Здавалка
Главная | Обратная связь

Научная биография Ранке



нем. историк, оказавший большое влияние на формир-е нем. бурж.-юнкерской истор-фии 2-й пол. 19 в. и на последующую герм. Истор-фию реакц. направления. Происходил из лютеранской пасторской семьи и получил строго религ. воспитание. По окончании Лейпцигского ун-та, где он занимался классич. филологией и богословием, Р. стал учителем древних яз. в гимназии во Франкфурте-на-Одере (1818). Здесь под влиянием чтения Вальтера Скотта, О. Тьерри и др. авторов Р. увлекся историей. В 1824 вышло его 1 ист. соч. "История романских и герм. народов с 1494 до 1535 г." с приложением источниковедч. этюда "К критике новой исто-фии". Исключительный успех этой работы доставил R кафедру в Берлинском ун-те (1825-71). "Государи и народы Юж. Европы в 16-17 вв.", = командирован прус. пр-вом в Италию для работы в архивах. Теоретич. взгляды Р. Сформ-сь под влиянием филос. идеализма и протестантизма. Ист. процесс, - осущ-е "божеского плана управления миром", придающего единство Всему процессу; причинные связи м/у событиями также предуказаны богом; религия играет решающую роль в жизни народов; внешние ист. явления выступают как борьба идей, причем высшая идея - бог, а все прочие идеи - "мысли бога в мире". Каждый ист. период, имеет свою "руководящую идею" (история, т. о., оказывалась разделенной на замкнутые эпохи и лишенной поступательного развития). Наряду с религ. идеей важное место в ходе истории занимает, идея полит-я, воплощенная в гос-ве. Церковь и гос-во - оба божеств. происхождения, но гос-во лучше всего выражает стремление "нации" к силе: политика гос-ва есть "политика с позиций силы", борьба гос-в, наций наполняет историю. ист. концепция Р. Хар-ся европоцентризмом с окраской нем.-юнкерского шовинизма. Весь ход истории, по Р., определяют "ведущие" народы; с 6 в. н.э. это романо-герм. народы и гос-ва Зап. Европы. Ист. роль славянства сводится к защите от вост. кочевников зап.-европ. цивилизации. Сами славяне в культурной и политич. организации полностью зависят от Запада. Народы Азии и др.х неевроп. стран - объект, а не субъект истории. С богословско-идеалистич. концепцией Р. связаны след-е хар-ные черты творчества Р.: божеский план реализуется ист. личностями (короли, папы, полководцы и т.д.; на первый план). Осн. задача историка - выявление "божьего плана", она достигается путем отыскания "объективной истины", т. е. установления того, "как собственно все происходило" (P. считается основоположником "объективной" школы нем. Ист-фии). Интерес гл. обр. к политич. и дипломатич. истории, провозглашение примата внеш. политики над внутр. и игнорирование истории соц-х отношений, исключит. внимание к деят-ти выдающихся личностей хар-ны для всех соч. Р.

Вкладом Р. в развитие ист. науки является его исследоват. методика, основанная на след. положениях: объективная истина содержится гл. обр. в архивных мат-лах политич. Хар-ра - в донесениях послов, переписке гос. деятелей и т.д.; чего нет в документе (мнения, слухи и проч.) - не существует для истории; правильное использование источников требует филологич. анализа, установления аутентичности и достоверности документа и др. операций внеш. и внутр. критики текста. Р. не изобрел этот метод (он опирался на опыт Г. Б. Нибура и др обучал ему в своих знаменитых ист. семинарах в Берлинском ун-те (с 1834), из к-рых вышли многие известные бурж. ученые: Ф. В. Гизебрехт, Г. Вайц, Г. Зибель, X. Дельбрюк, В. Ваттенбах, В. Рошер и мн. др. К заслугам Р. перед нем. наукой относится также организация Баварской ист. комиссии, издавшей нем. биографич. словарь и развернувшей широкую деят-ть по публикации ист. источников.

Претензиями на "объективность" и "беспартийность" Р. не удалось замаскировать свою реакц. политич. позицию, низкопоклонство перед монархами, восхищение воен. мощью прусского гос-ва и его агрессивной внеш. политикой. В своих трудах ("12 книгах прусской истории") защищал дворянские привилегии и полуфеод. строй Пруссии, выражал аристократич. презрение к простому народу и ненависть к революциям и революц. деятелям. Советник и воспитатель нем. королей и принцев, получивший в 1841 звание офиц. историографа Пруссии, друг и поклонник Бисмарка - "объединителя" Германии "железом и кровью", Р. стал олицетворением консерватизма и враждебного отношения к соц-му и политич. прогрессу. Отсюда восторженное отношение к Р. со стороны представителей реакц. крыла бурж. историографии и резко отрицательные отзывы о творчестве Р. передовых умов Германии - Маркс, Г. Гейне и др.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.