Здавалка
Главная | Обратная связь

Искусство периода республики. Архитектура



В республиканский период сложились основные типы римской архитектуры. Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных войн и гражданских битв выражена в конструктивной логике монументальных инженерных сооружений, лучше всего сохранившихся до наших дней. Одно из самых знаменитых произведений инженерного искусства античности - оборонительная стена Рима, возникшего на трёх холмах: Капитолии, Палатине и Квиринале. Сложенная из больших блоков туфа, она спускалась к Тибру.

К числу знаменитых сооружений относится ведущая к Риму Аппиева дорога, построенная в IV - III веках до н.э. для движения когорт и гонцов. Это первая из сети дорог, покрывавших позже Италию и имевших важное стратегическое значение, объединяя различные части страны. К древнейшим конструкциям относится и сточный канал Клоака Максима (с ударением на первом А) в Риме, существующий до наших дней. Этот подземный канал был создан для осушения болотистой местности между тремя римскими холмами, где образовалась центральная площадь древнего Рима - Римский форум (Форум Романум), на котором протекала общественная жизнь Рима, и к которому сходились все дороги столицы. Видное место в архитектуре столицы заняли мощные мосты и акведуки, перекинутые через широкие пролёты, пробегающие десятки километров. Они стали неотъемлемой частью римского пейзажа. Главным в римской архитектуре начала республиканского периода была не пышная декоративность, а удовлетворение практических бытовых и общественных потребностей не только господствующего класса, но масс городского населения. Целесообразностью определяются логика структуры сооружения, лаконизм архитектурной мысли. Подлинная красота и мощь римской архитектуры в художественно точно найденных пропорциях и масштабах.

Общественная жизнь протекала на Форуме - площади, представляющей собой архитектурный ансамбль. Здесь был центр торговой жизни, политической деятельности, народных собраний, военных триумфов. Облик его сложился ко II веку до н.э. Он приобрёл асимметричный характер в результате постепенной разновремённой застройки.

На рубеже III - II веков до н.э. римляне научились делать прочный водоупорный бетон. Это позволило им развить применявшуюся уже на Востоке и в Греции технику возведения мощных сводчатых и купольных конструкций, которые нужны были для создания огромных внутренних пространств, свободных от внутренних опор, в общественных сооружениях. Римская техника сводов стала образцом для последующих этапов европейской архитектуры.

Общественные потребности римского общества породили много новых типов сооружений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, колонны, акведуки и др. Другие, уже известные в античном мире типы построек - дворцы, виллы, особняки, театры, храмы, мосты, надгробные памятники - получили у римлян новое архитектурное решение.

Ведя завоевательные войны, римляне приобретали не только новые земли, они знакомились с новыми для них культурами, осваивали этрусскую и греческую технику и формы, использовали наиболее ценное в традициях Востока и варварских народов. Приобретаемые знания они использовали с присущим им рационализмом, который проявился в пространственном размахе, конструктивной логике и целостности гигантских архитектурных комплексов, строгой симметрии геометрических форм, положив тем самым начало новой эпохе мирового зодчества. С распространением римского владычества на Грецию и Восток в Рим проникает утончённость и роскошь эллинистических городов. Приток богатств из завоёванных стран меняет нравы римлян, в быт господствующих классов входит роскошь. Строятся дворцы и виллы, город одевается в мрамор.

Чувством спокойного стиля веет от жилых домов г. Помпеи. Как правило, это одноэтажные дома, состоящие из парадного помещения - атриума, за которым следовал открытый внутренний дворик - перистиль. Вокруг перистиля располагались жилые комнаты и хозяйственные помещения. Перистиль окаймляла колоннада, его украшали фонтаном, статуями, цветниками. Внутри дома были украшены мозаикой и росписями.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.