Здавалка
Главная | Обратная связь

Стратегические соображения



На бумаге наш анализ выглядит очень убедительно. Если вы думаете, что наши предложения могут потом развиться в определённый курс действий, то скоро у вас появится вопрос о том, какэто произойдёт. Не ставим ли мы перед собой слишком внушительную задачу, обречённую на провал? Всё это действительно хорошо описывать, но пора найти путь от теории к практике.

И всё же мы предлагаем ненадолго устоять перед понятным желанием ринуться вперёд и увидеть своими собственными глазами, оправдаются ли наши усилия — пусть даже в теории. В первую очередь, необходимо осознать, что контроль, осуществляемый посредством копирайта, и рыночное доминирование не просто нежелательны и неправильны, но, к тому же, противоречат актуальному пути развития экономики, технологий и социальной коммуникации. Чтобы прийти к такому выводу, требуется немало споров и размышлений. Мы понимаем, что здесь есть место сомнениям. Известная проблема лучше неизвестности, которая впереди. Но такой подход был бы слишком простым. Общества развиваются, не должны ли адаптироваться и регулирующие их инструменты? Разве такое решение не более очевидно? Возможно.

В истории уже бывали случаи, когда фундаментальные перемены происходили очень быстро. Падение Берлинской стены, которое неизгладимо запечатлелось в нашей памяти, — хороший тому пример. Да и копирайт явно трещит по швам, если приглядеться. Он может исчезнуть очень быстро. Но доминирование огромных корпораций на рынке культуры, скорее всего, будет вытеснить гораздо сложнее, чем копирайт.

Так почему же мы склоняемся к мысли, что гигантам в сфере культуры не суждено жить вечно? Ещё до того, как в 2008 году разразился экономический кризис, становилось ясно, что им приходится прибегать к всё более экстравагантным мерам, чтобы не отставать от конкурентов. Сколько можно разыгрывать «семейку Джонсов»*, когда финансовая система на грани коллапса? Предпринимались попытки возрождения старых «звёзд», которые показали, как сложно вписаться в изменившуюся действительность и завоевать признание, как это делают молодые таланты. Старым компаниям пришлось уступить место новым гигантам, таким какMySpace и YouTube — не будем забывать и о сотнях других обменных сетей, — и таким как, например, музыкальный магазин Apple iTunes. Главный вопрос, по сути, состоит в том, применимо ли выражение «легко пришло — легко ушло» к этим сетям. Их пользователи могут массово эмигрировать в другие сети в мгновение ока. И это могут быть вовсе не сети, а совершенно иные виртуальные конструкции.

Мир больших компаний, производящих, распространяющих и показывающих культурные продукты, далёк от стабильности. Более того, с приходом администрации Обамы ко власти в США не исключено, что узлы антимонопольного закона можно затянуть чуть крепче — или гораздо крепче? — чем в прежние времена, когда этим законом пренебрегали. Целенаправленное вмешательство в доминирующие на рынке компании, такие какAmazon.com, MySpace, YouTube и iTunes, — вариант, безусловно, заслуживающий рассмотрения.

Что произойдёт в итоге, сказать сложно, но в последние годы в Соединенных Штатах набирают силу крупные движения, в том числе Free Press («Свободная пресса»), ратующие за укрепление антимонопольного законодательства в медиа-секторе. В экономическом, а значит, и в политическом плане безопасное положение крупных производственных и дистрибьюторских компаний, которым они могли бы пользоваться долгое время, стало менее устойчивым. Следует добавить, что новейшие технологии делают звуковое и визуальное производство широкодоступным. Это одна из основных причин, почему MySpace и YouTubeоказались в состоянии завоевать доминирующее положение на рынке. Не исключено, что с дальнейшим развитием технологий это условие перестанет быть обязательным для взаимного общения.

Здесь мы приводим лишь несколько доказательств тому, что представить себе мир без копирайта и доминирования на рынке гигантских корпораций — не значит выйти за рамки реальности. Было бы разумно приготовиться к такому положению вещей. Каждый, кто стремится поддерживать интересы многих художников, многообразие культурных форм на рынке и существование общественного достояния в виде знания и художественного творчества, должен приготовиться к тяжёлой борьбе за возможность действовать согласно этим интересам. Первое, что нужно сделать — это разработать модели переструктурирования культурных рынков. В этой главе мы попытались внести свою лепту в этот процесс. Мы надеемся, что это станет предметом для многих дебатов и дальнейших исследований, что приведёт к усовершенствованию представленной модели и связанных с ней предположений.

Вопрос, к решению которого мы пока не готовы, заключается в том, каким образом вынести наши предложения на политическую повестку дня. Варианты сильно разнятся в зависимости от страны. У нас нет возможности подробно рассмотреть эту проблему здесь, но этот пункт следует учитывать при дальнейшей разработке стратегий или даже решений. Например, Индию нельзя сравнивать с Нидерландами, как и Мали — с Сингапуром, а Ирак — с Бразилией и т. д.

Совершенно определённо то, что наши предложения касаются ВТО и ТРИПС. Исчезновение копирайта поставит ТРИПС под удар. В заключительной главе мы вкратце обращаем внимание на то, что отмена других видов прав на интеллектуальную собственность, таких как патентное право, с другой стороны, не должна превращаться в табу. Тогда ни ТРИПС, ни ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности) не будут здесь играть никакой роли. Такой вариант и вовсе кажется невозможным. Тем не менее, в реальности во многих не-западных странах бытует мнение о том, что ТРИПС нуждается в глобальной переработке, особенно в том, что касается патентов (Deere, 2009, с. 119). Если эту конструкцию подвергнуть критическому анализу с различных точек зрения, то какая её часть останется убедительной?

То же происходит с ВТО, построенной на предельно ясном политическом утверждении о том, что рынки должны становиться всё более открытыми. Понятие о «защите» того, что уязвимо, уникально, важно для индивидуальной деятельности, того, что должно присутствовать в каждом сообществе, будто отсутствует. Такие инструменты, как «национальный режим», только мешают видению мира как одного большого рынка, где каждый может торговать вволю на равных условиях с остальными. Оно противоречит реальности, в которой, во-первых, такого равенства не существует, а во-вторых, для стран может быть предпочтительнее иметь определённые возможности для стимулирования собственного развития. Применение закона конкуренции в культурном и медийном секторах может поспособствовать удовлетворению интересов конкретной страны.

Удивительным аспектом экономического и финансового кризиса 2008 года является то, что впервые за несколько десятилетий стала обсуждаться идея организации рынков с учётом интересов не только акционеров и инвесторов. Последним пришлось заплатить высокую цену за свою убеждённость в том, что их действия правильны и совершаются во имя общего блага. Мы должны забыть о неолиберальной вере в саморегуляцию рынков: это заблуждение.

Любой рынок, неважно в какой части света он находится, организован тем или иным образом, и тем или иным интересам в нём уделяется больше внимания, чем всем остальным. Как только общество это осознает, наша задача значительно упростится. Тогда мы сможем конструктивно рассуждать о том, как именно следует организовывать рынки — в том числе и культурные, — чтобы они могли удовлетворять более широкому спектру интересов. Нас ждет волнительное будущее, не лишённое опасностей, разумеется, но несущее с собой возможности для достижения сформулированных нами целей.

 

Воздушные замки?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.