суммарная прибыль банковского сектора республики составила 238,9 млн, рублей, что в 1,6 раза больше чем прибыль за первое полугодие прошлого года. В кредитных организациях (филиалах), действующих на территории республики, обслуживалось около 860 тыс. клиентов, которым открыто 1445,8 тыс. счетов, в том числе 20,4 тысяч –юридическим и 1425,3 тысяч – физическим лицам. Согласно результатам мониторинга предприятий, проводимого Банком России, спрос на банковские услуги во II квартале 2007 года удовлетворен у 86,6% предприятий.

Ресурсы банковского сектора достигли 22,6 млрд. рублей, из них 76,5% привлечены на территории республики (Рис. 2).

Рис. 2. Изменение ресурсной базы Республики Карелия

На кредитование направлено 84,8% банковских ресурсов (на 01.07.2006 - 75,5%), при этом объем совокупной ссудной задолженности на 3,8% превышал размер средств, привлеченных на территории республики. За I полугодие 2007 года в кредитные организации республики поступило более 41 тысячи заявок на предоставление кредита, их них удовлетворено 75,6%. Предоставлено 32,3 тыс. ссуд на сумму 16,1 млрд. рублей (Рис. 3).

Рис.3. Динамика кредитных вложений Республики Карелия

Особое внимание уделялось участию банковского сектора в реализации приоритетных национальных проектов “Доступное и комфортное жилье – гражданам России” (включая программу “Кредитование молодых семей”), “Развитие АПК” и “Образование”.

Совокупный объем безналичных платежей, проведенных через банковский сектор республики за I полугодие т.г., по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился в 1,4 раза. С начала года платежной системой проведено 4,3 млн. расчетных документов на сумму 236,7 млрд. рублей. Ежедневно проводилось 35,8 тыс. платежей на сумму 2 млрд. рублей.

Динамично развивались частные платежные системы. Объем платежей, проведенных кредитными организациями, минуя расчетную сеть Банка России, составил 2,2 млн. документов на сумму 106 млрд. рублей (рост по сравнению с I полугодием п.г. в 1,5 и в 2 раза соответственно).

Во всех кредитных организациях действовала система «Банк-Клиент». Количество договоров по ее использованию за период с 1 июля п. г. увеличилось в 1,4 раза и составило по состоянию на 1 июля 2007 года 4,5 тысячи.

Эмиссию и/или эквайринг платежных карт осуществляли 14 кредитных организаций (на 1 июля 2006 года – 11). С начала текущего года количество карт в обращении выросло на 28,3 тыс. и составило на конец I полугодия т.г. 267 тысяч. Большая их часть принадлежала физическим лицам и эмитирована в рамках реализации «Зарплатных проектов» (66%), в которых участвовали 1,9 тыс. предприятий. Каждый 3-й житель республики являлся держателем банковской карты. По состоянию на 1 июля 2007 года в республике обслуживались карты 11 платежных систем, в рамках 6 из них кредитные организации эмитировали карты.

Заключение. Банковская инновационная деятельность ориентирована на гармонизацию интересов банка, потребителей и общества в целом, в рамках создания продуктов и услуг более высокой ценности, чем у конкурентов. Управление работой по разработке стратегии внедрения банковских инноваций происходит на основе использования специальных инструментов. Под инструментами понимаются методы подготовки и принятия управленческих решений, методики прогноза и анализа информации, разработка математических моделей и методов, которые дают возможность произвести комплексную оценку инновационного продукта. Предложенная в статье модификация модели олигополии позволяет оценить эффективность внедрения инноваций в деятельность коммерческого банка с точки зрения повышения эффективности его работы.

Литература

  1. Федеральный закон “О банках и банковской деятельности” от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ
  2. Федеральный закон “О центральном банке РФ” от 12 октября 1995 г. № 394-1-ФЗ
  3. Александрова Н.Г. Банки и банковская деятельность для клиентов / Н.Г. Александрова, Н.А. Александров. – СПб.: Питер, 2002. – 224 с.
  4. Банковское дело: учебник / под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 592 с.
  5. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: учебник для вузов / Л.Г. Батракова. – М.: Логос, 2003. – 344 с.
  6. Беляков А.В. Банковские риски: проблемы учета, управления и регулирования / А.В. Беляков – М.: Издательская группа “БДЦ-пресс”, 2003. – 256 с.
  7. Большая экономическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. – 816 с.
  8. Гиляровская Л.Т. Комплексный анализ финансово-экономических результатов деятельности банка и его филиалов / Л.Т. Гиляровская, С.Н. Паневина. – СПб.: Питер, 2003. – 240 с.
  9. Конюховский П.В. Микроэкономическое моделирование банковской деятельности / П.В. Конюховский. – СПб. Питер, 2001. – 224 с.
  10. Никитина Т.В. Банковский менеджмент / Т.В. Никитина. – СПб.: Питер, 2002. – 160 с.
  11. Управление деятельностью коммерческого банка (банковский менеджмент) / под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Юристь, 2003. – 688 с.
  12. Klein M. Theory of banking firm / M. Klein / The Journal of Money, Credit and Banking. – 1971. – Vol. 3, – pp. 205–218.
  13. Monti M. Deposit, credit, and interest rate determination under alternative bank objectives / M. Monti / Mathematical methods of finance. – Amsterdam: North-Holland, 1972
  14. Сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cbr.ru

М.В. Морошкина

Институт экономики КарНЦ РАН

Программа курса

«Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах»

Программа курса посвящена сравнительному изучению зарубежных государственных и муниципальных систем

Задачи курса:

1) сравнение

Во-первых, только на основе сравнительного материала можно делать какие-то теоретические выводы о природе, функциях и тенденциях развития государственного и муниципального управления. Опыт одной страны по определению ограничен и, взятый изолированно, никакую разумную теорию породить не способен. Во-вторых, часто зарубежный опыт играет роль своего рода зеркала, без которого не увидеть ни собственных ушей, ни того, что у вас вся спина белая пока вам об этом не скажут. Зачастую только сравнив с чем-то другим, мы обнаруживаем, что вещи привычные и естественные уникальны. Наоборот, многое из того, что списывается на российскую специфику, на особый менталитет, ничего специфичного в себе не содержит, являясь либо прямым заимствованием, либо проявлением общей тенденции, характерной и для других стран. Наконец, часто, не обратив внимания на зарубежный опыт, просто не догадываешься о возможности и реализуемости каких- то форм управления, каких-то государственных или муниципальных институтов.

2) профессиональная эрудиция

Наряду со сравнением и выполнением связанных с ним задач, курс ориентирован на достижение еще одной принципиально важной цели развитие профессиональной эрудиции. В отличие от эрудиции общей, она является необходимым элементом любого профессионализма, от парикмахера до менеджера.

3) опыт

Кроме того и это третья цель вполне возможно, что изучая данный курс мы сможем увидеть какой-то полезный для России зарубежный опыт, который может быть заимствован. Важнее, однако, разобраться с теми условиями, в которых появилось и существует то, что уже заимствовано, но пока не слишком хорошо приживается.

Структура лекционного курса соответствует соответвтсвует государственному стандарту. Первые несколько тем посвящены управленческой и максимально современной трактовке общих тем, связанных с формой государства: разделение властей и формы правления, формы государственного устройства, государственные режимы, централизация и децентрализация. Государственные системы отдельных стран будут рассматриваться на практических занятиях. Затем мы подробнее остановимся на местном управлении общие принципы и тенденции его организации, различные системы местного управления и специфика его функционирования в отдельных западных странах.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Курс «Государственное и муниципальное управление» является базовым курсом, составленным в соответствии с российскими программами изучения.

Требования к уровню освоения содержания курса. После освоения дисциплины «Государственное и муниципальное управление» студенты должны:

- владетьтеоретическим аппаратом на уровне понимания и свободного воспроизведения;

- знатьосновные управленческие школы, ключевые концепции и модели управления экономики;

- уметьанализировать конкретные ситуации, применять полученные знания при решении практических задач.

Лекционный курс







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.