Концепция евразийстваСтр 1 из 7Следующая ⇒
Введение
Представление о Евразии как отдельном регионе мира и ее границах не является устоявшимся. Под Евразийским регионом, как правило, понимается не материк Евразия, а постсоветское пространство, т.е. территория бывшего Советского Союза (за исключением стран Балтии, «плавно» переместившихся после распада СССР в пределы восточно-европейского региона). Как особая региональная общность Евразия формируется в течение длительного исторического времени в результате взаимодействия многих народов и государств. Целый ряд политических процессов глобального порядка обуславливает формирование региона Евразии. Прежде всего – это возникновение и развитие многонациональных империй регионального масштаба, которые сменяя друг друга, определили контуры Евразии. Актуальность выбранной темы исследования состоит в том, что территориальное, экономическое, политическое, социальное и духовное устройства региона являются комплексом, который обеспечивает жизнедеятельность региона, как единого целого, существенно влияет на его развитие, а также позволяет выделять Евразийский регион, как особый. Однако на сегодняшний день существуют различия в развитии стран региона. Задачи исследования: · раскрыть сущность понятия «Евразийский регион» · изучить Евразийский регион как комплекс многих систем; · исследовать устройство стран региона (экономическое, политическое, социальное); · доказать уникальность региона.
Основная часть Концепция евразийства Термин «евразийства» обязан своим происхождением движению так называемых евразийцев, сформулировавших концепцию евразийства еще в 1920-е гг. в среде русской эмиграции. Ее создателями были крупные ученые и мыслители: Г.И. Вернадский, филолог и историк Н.И. Трубецкой, первый русский геополитик, историк П.И. Савицкий. Они пытались наметить парадигму будущего развития России, найти «идею-силу», способную вывести ее на путь возрождения и процветания. Концепция евразийства фактически была неизвестна в СССР, а ее возрождение в конце XX века в значительной степени связано с именем выдающегося русского ученого Л.Н. Гумилева. Евразийцы рассматривали бывшую территорию Российской империи как отдельный историко-географический и культурно-исторический регион, отличающийся как от Европы, так и от Азии.[1] Наиболее детально идеи евразийства были сформулированы Н.С. Трубецким: «Национальным субстратом того государства, которое прежде называлось Российской империей, а теперь называется СССР, может быть только вся совокупность народов, населяющих это государство, рассматриваемое как особая многонародная нация и в качестве таковой обладающая особым национализмом. Эту нацию мы называем евразийской, ее территорию Евразией, ее национализм – евразийским». Действительно, в течение многих веков Российская держава, а затем СССР представляли собой единственное в своем роде связанное множеством нитей сообщество этносов, населяющих евразийское пространство. Это единство сложилось исторически как модель мирного сожительства и коллективной безопасности евразийского «хартленда» (так называемой сердцевины земли в геополитических моделях мира). Можно по-разному относиться к идее воссоздания экономического или политического союза евразийских народов с организацией наднациональных экономических органов, единого оборонного пространства и т.д. Однако общее географическое и геополитическое положение, социалистическое прошлое, единое информационное и транспортное пространство, наличие русскоязычной диаспоры и т.п. между «осколками» бывшего СССР позволяют говорить о реальности евразийского региона, стремительно утрачивающего свою идентичность. Понятие «евразия» в социологии Понятие «Евразия» относится к географической, этнической и культурной идентичности России, которая в глазах последователей такой концептуализации — «евразийцев» существует независимо от остальной Европы и Азии и должна укрепляться и поддерживаться русской политикой. Под Азией, в отличие от «Евразии» (России) понимались Япония, Китай, Индокитай, Иран и Ближний Восток, под Европой — сегодняшние государства Европейского Союза. Географически Евразия и ее культуры объединены и конституированы степями и лесистыми регионами. Понятие «евразия» в философии Л. Н. Гумилев, советский историк, начиная со второй половины 1980-х гг., позиционировал себя как «последнего евразийца». Считал себя представителем одного из крупнейших течений научной мысли в среде русской эмиграции 1920-1930-х гг.. Среди участников этого движения были историки Г. В. Вернадский, Л. П. Карсавин, этнограф и лингвист Н. С. Трубецкой, географ и экономист П. Н. Савицкий, единственный из представителей «классического» евразийства, с которым был знаком Л. Н. Гумилев. Однако из опубликованной переписки между Л. Н. Гумилевым, Н. С. Трубецким и Г. В. Вернадским можно сделать вывод, что он был знаком и с произведениями других евразийцев. Практически никогда прямо не ссылаясь на труды своих предшественников, он тем всё же использовал некоторые значимые концепты евразийского дискурса в построении собственной теории этногенеза. Среди них следует выделить такие понятия как «Евразия», «месторазвитие» и «жизненная энергия», их значение серьезно отличалось от присущего им в работах «классического» евразийства.[4] ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|