Здавалка
Главная | Обратная связь

Летописи на Украине в 14-1 пол 17 века



Монголо-татарское нашествие вызвало временный упадок летописания. В 14—15 вв. оно вновь развивается. От 14 в. летописание вошло в новые сутки — составление загально-руских сводок. Так появились Лаврентиивский летопись (бл. 1377), Ипатский летопись (поч. 15 в.) и много, др., которые дошли до нашего времени в более поздних списках и здебильша были выданы в «Ииолном собрании русских летописей» 1-26 (1841-1959).

Староруска летописная традиция в 14— 16 вв. продолжалась в Лит.-Руській государству, гол. на Беларуси, которая менее всего потерпела от пап. опустошение. Поэтому Л. этих суток имеют название лит. или зах.-руських Л. Из многих списков (13), опубликованных в «Полном собрании русских летописей» (тт. 16—17), для укр. историографии большее значение имеют; Супрасльский летопись, скомпилированная в 1520 г. из разных ист. источников, Л. Биховця (кон. 16 в.), Баркулабивский Л. (кон. 16 — поч. 17 в.), составленный в с. Баркулабови бы. Могилева, что, кроме ист. событий подает ведомости о деятельности церк. братств.

События, выходящие за пределы местных интересов, отражены в таких Л. слабо. Новгородское летописание 12—15 вв. наиболее полно представлено Новгородской Первой Л. старшего и младшего изводов (см. Новгородские летописи). Старший, или более ранний, извод сохранился в единственном Синодальном пергаменном (харатейном) списке 13—14 вв.; младший извод дошёл в списках 15 в. (Новгородская Первая Л. старшего и младшего изводов, ПСРЛ, т. 3). В Пскове (см. Псковские летописи) летописание было связано с посадниками и государственной канцелярией при соборе Троицы (ПСРЛ, т. 4—5; Псковские летописи, в. 1—2, 1941—55). В Твери летописание развивалось при дворе тверских князей и епископов. Представление о нём дают Тверской сборник (ПСРЛ, т. 15) и Рогожский летописец (ПСРЛ, т. 15, в. 1). В Ростове летописание велось при дворе епископов, и Л., созданные в Ростове, отражены в ряде сводов, в том числе в Ермолинской летописи кон. 15 в. (ПСРЛ, т. 23).

Новые явления в летописании отмечаются в 15 в., когда складывалось Русское государство с центром в Москве. Политика московских великих князей нашла своё отражение в общерусских летописных сводах. О первом московском общерусском своде дают представление Троицкая летопись начала 15 в. (исчезла при московском пожаре 1812) и Симеоновская летопись в списке 16 в. (ПСРЛ, т. 18). Троицкая Л. кончается 1409 (М. Д. Приселков, «Троицкая летопись. Реконструкция текста», 1950). Для составления её были привлечены разнообразные источники: новгородские, тверские, псковские, смоленские и др. Происхождение и политическая направленность этой Л. подчёркиваются преобладанием московских известий и общей благоприятной оценкой деятельности московских князей и митрополитов. Общерусским летописным сводом, составленным в Смоленске в конце 15 в., была так называемая Летопись Авраамки; др. сводом является Суздальская летопись (конец 15 в.).

Летописный свод, основанный на богатой новгородской письменности, «Софийский временник», появился в Новгороде. Большой летописный свод появился в Москве в конце 15 — начале 16 вв. Особенно известна Воскресенская летопись (ПСРЛ, т. 7—8), кончающаяся на 1541 (составление основной части Л. относится к 1534—37). В неё включено много официальных записей. Такие же официальные записи вошли в обширную Львовскую летопись (ПСРЛ, т. 20), включившую в свой состав «Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича», до 1560. При дворе Ивана Грозного в 40—60-х гг. 16 в. был создан Лицевой летописный свод, т. е. летопись, включающая рисунки, соответствующие тексту. Первые 3 тома лицевого свода посвящены всемирной истории (составленной на основании «Хронографа» и др. произведений), следующие 7 томов — русской истории с 1114 по 1567. Последний том лицевого свода, посвященный царствованию Ивана Грозного, получил название «Царственной книги». Текст лицевого свода основан на более ранней — Никоновской летописи (ПСРЛ, т. 9—13), представлявшей огромную компиляцию из разнообразных летописных известий, повестей, житий и пр. В 16 в. летописание продолжало развиваться не только в Москве, но и в др. городах. Наиболее известна Вологодско-Пермская летопись (ПСРЛ, т. 26). Л. велись также в Новгороде и Пскове, в Печерском монастыре под Псковом. В 16 в. появились и новые виды исторического повествования, уже отходящие от летописной формы, — «Книга степенная царского родословия» (ПСРЛ, т. 21) и «История о Казанском царстве» (см. «Казанский летописец», ПСРЛ, т. 19).

Гу́стынская ле́топись — русская летопись начала XVII века, составленная в Густынском монастыре (в с. Густыня, Черниговская область).

 

Оригинал Густынской летописи не сохранился. Авторство и время написания достоверно не установлено. Один из исследователей летописи А.Ершов выразил мнение, что летопись составил в 1623—1627 гг. культурный и церковный деятель Захария Копыстенский. Сохранился список, переписанный в 1670 году иеромонахом Густынского монастыря Михаилом Лосицким. В предисловии к Густынской летописи переписчик подчёркивает значение для человека исторических традиций её народа, призывает распространять исторические знания. Наиболее известны списки XVII в.: Густынский, Мгарский и Архивский. Первая часть летописи близка по содержанию к Ипатьевской летописи, 2-я (самостоятельная) часть, охватывающая события 1300—1597, отличается краткостью[1].

Летопись содержит изложение русской истории со времён Киевской Руси до 1597 года включительно и имеет название «Кройники». Автор использовал старорусские, польские, литовские, византийские и другие известные ему летописи и хроники, сделав на полях ссылки на источники, из которых он позаимствовал фактический материал. Летопись написана языком, близким к тогдашнему древнерусскому народному языку. Описание ранних событий отмечено неточностями и искажениями; в историографии эта часть летописи характеризуется как «сомнительная по источникам компиляция»[2] и «весьма поздняя компиляция с притязаниями на учёность»

Летопись Самовидца[1] — казацкая летопись, написанная на староукраинском языке, одно из фундаментальных источников по истории Восточной Европы XVII века, в частности периода Хмельничины и Руины. Написанная очевидцем событий, выходцем из старшины Войска Запорожского. По заключению профессора Владимира Антоновича — первая казацкая летопись, отличающаяся полнотой и живостью рассказа, а также достоверностью.

Оригинал Летописи не дошёл до нас. Сохранилось несколько списков, сделанных в XVIII веке или позже. Древнейшие и самые полные — это списки Г. Искрицкого (первая половина XVIII века) и Якова Козельского (второй половины XVIII века), которые и положены в основу научных публикации этого памятника. Впервые, получив его от Пантелеймона Кулиша (от него и название Летописи Самовидца), опубликовал Летопись, Осип Бодянский (1846); более научно подготовленное издание Киевской Археографической Комиссии под редакцией и вступительной статьей Ореста Левицкого (1878), переиздан Институтом истории АН УССР (1971) и «Harvard Series in Ukrainian Studies» (1972).

 

украинская мемуарная литература 16-17 веков

Мемуары (фр. m?moires - воспоминания) - повествование в форме записок от лица автора о реальных событиях прошлого, участником или очевидцем которых он был. Мемуары делятся на три категории: объектные, цель и смысл которых лежит в воссоздании объекта авторского внимания, то есть событий, ситуаций, людей; субъектные, главный интерес которых направляется на фигуру автора; воспоминания, органично сочетают в себе оба подхода. История украинской мемуаристики насчитывает несколько веков. Ее истоки - в автобиографических элементах литературы Киевской Руси («Поучение детям» Владимира Мономаха). Как самостоятельная жанровая форма мемуары появляются в начале 18 в. («В память детям своим и внукам, и всему потомству» Ильи Турчиновского).

Писатели и мемуаристы Украины 18-го столетия, писали уже на „книжном" языке общероссийском, очищенном от польских и латинских слов, чем отличался „книжный" язык Украины-Руси до Воссоединения

Яков Андреевич Маркевич (1696 - 1770) - украинский писатель-мемуарист, государственный деятель гетманщины. Один из образованнейших людей своего времени.

Выдающимся произведением Якова Маркевича является его «Дияриуш» («Дневник»), охватывающий 1717-1767 гг и содержит материал для политической, социально-экономической и культурно-бытовой истории Гетманщины.

В наследство Якову Андреевичу досталась Полуботкова «Хроника» - летопись событий в Украине. Яков взялся ее продолжать. А затем вплоть до 1767 года ведет и собственный дневник. События, описанные им в Ромнах, Глухове, Сварково - десять больших томов - представляют бесценный материал для исследователей истории не только Сумщины, но и всей Украины.

В XVII в. появилось много мемуаров («Диариуши» С. и Б. Маскевичей, Обуховичей, А. Каменского-Длужика, воспоминания Я. Цадровского, С. Незабитовского, записи о военных походах Я. Сапеги и др. Возродился жанр проповеди (в творчестве С. Зизания, И. Потея, Л. Карповича, М. Смотрицкого)[

Одним из первыхпроизведений украинской мемуарной прозы стали воспоминания киевлянина Богдана Балыки «О Москве и о Дмитрии, царька московскоголожного », рассказывающие о походе польского войска на Москву в1612

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.