Основные течения в психоанализе. Теория влечений
Классический психоанализ: 1.З.Фрейд – теория влечений (фиксации на разных этапах определяют психическое развитие). 2.Эго-психология: З.Фрейд «Эго и Ид» (1923г), структурная модель: Ид, Эго и Супер-Эго. Традиция объектных отношений: Британская школа, М. Кляйн, М. Малер, Фейербейрн. Зд. Каковы были главные объекты в мире ребенка, как он их переживал, как они и их чувственные аспекты были интернализованы и как их внутренние образы и репрезентации продолжают существовать в бессознательном взрослого. Сэлф-психология: Х. Кохут – новая теория собственного Я: развития, возможных нарушений и лечения. Описание действия механизмов, направленных на поддержание самоуважения, чувства связанности и непрерывности сэлф-функции.
Теория влечений. В 1905г. Основные положения теории влечений сформулированы в работе «Три очерка по теории сексуальности». Влечение – это психическая репрезентация биологической органической потребности. Фрейд локализует влечение то на уровне психики, то на стыке психики и сомы. Вводит понятие либидо – «влечение в психике». У любого влечения есть цель – удовлетворение влечения (м.б. и промежуточные цели). У влечения есть также источник – это телесное возбуждение, которое может быть локализовано в разных частях тела. Вводит также термин эрогенная зона – влечение в ходе развития меняет свои источники, объект либидо – то, на что либидо может быть направлено. Влечение и объект не связаны однозначно, объект может быть достаточно автономен и для удовлетворения потребности может меняться. В зависимости от источника либидо выделяет фазы психосексуального развития. Например, аутоэротизм сменяется оральным эротизмом: источник – рот, цель – сосание, поглощение; объект – материнская грудь. Оральная фаза разбивается на две подфазы: 1.собственно оральная, зд. удовлетворение наступает за счет сосания 2.орально-садистическая – удовлетворение за счет кусания, либидо сочетается с агрессивностью. Анальная фаза (2-3г): Установка баланса между активностью и пассивностью. Абрахам разделяет на две подфазы: 1.анальная – основной способ удовлетворения – исторжение объекта. 2.анально-садистическая – удерживание фекалий (функция контроля) и попытка контроля объекта и контроля самого себя. Генитальная фаза – ведущая для взрослой сексуальности.Состоит их 2х подфаз с промежуточным этапом – латентным периодом. 1.Фаллическая подфаза: цель – лицо противоположного пола, способ удовлетворения – мастурбация или детский онанизм. Зд. тоже могут быть агрессивные переживания. Этой фазой Фрейд пытается объяснить развитие сексуальных перверсий. Эдипов конфликт (устранить отца, чтобы получить мать в качестве объекта). 2 варианта разрешения для мальчиков: · ребенок опасается столкнуться с возмездием со стороны отца (кастрационная тревога), связан с фантазиями о наличии или отсутствии пенисов у людей (в т.ч. и женщин). Образование супер-Эго как результат отказа мальчика от матери. Может быть негативный эдипов комплекс – враждебные чувства к родителю противоположного пола и позитивные чувства к родителю своего пола. · Второй вариант – не поняла какой, вариант кастрационных переживаний у девочек – она, открыв разницу полов, считает что лишена чего-то и обвиняет в этом мать, возникает зависть к пенису, девочка дистанцируется от матери и обращается к отцу как обладателю пениса и который может ее наградить пенисом. Девочка в фантазии хочет забеременеть от отца и родить ребенка. Из эдиповов конфликтов выводились все неврозы. 2. Генитальная фаза –подростковый период, подросток отказывается от родителей как сексуальных объектов, пытается их найти за пределами семьи. Фрейд менял свое представление о влечениях. Первоначально выделял два класса влечений: · Сексуальные влечения · Я-влечения (связаны с самосохранением). Эти виды достаточно автономны друг от друга. Сексуальные влечения важны для описания психоневрозов. Позже Фрейд разделяет: · Влечение к жизни · Влечение к смерти (выделено благодаря случаю человека-волка и 1 мир.войне). Влечение к смерти часто проявляет себя в виде деструкции.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|