Здавалка
Главная | Обратная связь

При таком подходе Луман не считает, что коммуникации обладают внутренней рациональностью, или должны быть рациональны. Достаточно, чтобы они были быстротечны.



17)

Разумеется, с развитием высших уровней низшие не исчезают, а в чем-то даже преобразуются (кулинария, культура питания, ‘здоровый секс’, архитектура и дизайн жилища).

Каждая из предложенных им функций связана с тем или иным участником или элементом коммуникации.

Другие исследователи предпочитают минимизировать количество функций, выделяя лишь основные и считая другие разновидностью основных. Так, известный психолог и лингвист Карл Бюлер (1879-1963) выделял три функции языка, проявляющиеся в любом акте речи: функцию выражения (экспрессивную), соотносимую с говорящим, функцию обращения (апеллятивную), соотносимую со слушающим, и функцию сообщения (репрезентативную), соотносимую с предметом речи. Отправитель сообщения выражает себя, апеллирует к получателю и репрезентирует предмет коммуникации.

Традиционно также выделяется либо две, либо три функции языка и коммуникации, которые, впрочем, пересекаются друг с другом. Считалось (и бытовое сознание очень легко воспринимает это мнение), что язык в первую очередь выполняет познавательную(когнитивную) или информационную функцию: выражение идей, понятий, мыслей и сообщение их другим коммуникантам. Вторая функция, которая обычно выделялась – оценочная: выражение личных оценок и отношений, третья – аффективная: передача эмоций и чувств. Роджер Т.Белл, известный американский автор работ по социолингвистике, соотносит с этими функциями языка три сферы гуманитарных наук: лингвистика и философия (когнитивная функция), социология и социальная психология (оценочная функция), психология и литературоведение (аффективная функция).

Рассмотрим более подробно наиболее известную модель Р.О.Якобсона, в которой выделяется шесть функций, в соответствии с участниками и аспектами его же модели коммуникации. Модель Якобсона применима как для анализа языка и коммуникативных систем в целом, так и для функционального исследования отдельных речевых и коммуникативных актов и коммуникативных событий.

Еще одна интересная модель языковых функций связана с именем австралийского лингвиста, автора ряда работ по функциональной грамматике, М.А.К.Хэллидея. Система Хэллидея содержит три макрофункции, в которые в процессе языкового развития индивида соединяются семь исходных дискретных (отдельных) функций в языковом поведении ребенка. Каждый акт взрослого, по мнению Хэллидея, обслуживает более чем одну функцию сразу. Три макрофункции в системе Хэллидея – это идеационная, межличностная и текстуальная. Идеационная близка традиционно выделяющейся когнитивной, но шире ее, включает ‘выражение опыта’, оценочные и аффективные аспекты. Межличностная функция включает в себя индексальную и регулятивную, выражая роль говорящего в речевой ситуации, его личные приверженности и взаимодействие с другими. Именно эта функция способствует установлению и поддержанию социальных отношений, посредством которых разграничиваются социальные группы, а индивид получает возможность взаимодействия и развития собственной личности. Текстуальная функция связана со структурированием речевых актов – выбором грамматически и ситуационно уместных предложений. Недаром именно Хэллидей называл функциональную грамматику грамматикой выбора. Модель Хэллидея позволяет описать ситуативно-обусловленное использование языка, в котором семантический компонент соотносится с социальным, с одной стороны, а с другой – с лингвистическим. По мнению Хэллидея, на входе семантика имеет социальное, а на выходе – лингвистическое. Семантика, таким образом – промежуточный, посредующий уровень между социальным (ситуацией) и лингвистическим (текстом и языковыми средствами конкретного речевого акта).

В то же время мало исследована сама реакция на рекламные сообщения, которая всегда имеет индивидуальные особеннности. О ней можно косвенно догадываться только из юмористических миниатюр о рекламе Петросяна, Жванецкого, Задорнова. Объемы же продаж, даже по признанию самих специалистов по рекламе, не позволяют судить о том, повлияло ли рекламное сообщение на решение о покупке, либо какой-либо иной фактор. Как пишет известный специалист по рекламе Дэвид Огилви (David Ogilvy), никому еще не удалось доказать, что реклама действительно влияет на решение покупателя. Другие специалисты признают, что реклама дает не более 5-10% увеличения объема продаж.

Возможно, исследование реального отзвука рекламного сообщения в сознании и практической жизни его получателя помогло бы пролить свет на истинные причины и последствия воздействия рекламных текстов и роликов на покупателей товаров и потребителей услуг.

В лингвистической прагматике и теории речевого воздействия последних лет стало почти традицией упоминать фактор адресата в создании речевого сообщения отправителем. Не столь пристальное внимание уделяется ответной реакции адресата на полученное сообщение. Реальную же речевую среду формируют оба участника диалога: реплика (серия реплик, текст, коммуникативное поведение) отправителя вызывают определенный отзвук в поведении адресата, ожидание и наблюдение которого корректирует коммуникативное поведение отправителя. Таким образом, в рамках моделикоммуникативного процесса следует говорить не столько о речевом воздействии на адресата (однонаправленность и однократность), сколько о речевом взаимодействии (взаимонаправ-ленность и повторяемость), которое и является ‘основной реальностью языка’ (как писал М.М.Бахтин).

В предвыборной коммуникации отправителем сообщения является кандидат (или, точнее, его мифологизированный имидж) и его PR-команда; получателем – электорат. Отдельные коммуникативные акты и события могут вызывать со стороны получателя реакцию согласия или неприятия различной степени, глобальным же отзвуком кампании можно считать действие выбор/невыбор кандидата. Речедействия участников предвыборного диалога погружены в интертекстуальную среду и сами принимают участие в ее формировании. Отзвук даже одного коммуникативного акта/события может радикально повлиять на глобальное решение.

В торговой коммуникативной сфере отправителем сообщения является продавец (в том числе, коллегиальный – фирма, магазин, торговый дом и т.п.); получателем – покупатель. Сам факт продажи товара – это также коммуникация, которую рассматривают, прежде всего, экономисты и маркетологи. Однако конечное глобальное решение купить/не купить принимается в результате воздействия массы факторов. Воздействие этих факторов и обратная реакция покупателя и составляют сущность коммуникативного процесса в торговой сфере. Сообщения покупателю передаются как в форме рекламного текста (гибридного текста, включающего также визуальный ряд), так и в форме упаковки товара (ее можно считать разновидностью рекламы), расположения его в том или ином отделе (товарная классификация), дискурса продавца (в том числе и через соблюдение им определенных этикетных норм) и др. Все это разнообразие направлено на одну глобальную цель – покупка товара, совместное действие покупателя и продавца.

18)

Перечень функций СМИ может быть различным, но к числу наиболее важных из них относятся следующие: информационная; образовательная, мобилизационная; функции социализации; артикуляции интересов и интеграции социальных субъектов; критики и контроля; и др.

Информационная функция является главной в деятельности СМИ и состоит она в сборе; обработке и распространении важных для граждан, органов власти и общества в целом сведений о происходящих событиях, явлениях и процессах. Без такого рода сообщений немыслимо ни одно общество независимо от того, на каком историческом этапе своего развития оно находится. В традиционных обществах эту функцию выполняли главным образом гонцы, курьеры и посланники. Многие небольшие по территории государства и города использовали колокола для оповещения населения об опасности, сборе народного собрания и других важнейших событиях общественной жизни. Ныне же СМИ буквально просвечивают всю многогранную деятельность людей в различных сферах общества и оповещают граждан о любых мало-мальски значимых фактах. Особенно велика их роль в информировании граждан о деятельности правительства, парламента, партий, других политических институтов, событиях международной жизни.

Образовательная функция СМИ проявляется в передаче, трансляции гражданам знаний, относящихся к различным областям пауки - от социально-гуманитарных до естественнонаучных дисциплин. Конечно, СМИ не могут обеспечить систематическое и глубокое усвоение знаний по той или иной научной дисциплине: это - задача специальных образовательных учреждений. Но все же значительную часть знаний в различные периоды своей жизни человек в современном обществе получает именно через средства массовой информации. Сопровождая человека в течение всей его жизни, в том числе и после завершения учебы, СМИ фактически являются одним из важнейших источников пополнения знаний, для отдельных же категорий граждан они становятся едва ли не единственным каналом повышения образовательного уровня.

Функция социализации находит свое выражение в том, что СМИ объективно способствуют усвоению человеком социальных норм, ценностей и образцов поведения. Благодаря систематическому и непосредственному общению с огромной аудиторией СМИ фактически стали таким же первичным институтом социализации личности, какими являются семья, церковь, система образования, учреждения культуры. Посредством СМИ рядовые граждане получают возможность чувствовать себя участниками общесоциальных и общемировых процессов, осознавать свою принадлежность к обществу, государству и миру политики. Именно вдохновленные воздействием политических журналистов многие граждане становятся активными участниками социально-политических процессов.

Функция артикуляции интересов различных категорий граждан - непременная сторона деятельности СМИ. Выражение политических интересов, как известно, осуществляют не только СМИ, но и другие институты гражданского общества, прежде всего партии и общественные объединения. Но именно массовая пресса и телевидение зачастую первыми сигнализируют обществу о возникающих проблемах, о назревающих социальных и политических конфликтах, побуждая властные структуры анализировать их и вырабатывать соответствующие решения. СМИ не только обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свою позицию, формулировать и представлять в структурах власти свои интересы, но и находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений. По сути дела СМИ превратились в одного из наиболее эффективных посредников в отношениях населения с властью.

Функция критики и контроля проявляется в отслеживании и оценке деятельности институтов власти, общественных объединений, профессиональных политиков по руководству и управлению общественными процессами. Публичность и оперативность высказываний СМИ по тем или иным явлениям, событиям, фактам неизбежно приводят к повышению активности политических институтов, постоянно вынуждают их уточнять и корректировать свои действия. При чем критика и контроль СМИ отличается неограниченностью своего объекта, она охватывает практически все элементы общественного организма. И хотя информационные учреждения, в отличие от государственных или финансово-хозяйственных органов контроля, не могут применять юридические или экономические санкции к нарушителям установленных норм деятельности, их контроль не только не менее эффективен, но часто и более строг, поскольку он включает и моральную оценку действиям субъектов общественных отношений.

Мобилизационная функция СМИ находит свое выражение в побуждении людей к определенным действиям или сознательному бездействию. Особенно эта их функция значима в сфере политических отношений. Стимулируя активность граждан, побуждая их действовать определенным образом,СМИ оказывают существенное влияние на ход избирательных кампаний и на исход голосования. Они могут спровоцировать массовый протест или политический скандал, чреватые кризисом в отношениях власти и общества. Но они могут выступать и в роли самого эффективного союзника власти при мобилизации граждан для решения жизненно важных для общества задач. В настоящее время СМИ выступают в качестве основного средства формирования общественного мнения, они могут также инициировать политические изменения путем широкой и настойчивой постановки общественных проблем.

Таким образом, средства массовой информации - это социальный институт, выступающий в качестве составного элемента процесса общественно-политической коммуникации, предназначением которого является сбор, обработка и распространение важной для жизнедеятельности политического сообщества информации, а также выполнение ряда других социальных функций

19)

Технологическая революция, которая привела к развитию компьютерных сетей, вызвала появление новой коммуникационной среды — электронной. Благодаря возможности передачи текстовой информации в Сети электронный гипертекст стал рассматриваться как важнейшая коммуникативная единица. Под гипертекстом мы понимаем особый вид письменной коммуникации, особую форму организации письменного текста, опосредованную компьютерной средой и характеризующуюся процессом нелинейного письма и чтения. Развитие электронной коммуникации приобретает настолько всеобъемлющий характер, что требует теоретического осмысления. Функционально-технологические возможности электронного текста по сравнению с текстом на бумажном носителе значительно шире. Сюда можно отнести такие преимущества, как возможность обеспечить компактное хранение больших объемов текстовой информации; осуществить практически мгновенное тиражирование и обеспечить большую скорость распространения; производить членение текста на более мелкие отрезки или слияние нескольких текстов в один, создавать версии, вносить изменения; обеспечить одновременную работу с текстом огромного числа независимых пользователей; осуществить интеграцию текста с другими семиотическими системами (прежде всего звуком и изображением). Электронный дискурс и электронную коммуникацию рассматривают с различных позиций: как форму общественного взаимодействия и реализации социальных ролей; как одну из форм речевого общения (диалог или полилог), а также как отдельную новую форму речи или как разновидность письменной речи1. Некоторые исследователи различают термины “электронный дискурс” (Electronic Discourse) и “коммуникация в компьютерной среде” (Computer-Mediated Communication). Первый термин чаще употребляют те исследователи, которые описывают особенности речевой деятельности и функционирования языка в электронной среде. Термин “коммуникация в компьютерной среде” больше применяется тогда, когда хотят подчеркнуть влияние канала передачи сообщения и роль медийной среды в составе речевой деятельности. Например, один из американских исследователей дает следующее определение этого понятия: “Электронная коммуникация — это коммуникация, которая осуществляется между людьми через посредство компьютеров”2. Эти терминологические различия не являются твердо установившимися, иногда эти понятия употребляются в литературе как взаимозаменяемые. Нечеткость терминов неизбежна, так как исследования электронной коммуникации находятся лишь на начальном этапе. Несомненно одно: электронный дискурс — это часть речевой деятельности человека, осуществляемая в особых условиях и в особой среде. Признавая воздействие электронной среды на процесс коммуникации, следует помнить, что электронный дискурс — это прежде всего общение, и общение прежде всего речевое. Электронный дискурс вовсе не изолирован от других видов речевой и невербальной коммуникации и не представляет собой какого-то нового типа общения, новой функции языка. В настоящее время текстовые сообщения составляют более 90% от объема коммуникации в компьютерной среде. Так, Д. Кристал считает, что влияние электронного формата на изменения в естественных человеческих языках будут очень значительны, причем в наибольшей степени это относится к английскому языку, доля которого в электронном общении составляет около 70%. Электронная революция в гораздо большей степени отразится на развитии английского языка, чем все предыдущие медийные революции (изобретение печатного станка, телефона, радио и телевидения). Д. Кристал даже предлагает особый термин для обозначения английского языка, используемого в ситуации компьютерного об- щения, — “Netspeak”, “Nettish” (по аналогии с “Newspeak” у Дж. Оруэлла). Определяющими особенностями речевого общения в компьютерной среде Д. Кристал считает электронную форму, глобальность и интерактивность3. Задачей лингвистического исследования электронного дискурса является установление его особенностей, описание диалектики тождества и различия этого вида речевой коммуникации с другими разновидностями использования естественного человеческого языка4. Сравнительные исследования устного, письменного и электронного дискурса на базе корпуса Лондон-Лунд (устная речь), Ланкастерского корпуса (письменная речь) и корпуса Открытого университета (электронные конференции) позволили сделать ряд важных выводов относительно сходства и различия между ними5. Были сделаны выводы о том, что в электронном тексте часто наблюдается смешение речевых стратегий, свойственных как письменной, так и устной речи. Письменная речь — это речь преимущественно монологическая, она характеризуется линейным развитием сюжетно-тематического потока. Для нее характерна абзацная структура и экспликация языковых средств смысловой связности (когезии) и формальной связности (когерентности). Устная речь в плане сюжета может развиваться сразу по нескольким направлениям (полифония), причем в ней ассоциативная связность преобладает над формальной. В устной речи преобладают речевые стратегии непосредственного общения, выражаемые принципом вежливости и правилами ведения разговора (turn-taking): различные формы обращения, высокая степень повторяемости слов, словосочетаний и синтаксических конструкций, риторических вопросов. Это преимущественно диалогическая речь

20)

Коммуникация – явление универсальное. Она является основой жизни для всех органических (а может быть, и неорганических) существ. Как ни пытайся, невозможно представить себе её отсутствие там, где есть хоть какая-то доступная нашему воображению форма жизни, например, на других планетах. Подразумевая под коммуникацией, обобщенно, взаимодействие, мы замечаем её, начиная с простейших, одноклеточных организмов и, разумеется, замыкаем природную эволюционно-коммуникативную цепь собственным видом – Человек. Мы не задумываемся, говоря «язык муравьев», или «язык пчел», или «язык дельфинов»: каждый раз мы имеем в виду систему коммуникации этого вида организмов. Точно так же, как «язык танца», или «язык музыки», или «язык живописи», связанные исключительно с человеческой деятельностью, это тоже коммуникативные системы, которые подчиняются своим законам: движения, звука, формы, цвета и т.д.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.