Основные способы взаимодействия людей.
1. Уровень технологии взаимодействия. Взаимодействие происходит в рамках совокупности индивидов в процессе общей деятельности. Это может быть все человечество на различных этапах своего развития. На каждом этапе решается вопрос о том, сколько нужно человек для осуществления продуктивного процесса деятельности. При этом индивиды относятся друг к другу как к единице, к ресурсу деятельности. Разделение труда – это одна из форм кооперации. Виды простой кооперации: 1. Общее поле. Общий материал делится на всех участников 2. Конвейер. Продукт одной операции – материал для людей. В этом случае способ взаимодействия должен быть организован в культурной норме. Это может быть достигнуто только в ситуации определения отношений между участниками деятельности. 3. Сборка. Промежуточные продукты людей становятся материалом для деятельности других. Виды сложной кооперации: 1. Методическая – продукт деятельности становится средством для другой. Выработанные научные знания становятся средством для профессиональной деятельности. 2. Целеопределение. Продукт деятельности становится целью другой деятельности. 3. Кадровое обеспечаение – связь между университетами и работодателями. 4. Агрегация – взаимодействие в системе людей и машин. 5. Взаимодействие людей в системах искусственного интеллекта.
2. Уровень институциональных статусных отношений. Статус – приписываемая человеку функция, уже непосредственно не относящаяся к процессу деятельности, которая затем институизируется. Статус определяет должное отношение и должное поведение, закрепленное за этим статусом.
3. Уровень коллектива. Многоцелевые объединения людей в системе ролевых отношений – это коллективы. Структура коллектива – функциональные роли. В любом коллективе выделяется 6 базовых ролей, по наличию которых можно судить, существует коллектив или нет. - Генератор идей – единственный функциональный лидер - Критик – находит противоречия, их обычно не больше двух - Эрудит – информационное обеспечение. Их может быть столько, сколько областей знания задействовано в деятельности. - Исполнитель – по объему выделенной в плане работы. - Координатор – создает команду помощников. - Сукин сын – весельчак, балагур, обеспечивает нормальную эмоциональную атмосферу в коллективе. Эта роль не должна быть всегда закреплена за одним человеком, потому что это провоцирует эмоциональное выгарание. Существует точка зрения, что коллектив – это эффективная организация совместной деятельности для подавления личности. Личность не развивается в коллективе.
4. Уровень коммуникации (в узком смысле). Коммуникация – это взаимодействие равноправных позиций по отношению к обществу или одному предмету обсуждения. В коммуникации определяются позиции и роли: - Председатель – следит за предметом обсуждения. - Докладчик - Оппонент - Историк – соотносит прецедент с прошлым - Слушатель - Интерпретатор
5. Уровень личностных отношений. Конфликты уровня коммуникации решаются на уровне межличностных отношений. Структура взаимоотношений характеров (обмен личностными оценками в общении). Понятие общения может быть отнесено только к этому уровню! Общение всегда приводит к генерализации и переходу на следущий уровень.
6. Уровень интимно-личностых отношений. На этом уровне выделяются любовь, борьба и т.д. Взаимодействие этого уровня гетерохронно, то есть имеет начало и конец.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|