Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос 4: Развитие других психических функций: мышление, память и речь



В младенческом возрасте.

Мышление

Восприятие и действия, о которых мы говорили ранее, – это та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. В течение года постепенно усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок. Сначала он решает задачи только в плане восприятия, затем используя двигательную активность. Добиваясь успеха, ребенок действует методом проб и ошибок. Ψ:отыскивая спрятанную под подушкой игрушку, он сначала переворачивает все подушки, попадающиеся ему на глаза.

Решение простейших познавательных задач

Возраст в месяцах Успехи Неудачи
0-2   Когда на глазах у ребенка прячется предмет, не наблюдается никаких определенных действий
2-4 Ребенок прослеживает взглядом движущийся предмет, который перемещается за экраном. Может научиться прослеживать предмет от одного места до другого Ребенок продолжает следить за движущимся предметом после его остановки. Ищет предмет на прежнем месте, когда видит его перемещение на новое место
4-6 Ребенок больше не делает ошибок, характерных для 2-4 месяцев. Он находит предмет, частично закрытый платком Ребенок не может найти предмет, который полностью закрыт платком
6-12 Ребенок может найти предмет, который полностью закрыт платком Ребенок ищет предмет там, где находил его раньше, игнорируя то место, куда этот предмет спрятали у него на глазах

Согласно Пиаже, ребенок до года находится в I периоде умственного развития – сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период проходит через 6 стадий, из которых 4 – до года.

Упражнение рефлексов.

Дети "упражняют" все навыки, которыми обладают в данный период развития. Это безусловные рефлексы: сосание, хватание, плач. Кроме этого новорожденные еще умеют смотреть и слушать.

Первичные круговые реакции

(1–4-й месяц жизни). Ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению, используя аккомодацию (приспособление старых схем к новой информации). Возникает взаимодействие между рефлексами. Ψ:голодный младенец может сосать свой палец – это действие не является врожденным рефлексом.

Вторичные круговые реакции

(4–8 месяцев). Дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие, ориентируясь при этом на внешние цели: ребенок может стучать по погремушке, чтобы услышать, как она гремит. У детей развивается способность восприятия постоянства объекта. С этим качеством связано появление в 7-8 месяцев первых страхов (страх "чужого"), а также восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ребенка людям.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.