Здавалка
Главная | Обратная связь

Подросток как субъект учебной деятельности.



В среднем школьном (подростковом) возрасте (от 10—11 до 14—15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности подростка. Присущая детям этого возраста деятельность включает в себя такие ее виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная, художественная, трудовая. Подросток учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего «Я». Это наиболее сложный переходный возраст от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование человека — «чувство взрослости».

Как отмечает В.А. Караковский, младшему подростку особенно присущи потребность в достойном положении в коллективе сверстников и семье; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам учителей; переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; отсутствие адаптации к неудачам; отсутствие адаптации к положению «худшего»; тенденция предаваться мечтаниям; боязнь осквернения мечты; требовательность к соответствию слова делу; повышенный интерес к спорту; увлечение коллекционированием; увлечение киноискусством и т.д. Наряду с этим младший подросток характеризуется повышенной утомляемостью, ярко выраженной эмоциональностью, иногда резкостью в суждениях (до грубости). К концу периода младшего подростничества учащиеся начинают осознавать необходимость самостоятельного выбора дальнейшей программы образования, что предполагает сформированность достаточно устойчивых интересов и предпочтений, ориентацию в различных сферах труда и общественно полезной деятельности.

Если для младшего школьного возраста ведущей является учебная деятельность, то для школьника среднего возраста (подростка) в качестве ведущей выступает общественно полезная деятельность в разнообразных формах, в русле которой и интимно-личное общение со сверстниками, и очень важное общение с представителями другого пола. При этом учебная деятельность становится как бы осуществляемой активностью — она «обеспечивает» индивидуализацию подростка. Его главная ценность — система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому «идеалу», устремленность в будущее (недооценка настоящего). Отстаивая свою самостоятельность, подросток формирует и развивает на основе рефлексии свое самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я». На основе интеллектуализации психических процессов происходит их качественное изменение по линии все большей произвольности, опосредованности.

Как субъект учебной деятельности подросток характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции субъектной исключительности, «индивидуальности», стремлением (особенно проявляющимся у мальчиков) чем-то выделиться. Это может усиливать познавательную мотивацию, если соотносится с самим содержанием учебной деятельности — ее предметом, средствами, способами решения учебных задач. Стремление к «исключительности» входит и в мотивацию достижения, проявляясь в таких ее составляющих, как «награда», «успех». Учебная мотивация как единство познавательной мотивации и мотивации достижения преломляется у подростка через призму узколичных значимых и реально действующих мотивов группового, социального бытия. Именно поэтому педагогическая психология подчеркивает важность реализации всех активизирующих интеллектуальную деятельность подростка принципов обучения: его проблематизацию, диалогизацию; индивидуализацию, активно-действенные формы организации усвоения. Содержание учебной деятельности должно включаться в общий социокультурный контекст современной литературы, музыки, живописи, танца, как и в современные условия общественно-экономических, жизненно-бытовых отношений.

Показательно для подросткового возраста и отношение к авторитету. Если в младшем школьном возрасте авторитет учителя не менее значим, чем авторитет семьи, то для подростка проблема авторитета взрослого не самоочевидна. С одной стороны, позиция подростка «я — взрослый» как бы противопоставляет его взрослым, с другой — их авторитет остается важным фактором его жизни.

Подросток как субъект учебной деятельности специфичен не только своей мотивацией, позицией, отношением, «Я»-концепцией, но и местом в жизни на отрезке непрерывного, многоступенчатого образования. Он для себя решает, прогнозирует форму продолжения этого образования, в зависимости от этого ориентируясь на ценности либо учения, либо трудовой деятельности, общественной занятости, межличностного взаимодействия. При ориентации на учение подросток переходит в статус старшего школьника. Старший школьник как субъект учебной деятельности — это человек, сделавший выбор (или подчинившийся выбору референтного для него окружения) продолжить учение. Именно это определяет его специфику как субъекта.

 

157. Психологические теории в интерпретации кризиса подросткового возраста.

Психофизиологическая граница подросткового возраста относится к 19 годам. ВНД 11 и 19 лет практически не отличаются. Подростковый возраст делится на два периода:

- младший подросток (11-13)

- средний подросток (13-15)

- старший подросток (15-17)

Ведущий мотив подростка – общение со сверстниками (продолжение доминанты личностного развития). Содержание развития этого периода – социальное обучение.

 

Новообразования младшего подростка:

Половая идентификация. Половозрелость делится на: полоролевую идентификацию (Гендерные установки) и возрастную идентификацию.

Дифференциация самооценки.

Появление «значимого другого». Подросток определяет себя как представителя определенного пола и возраста. Начинает формироваться структура характера. До этого свойства характера диффузны. Завершение половой идентификации – адекватность самооценки.

Представления о личной перспективе.

 

Новообразования среднего подростка.

Механизм овладения социальными нормами – подражание.

Выделяется познавательная деятельность, мотив и предмет которой совпадают в предмете познания.

Формируется аналитическое мышление.

 

Новообразования старшего подростка.

Завершение формирования характера, хотя он ещё не стабилен.

 

Л.С. Выготский выделял три линии созревания: органическое, половое и социальное. У человека все эти линии не совпадают, и сначала наблюдается половое созревание, затем органическое, и в конце социальное.

 

С. Холл. В соответствии с теорией рекапитуляции С. Холл считал, что подростковая стадия развития человека соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Это промежуточная стадия между эпохой собирательства – эпохой детства и взрослым состоянием – эпохой развитой цивилизации. Его представление о «бунтующем» отрочестве, насыщенном стрессами и конфликтами, в котором доминируют нестабильность, энтузиазм, смятение и царствуют законы контрастов, глубоко вошло в психологию. С. Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка: его высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию. С. Холл интерпретирует подростковый возраст как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает «чувство индивидуальности». С. Холла называют отцом психологии подросткового возраста: в 1904 он издал двухтомную монографию, где впервые в психологии так глубоко коснулся этой проблемы.

 

Э. Шпрангер. В 1924 Шпрангер выпустил книгу «Психология юношеского возраста», где рассматривал подростковый возраст как составную часть юношеского, границы которого он определил 13-19 годами у девушек и 14-21 годами у юношей. Первая его фаза, собственно подростковая ограничена 17 годами. Она характеризуется кризисом освобождения от детской зависимости. Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по его мнению, возраст врастания человека в культуру его общества. Э. Шпрангер описал три типа развития отрочества:

1. Резкое, бурное, кризисное течение, когда отрочество воспринимается как второе рождение, в результате которого возникает новое «Я».

2. Плавный, медленный, постепенный рост, без глубоких сдвигов.

3. Процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля.

Главное новообразование этого возраста, по Э. Шпрангеру, - открытие своего «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности.

Э. Шпрангер дал психологическое описание двух сторон любви – эротики и сексуальности – и их проявлений в подростковом возрасте. В сознании подростка эти две стороны разделены между собой, резко отделены друг от друга. Согласованность этих двух моментов Э. Шпрангер считает «симптомом зрелости».

 

Ш. Бюлер. Занималась поиском биологического смысла пубертатного периода. В работе Ш. Бюлер сделана попытка рассмотреть пубертатный период в единстве органического созревания и психического развития. Это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым. Психологическая пубертатность, по Ш. Бюлер, связана с вызреванием особой биологической потребности – потребности в дополнении. Внешнее и внутреннее возбуждение, которым сопровождается созревание, должно вывести подростка из состояния самоудовлетворенности и спокойствия, побудить его к поискам и сближению с существом другого пола.

Основные черты негативной фазы пубертата – повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние, физическое и душевное недомогание. Ненависть к себе и враждебность к окружающим могут присутствовать одновременно, находясь в связи, либо сменять одна другую, приводя подростка к мысли о самоубийстве. Подросток чувствует себя одиноким, ненужным, чужим и непонятым. У девочек негативная фаза длится в среднем до 13, а у мальчиков до 14 лет.

Затем начинается позитивная фаза. Перед подростком открываются новые источники радости, переживания прекрасного.

 

В. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. В зависимости от того, какая ценность переживается как наивысшая, определяющая жизнь, совершенно по-разному формируется личность. Исходя из базовых ценностей, В. Штерн выделяет 6 типов личности, которые формируются в подростковом возрасте: теоретический, эстетический, экономический, социальный, политический, религиозный. Штерн рассматривает подростковый возраст как переходный между детской игрой и взрослой ответственной деятельностью и вводит понятие – «серьезная игра». Все, что делает подросток, ещё не слишком серьезно – это лишь предварительная проба.

 

Э. Эриксон считал подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни, подчеркивал, что психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания, личной биографии, но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет. В возрасте 12-14 лет происходит последняя фундаментальная децентрация – ребенок освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. Окончательно формируется личность, строится программа жизни.

 

Л.С. Выготский считал интересы ключом к пониманию подросткового возраста. По его мнению, в подростковом возрасте старые интересы разрушаются и отмирают, и созревает биологическая основа для развития на ней новых интересов. Выготский перечислил несколько групп интересов подростков, которые назвал доминантами: эгоцентрическая доминанта, доминанта дали (устремленность на масштабные события и глобальные проблемы), доминанта усилия (тяга к сопротивлению, напряжению, иногда упрямству и хулиганству), доминанта романтики. По Выготскому, в подростковом возрасте завершается формирование понятий, становятся возможны высшие формы интеллектуальной деятельности. Кроме того, происходит интенсивное развитие воображения, но оно уже интеллектуализировано, поэтому проявлется в творчестве. Ещё одно новообразование возраста – развитие рефлексии и на её основе самосознания.

 

Д.Б. Эльконинподчеркивает, что в подростковом возрасте учебная деятельность совершает поворот с внешнего мира на личность самого подростка. У подростка возникают вопросы о своей природе, личности, месте в мире. Вновь возникают трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Важное место ля подростка занимает поиск друга, компании. Многие подростки начинают вести дневники, в которых, как им кажется, находят убежеще.

Центральное новообразование этого возраста – представление о себе не как о ребенке!

Приобщение к миру взрослых происходит по следующим направлениям:

1. Подражание внешним признакам взрослости, чаще всего, наиболее доступным – курение, игра в карты, алкоголь, специфический лексикон, стремление следовать моде.

2. Равнение подростков-мальчиков на качества «настоящего мужчины» - силу, смелость, мужество, выносливость, волю, верность. Средством самовоспитания часто становится спорт.

3. Социальная зрелость. Подросток стремится занять место помощника взрослого, это может выражаться в стремлении к экономической независимости от родителей.

4. Интеллектуальная зрелость. Появляется стремление овладеть особенными умениями за пределами школьной программы, появление самообучения.

Ведущий тип деятельности в этом возрасте – общение со сверстниками. В этой среде осваиваются нормы поведения, устанавливаются отношения равенства и иерархии, уважения друг к другу. В этой деятельности формируется самосознание – общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления.

Кардинальные изменения происходят в системе мотивации подростка. На первый план выходят мотивы, связанные с формирующимся мировоззрением, планами будущей жизни. Мотивы обретают иерархическую систему.

В нравственном развитии важное место занимает установка образцов для подражания, которые подростки выбирают для себя. Вообще нравственные убеждения возникают и формируются только в подростковом возрасте, хотя основа для них была заложена гораздо раньше. Формируется нравственное мировоззрение, то есть система убеждений

Ещё одно новообразование, возникающее в конце подросткового возраста, называется самоопределением. Оно определяется как осознание себя членом общества. Оно возникает в конце учебы, когда человек вынужден выбрать свой дальнейший путь в жизни.

 

158. Проблема полового созревания и психического развития.

Поиск биологического смысла пубертатного периода представлен в работах Ш Бюлер. Подростковый возраст определяется ею на основе понятия пубертатности. Пубертатный период - это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время Фаза пубертатности, созревания, обнаруживается у человека в особых психических явлениях, которые Ш Бюлер называет психической пубертатностью, которая появляется еще до физического созревания в качестве его предвестника и продолжается долгое время после него.

Психическая пубертатность, по Ш Бюлер, связана с вызреванием особой биологической потребности - потребности в дополнении. Именно в этом жизненном явлении и лежат, по ее мнению корни тех переживаний, которые характерны для подростковой возраста. Внешнее и внутреннее возбуждение, которым сопровождается созревание, должно вывести подростка из состояния самоудовлетворенности и спокойствия, побудить его к поискам сближению с существом другого пола. Явления, сопровождающие созревание, должны сделать человека ищущим, неудовлетворенным в своей замкнутости, и его "Я" должно быть раскрыто для встречи с "Ты" Ш. Бюлер отличает психическую пубертатность от телесной.

Физическая пубертатность протекает у мальчиков в среднем между 14-16 годами, у девочек -- между 13 и 15 годами. Разумеется, существуют отличия между городом и деревней, между отдельными странами, большое влияние оказывает климат. Нижней границей нормального начала пубертатности следует считать 10-11 лет, верхней - 18 лет. Отдельные "психические симптомы появляются уже в 11-12 лет: подростки необузданны и драчливы, игры более старших подростков им еще непонятны, а для детских игр они считают себя слишком большими. Проникнуться личным самолюбием и высокими идеалами они еще не могут, и в то же время у них нет детского подчинения авторитету. Эта фаза является, по Ш. Бюлер, прелюдией к периоду психической пубертатности.

За этой фазой следуют две главные фазы, которые Ш. Бюлер называет пубертатной стадией и юностью. Граница между ними проходит в 17 лет. Превращение подростка в юношу проявляется в изменении основной установки по отношению к окружающему миру: за жизнеотрицанием, присущим пубертатной стадии, следует жизнеутверждение, характеризующее юношескую.

Основные черты негативной фазы, отмеченные Ш. Бюлер, это "повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние", а также "физическое и душевное недомогание", которое находит свое выражение в драчливости и капризах. Подростки неудовлетворены собой, их неудовлетворенность переносится на окружающий мир. Ш. Бюлер пишет: "Они чувствуют, что их состояние безрадостно, что их поведение дурно, что их требования и бессердечные поступки не оправдываются обстоятельствами, они хотят стать другими, но их тело, их существо не подчиняется им." "Они должны бушевать и кричать, проклинать и насмехаться, хвастаться и сердиться, даже если они сами замечают странность и некрасивость своего поведения". Ш. Бюлер отмечает далее, что ненависть к себе и враждебность к окружающему миру могут присутствовать одновременно, находясь в связи одна с другой, а могут чередоваться, приводя подростка к мысли о самоубийстве. К этому присоединяется еще и ряд новых внутренних влечений "к тайному, запрещенному, необычному, к тому, что выходит за пределы привычной и упорядоченной повседневной жизни". Непослушание, занятие запрещенными делами обладает в этот период особой притягательной силой. Подросток чувствует себя одиноким, чужим и непонятным в окружающей его жизни взрослых и сверстников. К этому присовокупляются разочарования. "Всюду воспринимается прежде всего отрицательное",-- указывает Ш. Бюлер. Как наиболее обычные способы поведения она описывает "пассивную меланхолию" и "агрессивную самозащиту". Следствие всех этих явлений - общее снижение работоспособности, изоляция от окружающих или активно враждебное отношение к ним и различного рода асоциальные поступки. Все это отмечается в начале фазы. Общая продолжительность негативной фазы у девочек от 11 до 13 лет, у мальчиков от 14 до 16 лет. Окончание негативной фазы характеризуется завершением телесного созревания. И здесь начинается вторая фаза - позитивная.

Позитивный период приходит постепенно и начинается с того, что перед подростком открываются новые источники радости, к которым он до этого времени не был восприимчив. На первое место Ш. Бюлер ставит сознательное переживание как чего-то прекрасного. При благоприятных условиях источниками радости служат искусство и наука: "Широкий мир ценностей, служащий для взрослого человека источником высокого счастья, раскрывается впервые на пороге юности". Ко всему этому присоединяется любовь, теперь уже сознательно направленная на дополняющее "Ты". "Любовь дает выход самому тяжелому напряжению," - отмечает Ш Бюлер.

Говоря о верхней границе юношеского возраста, Ш. Бюлер отмечает, что" она относится к 21-му или 24-м годам, так как в это время наблюдается относительная стабилизация характера и определенные черты зрелости.

В работе Ш. Бюлер сделана попытка рассмотреть пубертатный возраст в единстве органического созревания и психического развития.

 

159. Половозрастная идентификация подростка.

Новообразования младшего подростка:

Половая идентификация. Половозрелость делится на: полоролевую идентификацию (Гендерные установки) и возрастную идентификацию.

Интенсивный рост, увеличение массы тела опережают развитие мускулатуры, что приводит к некоторой диспропорциональности тела. Поэтому подростки часто испытывают чувство неловкости, у них резко повышается интерес к своей внешности. Формирование образа физического «Я» происходит постепенно, этот процесс очень важен, так как новый образ тела занимает важное место в самосознании, подросток постоянно оценивает его. Обострение недовольства своей внешностью может привести к утрате соматической идентичности, то есть принятия своего тела.

Большое значение в этом возрасте имеет и становление половой идентичности, которое предполагает осознание индивидом своей половой принадлежности, усвоение соответствующих норм и стилей поведения. В подростковом возрасте стереотипы «маскулинности» и «феминности» особенно резко поляризуются, соответствие этим идеализированным стереотипам становится главным критерием, по которому подросток оценивает свою внешность, поведение, черты характера.

Множество проблем связано с пробуждением сексуального чувства и сексуальным опытом, изменяющим отношение подростка не только к сверстникам другого пола, но и к близким, и к себе.

 

160. Развитие самосознания старшеклассника и период юношеского развития.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.