Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные течения в психоанализе. Психология «Я»



Начало вопроса 8.

К началу 1960-х годов практики стали сообщать о том, что проблемы их пациентов не всегда хорошо описывались на языке современных теорий: суть жалоб людей, ищущих излечения, не всегда сводилась к проблемам, связанным с инстинктивными желаниями и препятствиями на их пути (теория драйвов), или к негибкому функционированию некоторых защит против тревоги (Эго-психология), или к активизации внутренних объектов, от которых пациент неадекватно сепарировался (теория объектных отношений).

Эти люди жаловались на пустоту — скорее на отсутствие внутренних объектов, чем на охваченность ими. Они были лишены чувства внутреннего направления и надежных ориентирующих ценностей, они обращались к терапии, чтобы обрести смысл жизни. Внешне они могли казаться очень самоуверенными, но внутренне находились в постоянном поиске подтверждений того факта, что их принимают, любят или ценят. Даже в тех случаях, когда проблемы, о которых говорили клиенты, имели другой локус, можно было обнаружить внутренние сомнения в собственной ценности и неустойчивость самоуважения. Некоторые аналитики считали подобных пациентов не подлежащими лечению, поскольку цель развития собственного “я” является намного более грандиозной, чем изменение или переориентация уже существующего собственного “я”. Другие исследователи работали над созданием новых моделей, благодаря которым таких пациентов можно было бы лучше понять и, следовательно, более эффективно лечить. При этом некоторые ученые оставались в рамках существовавших моделей (например, Эриксон и Ролло Мей внутри Эго-психологии, Кернберг и Мастерсон внутри теории объектных отношений); другие искали нечто новое. Так, Карл Роджерс вышел за пределы традиций психоанализа и развил теорию и терапию, которые утверждали понятия развивающегося собственного “я” и самоуважения в качестве основных.

Х. Кохут сформулировал новую теорию собственного Я, переориентация рассмотрения пациентов в терминах сэлф-структур, представлений о собственном Я (сэлф-репрезентаций), образов самого себя и понимание того, как самоуважение становится зависимым от внутренних процессов. Развивает теорию дефицита: основная стадия развития – преэдипова, основные взаимоотношения – диада, цель психотерапии – новая структура Я, фактор психотерапии – эмпатия, модус операнди – эмпатия и возмещение раннего дефицита.

Объектное либидо катектирует на истинных объектах, сепаратных от субъекта. Развитие объектного либидо проходит независимо от развития Я.

Развитие Я идет по двум линиям (связанным с нарциссическим либидо, катектирующим на Я-объектах, где объект переживается как продолжение Я):

1- нарциссическое либидо – вложение чувств в образ самого себя. Позитивный образ Я поддерживается в той степени, в какой ему необходимо найти поддерживающее его окружение. Мать не воспринимается как отдельная личность, она является зеркалом, которое поддерживает нарциссические успехи ребенка. Т.О. ребенок чувствует себя хорошим. Это стадия грандиозного Я – «я совершенен» (1-2г жизни) – связана с отзеркаливающими Я-объектами.

2- объектное либидо – позитивное чувство самого себя опирается на родителя, идеализированный родительский образ – «Ты – совершенен». (2-4г жизни). – Я-образ слит с архаическими идеализируемыми объектами.

Кохут описывает процесс здорового развития как постепенное отпадение наиболее грубых нереалистических аспектов Я-объектных образов с медленной интернализацией внешних взаимоотношений с Я-объектами в устойчивые психические структуры. Процесс запускается естественными и неизбежно увеличивающимися разочарованиями в самом себе и в идеализируемых Я-объектах с самого раннего детства. Если фрустрация, приводящая к разочарованию, является оптимальной – это приводит к росту и зрелости. Грандиозное Я развивается в зрелое Эго, характеризующееся самоуважением, амбициями и способностью к удовольствию. Однако если фрустрация желания слияния является разрушающей, то происходит фрагментация личности, наблюдаемая при пограничной патологии, вплоть до разрушения личности при шизофрении. Средняя фрустрация по интенсивности ведет к задержке развития на уровне архаичных Я-структур, грандиозной и идеализируемой, образующих биполярную конфигурацию.

«Человек трагический», исследуемый психологией Я, вытесняет структуры, т.е. расщепленные и фрагментарные аспекты Я.

Кохут атрибутирует всю психопатологию нарциссическим поражением из-за недостаточности «отзеркаливания» или идеализации. Аналитик выступает в виде идеализированного объекта или отзеркаливающего Я-объекта и пытается как можно меньше фрустрировать (эмпатия), тогда наступает постепенная интернализация этих функций.

Этот новый путь осмысления клинического материала обогатил психоаналитическую теорию языком собственного “я” (сэлф) и подтолкнул исследователей к попыткам понять объемы сэлф-переживаний. Терапевты стали замечать, что даже у тех пациентов, которых в общем нельзя было рассматривать как явно нарциссических, можно было наблюдать действие механизмов, направленных на поддержание самоуважения, чувства связанности и непрерывности сэлф-функции, которым ранее в литературе не придавалось большого внимания. Защита была переосмыслена не только как cpeдство против тревоги, вызванной Ид, Эго и супер-Эго, но также как способ поддержания непротиворечивого, позитивного чувства собственного “я”.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.