Подросткам чаще, чем младшим школьникам кажется, что родители, учителя и сверстники о них дурного мнения, и они чаще испытывают депрессию.
- Осознание своей индивидуальности - Становление психосексуальной идентификации Самооценка сильно зависит от стереотипов (каким должен быть м. и ж.) Взаимоотношения со взрослыми. - Потребность в освобождении от контроля и опеки родителей и учителей, от установленных ими правилами - Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростка, которое не зависел бы от их семейных условий. - Материальное благосостояние семьи - Уровень образования родителей - Благоприятные (или неблагополучные) семейные условия - Состав семьи
Очень важны типы воспитания. Описаны несколько типов отношений родителей и подростков: 1)Эмоциональное отвержение. Обычно оно скрыто, так как родители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство. Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно угадывается ребенком. 2)Эмоциональное потворство. Ребенок - центр всейжизнивзрослых, воспитание идет по типу "кумира семьи". Любовь тревожна и мнительна, ребенка демонстративно ограждают от "обидчиков". Поскольку исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. 3)Авторитарный контроль. Воспитание - главное дело жизни родителей. Но главная воспитательная линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком. Результат парадоксален: воспитательного эффекта нет, даже если ребенок подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания влечет за собой одно из двух: либо социально неприемлемые формы поведения ребенка, либо низкую самооценку. 4)Потворствующее невмешательство. Взрослые, принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль ослаблен, ребенок предоставлен сам себе в выборе компании, принятии решений. Сами подростки оптимальной моделью воспитания считают демократичное воспитание, когда нет превосходства взрослого.
Аномалии личностного развития подростков Подростковый возраста - манифестация тех аномалий личностного развития, которые в дошкольном периоде существовали в латентном состоянии. Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога. Расстройства бываютповеденческие и эмоциональные.Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Причины обычно социальные. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков.
Юношеский возраст
1. Юность. Общая характеристика. 2. Познавательные процессы. 3. Личностная идентификация 4. Эмоциональная сфера и общение
Юность (15-18 лет). Биологически – это период завершения физического созревания. Дальнейшее физическое развитие может рассматривать уже как принадлежащие к циклу взрослости. Социальный статус юношества – неоднороден. Юность – завершающий этап первичной социализации, большинство ещё учащиеся. Главная задача – выбор профессии и типа учебного заведения. Промежуточность общественного положения и статуса определяет и некоторые особенности психологически. Все еще волнуют проблемы, унаследованные от подросткового возраста – собственно возрастная специфика, право на автономию от взрослых и т.п. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентацию и определение своего места в мире взрослых. А это требует развитых умственных способностей, дифференциации интересов, развития интегративных механизмов самосознания, выработки мировоззрения и жизненной позиции. Ведущая деятельность – учебная (с профессиональной ориентацией). (Словарь): Юность –период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни (ранняя юность – 14-15-17; поздняя юность – 18-23). Завершается физическое созревание организма - Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопрделения Формируются: - Познавательные и профессиональные интересы - Потребность в труде - Способность строить жизненные планы - Преодоление зависимости от взрослых и утверждение самостоятельности личности - В общении: ориентация на индивидуальные контакты наряду с сохранением большой роли коллективно-групповых форм общения - Формирование нравственного сознания, ценностных орентаций и идеалов, мировоззрения.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|