Здавалка
Главная | Обратная связь

Концепция евразийства



Введение

 

Представление о Евразии как отдельном регионе мира и ее границах не является устоявшимся. Под Евразийским регионом, как правило, понимается не материк Евразия, а постсоветское пространство, т.е. территория бывшего Советского Союза (за исключением стран Балтии, «плавно» переместившихся после распада СССР в пределы восточно-европейского региона). Как особая региональная общность Евразия формируется в течение длительного исторического времени в результате взаимодействия многих народов и государств. Целый ряд политических процессов глобального порядка обуславливает формирование региона Евразии. Прежде всего – это возникновение и развитие многонациональных империй регионального масштаба, которые сменяя друг друга, определили контуры Евразии.

Актуальность выбранной темы исследования состоит в том, что территориальное, экономическое, политическое, социальное и духовное устройства региона являются комплексом, который обеспечивает жизнедеятельность региона, как единого целого, существенно влияет на его развитие, а также позволяет выделять Евразийский регион, как особый. Однако на сегодняшний день существуют различия в развитии стран региона.
Целью данной работы выступает рассмотрение Евразийского региона, как особого региона мира.

Задачи исследования:

· раскрыть сущность понятия «Евразийский регион»

· изучить Евразийский регион как комплекс многих систем;

· исследовать устройство стран региона (экономическое, политическое, социальное);

· доказать уникальность региона.


 

Основная часть

Концепция евразийства

Термин «евразийства» обязан своим происхождением движению так называемых евразийцев, сформулировавших концепцию евразийства еще в 1920-е гг. в среде русской эмиграции. Ее создателями были крупные ученые и мыслители: Г.И. Вернадский, филолог и историк Н.И. Трубецкой, первый русский геополитик, историк П.И. Савицкий. Они пытались наметить парадигму будущего развития России, найти «идею-силу», способную вывести ее на путь возрождения и процветания.

Концепция евразийства фактически была неизвестна в СССР, а ее возрождение в конце XX века в значительной степени связано с именем выдающегося русского ученого Л.Н. Гумилева. Евразийцы рассматривали бывшую территорию Российской империи как отдельный историко-географический и культурно-исторический регион, отличающийся как от Европы, так и от Азии.[1] Наиболее детально идеи евразийства были сформулированы Н.С. Трубецким: «Национальным субстратом того государства, которое прежде называлось Российской империей, а теперь называется СССР, может быть только вся совокупность народов, населяющих это государство, рассматриваемое как особая многонародная нация и в качестве таковой обладающая особым национализмом. Эту нацию мы называем евразийской, ее территорию Евразией, ее национализм – евразийским».

Действительно, в течение многих веков Российская держава, а затем СССР представляли собой единственное в своем роде связанное множеством нитей сообщество этносов, населяющих евразийское пространство. Это единство сложилось исторически как модель мирного сожительства и коллективной безопасности евразийского «хартленда» (так называемой сердцевины земли в геополитических моделях мира).

Можно по-разному относиться к идее воссоздания экономического или политического союза евразийских народов с организацией наднациональных экономических органов, единого оборонного пространства и т.д. Однако общее географическое и геополитическое положение, социалистическое прошлое, единое информационное и транспортное пространство, наличие русскоязычной диаспоры и т.п. между «осколками» бывшего СССР позволяют говорить о реальности евразийского региона, стремительно утрачивающего свою идентичность.

Понятие «евразия» в социологии

Понятие «Евразия» относится к географической, этнической и культурной идентичности России, которая в глазах последователей такой концептуализации — «евразийцев» существует независимо от остальной Европы и Азии и должна укрепляться и поддерживаться русской политикой. Под Азией, в отличие от «Евразии» (России) понимались Япония, Китай, Индокитай, Иран и Ближний Восток, под Европой — сегодняшние государства Европейского Союза. Географически Евразия и ее культуры объединены и конституированы степями и лесистыми регионами.
Понятие «Евразия», которое выходит за пределы России, было введено австрийским геологом Эдуардом Зюссом в его трехтомном труде «Лик Земли» Он подчеркивает взаимосвязь земельных массивов Европы и Азии. Уже из истории Шелкового пути и последующего исторического процесса очевидно — в Центральной Азии столкнулись влияния различных частей Европы и Азии. Как раз в это время началась рыночная экспансия —
караванная торговля вдоль Шелкового пути, двигатель социокультурных изменений.[2]
Особенно широко понятие «Евразия» стало употребляться после распада Советского Союза, причем не только в журналах, исследовательских учреждениях, культурных проектах и т.д., но и в сфере политики. Последний президент Советского Союза М. Горбачев называл Советский Союз евроазиатской страной, говоря о мусульманской части населения, которая тогда могла стать самой большой группой населения. В современной Российской Федерации понятие «Евразия» используется прежде всего теми, кто хочет дистанцироваться от Европы и для этого опирается на византийское наследие и русские земельные массивы на азиатском континенте, а также теми представителями Западной, Центральной и Восточной Европы, которые стремятся доказать недемократичность азиатских политических и культурных традиций, чтобы воспрепятствовать европейским амбициям России.[3]

Понятие «евразия» в философии

Л. Н. Гумилев, советский историк, начиная со второй половины 1980-х гг., позиционировал себя как «последнего евразийца». Считал себя представителем одного из крупнейших течений научной мысли в среде русской эмиграции 1920-1930-х гг.. Среди участников этого движения были историки Г. В. Вернадский, Л. П. Карсавин, этнограф и лингвист Н. С. Трубецкой, географ и экономист П. Н. Савицкий, единственный из представителей «классического» евразийства, с которым был знаком Л. Н. Гумилев. Однако из опубликованной переписки между Л. Н. Гумилевым, Н. С. Трубецким и Г. В. Вернадским можно сделать вывод, что он был знаком и с произведениями других евразийцев. Практически никогда прямо не ссылаясь на труды своих предшественников, он тем всё же использовал некоторые значимые концепты евразийского дискурса в построении собственной теории этногенеза. Среди них следует выделить такие понятия как «Евразия», «месторазвитие» и «жизненная энергия», их значение серьезно отличалось от присущего им в работах «классического» евразийства.[4]
Понятие «Евразия» было введено в широкое использование во второй половине XIX в., когда под ним подразумевался единый континентальный массив Старого света кроме Индостана; также им обозначали центральные равнины этого континента. В начале XX в. В. П. Семеновым-Тян-Шанским Русской Евразией было названо пространство «между Волгой и Енисеем от Ледовитого океана до самых южных граней государства». Впервые это понятие применительно к «срединному» миру — центральной части континента — было использовано в рецензии П. Н. Савицкого «Европа и Евразия» (1921 г.) на эссе Н. С. Трубецкого «Европа и человечество» (1920 г.). Отмечалось, что абсолютно точно определить географические границы Евразии не представляется возможным, но в большинстве своем они совпадают с границами Российской империи.[5]
Основными характеристиками Евразии у евразийцев были: периодичность природных, климатических, почвенных и растительных зон в границах региона; непрерывность в антропологическом и этнографическом смысле, когда все народы региона представляют собой «переходные типы» по отношению к соседним; монотония и наличие тембровых различий согласных в лингвистическом плане; «бытовое исповедничество» (когда вера входит в быт, а быт получает духовное освящение) как основа мировоззрения всех народов региона; противостояние Западу в геополитическом плане.
Концепт «Евразия» изначально стал частью евразийского дискурса, имея несколько смыслов: как синоним России, как определенная географическая область и как культурно-историческая категория. В качестве критериев для выделения границ Евразии в разные годы назывались географические, антропологические, этнографические, лингвистические, культурно-исторические параметры.
После распада «классического евразийства» в 1939 г. использование концепта «Евразия» для «срединного мира» прекратилось. В течение 1940-1960-х гг. понятие «Евразия» в географической науке использовалось в «воссоединяющем» смысле — объединение двух континентов — Европы и Азии. В истории, этнографии и археологии до 60-х гг. XX в. под ним также понимался единый континент. Начиная с 1960-х гг. в исторических сочинениях появляется устойчивое выражение «кочевники Евразии» и «степная Евразия», но без четкого определения концепта «Евразия»
С началом активной научной деятельности «последнего евразийца» Л. Н. Гумилева понятие «Евразия» вновь стало активно использоваться. Он пересмотрел географические границы Евразии, ограничив ее центральной областью континента. Под ней он понимал только Великую Степь с незначительными областями лесостепи в западной части. Здесь можно говорить о переносе понятия «кочевники Евразии» из области истории и этнографии в сферу географии: Евразия — это регион, в котором проживают кочевники. Произошло существенное сужение географических границ на севере и незначительное увеличение на западе за счет включения венгерской пушты.
Л. Н. Гумилев конкретизировал трактовку «Евразии» через
призму этногенетической проблематики. Он обратился к идеям Н. С. Трубецкого о евразийском единстве, введя категорию суперэтнос: «Евразия — это не только огромный континент, но и сформировавшийся в центре него суперэтнос». Евразийский континент объединяли трижды — тюрки, монголы и русские, при этом существенно меняется этнический состав макрорегиона. В этом определении заметно противоречие с географическим вновь произошло расширение понятия «Евразии» до целого континента; если считать евразийский суперэтнос тождественным русскому, то Евразия по своим границам вновь совпадает с Российской империей.
Понятие «месторазвитие» было введено в евразийский дискурс в 1927 г. П. Н. Савицким в работах «Географический обзор России-Евразии», «Географические особенности России. Ч. 1. Растительность и почва» и Г. В. Вернадским в книге «Начертание русской истории. Ч. 1». Исследователями неоднократно отмечалась близость понятий «месторазвитие» евразийцев и «жизненное пространство» Ф. Ратцеля.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.