Вторичные факторы опросника Р. Кеттелла.
Вторичные факторы вычисляются только по стенам. 1. Тревожность 2. Экстарверсия 3. Эмоциональная лабильность 4. Доминантность Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Соответственно, первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак «–», второй половине (от 5,5 до 10) знак «+». Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится, так называемый «профиль личности». При интерпретации уделяется внимание, в первую очередь, «пикам» профиля, то есть наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в профиле, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 3 стенов, а в «положительном» – от 8 до 10 стенов. Додаток Д Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР, Е.Шафер) Назначение теста: Изучение установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте. Описание теста Основой для этого теста служит опросник, который создал Е. Шафер в 1965 г. Базируется эта методика на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: «принятие – эмоциональное отвержение», «психологический контроль – психологическая автономия», «скрытый контроль – открытый контроль». Под принятием здесь подразумевается безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей. Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов. В результате использования опросника на выборке чехословацкой молодежи он был значительно переработан и адаптирован к социокультурным условиям Э.Матейчиком и П.Ржичаном. Модифицированный вариант опросника был предложен авторами в 1983 г. В результате международного научного сотрудничества лаборатории клинической психологии Института им. В.М. Бехтерева с Институтом психодиагностики (Братислава, Словакия) эта методика была апробирована на подростках 13-18 лет в России, как это предусмотрено авторами модификации, и является весьма полезной для отражения тех факторов семейного воспитания, которые оказываются скрытыми как от врачей и психологов (педагогов), так и от самих родителей. Инструкция к тесту Перед началом эксперимента подросток вводится в курс дела относительно целей и задач исследования, после чего ему предъявляется следующая инструкция: «Просим вас оценить, исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для ваших родителей. Для этого внимательно прочитайте каждое утверждение, не пропуская ни одного из них. § Если вы считаете, что утверждение полностью воспроизводит воспитательные принципы вашего отца (или матери), то обведите в кружок цифру "2". § Если вы считаете, что данное высказывание частично подходит для вашего отца (или матери), то обведите цифру "1". § Если же, по вашему мнению, утверждение не относится к вашему отцу (или матери), то обведите цифру "0".» Затем подростку предъявляется регистрационный бланк для заполнения отдельно на каждого из родителей. Принципиальной разницы между ними нет: по отношению к матери все утверждения представлены в женском роде, а по отношению к отцу – в мужском. Причем заполняются бланки отдельно, то есть вначале, например, по отношению к матери, затем этот бланк сдается экспериментатору и только после этого выдается бланк для заполнения, в котором отражаются воспитательные принципы отца. Тестовый материал Мой отец (моя мать) 1. Очень часто улыбается мне 2. Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, а что нет 3. Не хватает терпеливости в отношении ко мне 4. Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться 5. Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает 6. Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться 7. Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять 8. Постоянно на меня кому-то жалуется 9. Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо 10. За одно и то же один раз наказывает, а другой – прощает 11. Очень любит делать что-нибудь вместе 12. Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу 13. Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал 14. Могу идти, куда захочу, и не спрашивать у него разрешения 15. В зависимости от моего настроения отказывается от многих своих дел 16. Когда мне грустно, пытается развеселить и воодушевить меня 17. Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я, должен быть наказан 18. Его мало интересует то, что меня волнует и чего я хочу 19. Если б я захотел, то мог бы идти куда захочу каждый вечер 20. Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда – нет 21. Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения 22. Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано 23. Иногда у меня возникает ощущение, что я ему противен 24. Практически позволяет мне делать все, что мне нравится 25. Меняет свои решения так, как ему будет удобно 26. Часто хвалит меня за что-либо 27. Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь 28. Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился 29. Позволяет мне самому выбирать дело по душе 30. Иногда очень легко меня прощает, а иногда – нет 31. Старается открыто доказать, что любит меня 32. Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе 33. Когда я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом 34. Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя» 35. Очень тяжело заранее определить, как поступит, когда я сделаю что-нибудь плохое или хорошее 36. Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу 37. Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею 38. Когда его чем-то задену или обижу, не будет со мной говорить, пока я сам не начну 39. Всегда легко меня прощает 40. Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало 41. Всегда находит время для меня, когда это необходимо 42. Постоянно указывает мне, как себя вести 43. Вполне возможно, что в сущности меня ненавидит 44. Проведение каникул я планирую по собственному желанию 45. Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным 46. Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я ни спросил 47. Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел 48. Чувствую, что он пренебрегает мною 49. Моя комната или уголок – это моя крепость: могу убирать ее или нет, он туда не вмешивается 50. Очень тяжело разобраться в его желаниях и указаниях Ключ к тесту § POZ – позитивный интерес: 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31, 36, 41, 46; § DIR – директивность: 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32, 37, 42, 47; § HOS – враждебность: 3, 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38, 43, 48; § AUT – автономность: 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39, 44, 49; § NED – непоследовательность: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|