Здавалка
Главная | Обратная связь

Конструктивные приемы. Применение камня и кирпича



В Японии строятся почти исключительно деревянные здания. Это происходит не потому, что ощущается недостаток в камне, а вследствие изобилия богатых смолою лесных пород, пригодных для стройки. Деревянная архитектура наиболее отвечает утилитарному мировоззрению страны, которая не заглядывает в будущее. В Японии с ее вулканической почвой, где зданиям постоянно угрожают подземные толчки, деревянное строительство вполне естественно. В обеих странах камень и кирпич применяются лишь для частей зданий, подверженных воздействию сырости.

Применение камня и кирпича

Японцы, в распоряжении которых имеются главным образом камни вулканического происхождения, т. е. камни, лишенные слоистого строения, применяют преимущественно полигональную кладку. Китайцы же, располагая породами камней, которые раскалываются по пластам, обычно используют это их свойство для правильной кладки рядами.

В Японии ряды каменной кладки редко бывают горизонтальными. В продольном разрезе кладка представляет собой кривую, обращенную вогнутостью к земле. Форма такого рода считалась гарантией против землетрясений; однако, возможно, что в Японии, как и в Египте, такая форма являлась просто результатом применения бечевки для выравнивания кладки.

Культура дерева

Тщательно уложенные огромные каменные блоки внутри курганов-усыпальниц говорят о том, что древняя Япония обладала высокой техникой каменного строительства. Однако, истоком японской архитектуры явилось корабельное дело, и с момента зарождения на протяжении своей истории развития и до заимствования европейской культуры строительства в период Мэйдзи, японская архитектура использовала в качестве строительного материала исключительно древесину. Наверно ничего подобного не происходило в других странах, поэтому я называю японскую цивилизацию цивилизацией дерева.

Даже в наше время около 70% территории Японии занимают горы и леса. Это одна из самых густо покрытых лесами стран мира, а в прошлом лесов было еще больше. Состоят они в основном из широколиственных Пород, но в качестве строительного материала предпочтение отдавали хвойным породам — кипарису и кедру. Уже в древности для поддержания лесных ресурсов практиковалось искусственное насаждение и восстановление лесов. Это тоже содействовало развитию культуры деревообработки.

Глинобитное и каменное строительство не требует металлических инструментов. Совсем другое дело — деревянное зодчество. Так, продольные пилы применялись в Японии уже со времени развития сельского хозяйства. Более важным, однако, является способ получения досок и деревянных блоков путем расщепления бревен вдоль волокон древесины при помощи клиньев, а затем обтесывания готовых досок. Это было возможно, так как хвойный кипарис, являясь основным строительным материалом, обладает тонкими и прямыми волокнами древесины. Для сравнения, в Европе применялись широколиственные породы, такие как дуб. В способе деревообработки кроется причина практически полного отсутствия изогнутых линий в японских постройках. Исключение составляет кривая линия крыши, которая получалась путем прикладывания усилий на два конца длинной, тонкой, постепенно увеличивающейся по толщине, балки. Для японского зодчего кривая была не противоположна прямой, а скорее являлась продолжением прямых линий.

Практически все японские постройки представляют собой комбинации прямоугольных элементов, за исключением павильона Юмэдоно в храме Хорюдзи (г.Нара) и трехъярусной пагоды храма Анракудзи (префектура Нагано), где в конструкции использованы восьмиугольные элементы. Окружности появляются только в верхней части конструкций двухъярусных пагод, т.н. «тахото»(изобр.5). Таким образом все здания представляют собой комбинации опорно-балочных структур с осевой симметрией. Прямоугольные конструкции могут быть деформированы под действием силы, треугольные, конечно же, не могут. Несмотря на этот факт, все здания, за исключением треугольных секций крыш, состоят практически целиком из горизонтальных и вертикальных элементов. Это компенсировалось за счет использования в конструкциях разных сортов дерева: гибкость кипариса отлична от твердости дуба. Кипарис был предпочтительней, т.к. любая жесткость в структуре делала ее чувствительной к разрушительному воздействию боковых напряжений, вызванных землетрясениями и сильными порывами ветра. Податливая конструкция поглощала такие напряжения. По той же причине почти все сооружения имеют стены с выступающими столбами. Хотя это также связано с тем, что во влажном климате спрятанные опоры более подвержены гниению, одновременно конструкция стен становится жестче. В качестве параллели можно вспомнить японский вид спорта дзюдо, в котором сочетаются сила и гибкость.

В 3 веке появляется особый способ соединения элементов конструкции здания «нуки»: анкерные балки вставлялись внутрь опор, которые ими соединялись. Использование «нуки» означало, что даже довольно тонкие опоры стали способны выдерживать боковые нагрузки, генерируемые землетрясениями и штормами. Замена толстых опор, использовавшихся древними зодчими, на более тонкие привела к характерному со времени средневековья утонченному и стройному облику японских построек. Хорошим примером являются ворота синтоистских храмов, т.н. «тории»(изобр.6). Камень, используемый для строительства, получился в результате колоссального геологического давления. Это превосходный «неподатливый материал». Тогда дерево можно назвать отличным «растяжимым» природным материалом, аккумулирующим пульсирующую жизненную силу, способную как бы одолеть земное притяжение и устремиться к небу.

Под влиянием китайской архитектуры в Японии вплоть до 9 века постройки красились в голубой, красный и другие яркие цвета. С улучшением железных инструментов деревообработки, акцент стал делаться на красивую структуру самого дерева. К тому же, хвойные породы, особенно кипарис, богаты смолой и хорошо сохраняются даже без покраски. Это также отвечало стремлению японцев к естественной красоте.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.