Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные общие цели сбора фактов наблюдения



Метод наблюдения является одним из самых распространенных в психологии. Он широко применяется в научной и практической профессиональной деятельности, как в качестве основного метода, так и в сочетании с многими другими. Собираемые методом наблюдения факты используются психологами, главным образом, для достижения таких наиболее распространенных в их профессиональной деятельности общих целей, как исследование, диагностика и воздействие.

При проведении исследований эти факты используются как основание для выдвижения или проверки гипотез и теорий, объясняющих интересующие психологов явления. В качестве примеров продуктивного применения метода наблюдения в исследовательских целях можно привести описанные с привлечением фактов наблюдения очень известные в психологии феномены, которые использовались авторами не менее известных общепсихологических теорий в качестве эмпирического подкрепления отдельных положений этих теорий. Так, в бихевиоризме феномен изменения поведения, наблюдавшийся в опытах Дж. Уотсона с двумя маленькими детьми: Альбертом и Питером, использовался им как обоснование возможностей его теории для управления развитием поведения человека на основе механизма обусловливания. В гештальтпсихологии фи-феномен, а также феномены транспозиции и фигуры-фона использовались в качестве доказательства положения о том, что явлениям сознания присущи особые свойства целого (гештальт-качества), которые отсутствуют у входящих в его состав отдельных частей и не являются простой суммой их свойств. В деятельностном подходе феномен «неадекватного» поведения американского сомика, описанный в опытах А.В. Запорожца и И.Г. Диманштейн, являлся для А.Н. Леонтьева одним из эмпирических подкреплений его теории эволюции психики, а так называемый феномен горькой конфеты использовался им для иллюстрации важного теоретического положения об иерархии мотивов как образующей личность человека. Другими примерами могут служить многие известные в психологии теории типов индивидуальности (например, Э. Кречмера, У. Шелдона, К. Юнга, А.Е. Личко, Э. Фромма), которые были разработаны также с привлечением фактов наблюдения.

При проведении диагностического обследования, которое, как правило, завершается составлением психологического заключения, метод наблюдения применяется для сбора определенных фактов (признаков), которые могут служить психологу основанием для вывода о принадлежности предмета диагностического обследования к какой-то заранее известной категории. В психологии предметом диагностического обследования обычно являются особенности личности и поведения человека, его психические функции, процессы, состояния и свойства, а термин «категория» используется для обозначения разряда, рода или класса, к которому можно отнести обследуемый предмет на основании свойственных ему признаков[13]. Так, например, факты наблюдения о том, как человек выполняет инструкцию методики Л.С. Выготского и Л.С. Сахарова, используются в патопсихологии для диагностики уровня его способностей к образованию понятий[14]. Как правило, научное диагностическое обследование опирается на результаты предварительно проведенных исследований. В приведенном примере вышеупомянутая методика была изначально разработана и использована ее авторами для исследования проблемы развития значений слов в онтогенезе человека. В результате проведения этого исследования были выявлены явно наблюдаемые специфические особенности выполнения инструкции этой методики детьми разных возрастов, которые позволили авторам описать три основных стадии развития значений слов: синкрет, комплекс и понятие, а также критерии их отнесения к этим различным стадиям.

В научной и практической деятельности факты наблюдения очень часто используются психологами для планирования, оценки и коррекции своих воздействий на тех людей, с которыми они работают. В качестве примера можно привести классическое исследование Б.В. Зейгарник, посвященное проблеме запоминания завершенных и незавершенных действий, в котором факты наблюдения использовались ею для выбора момента прерывания работы испытуемых над заданиями. Более общим примером является психологическое консультирование, во время которого психолог, как правило, осуществляет постоянный мониторинг поведения своего клиента, целенаправленно наблюдая за его реакциями на свои воздействия и учитывая эти наблюдения в организации дальнейшего взаимодействия с ним.

 

Предмет наблюдения

Основным предметом наблюдения в психологии являются различные аспекты поведения людей или животных, к которым относятся, в узком смысле, любые внешне наблюдаемые проявления их активности в виде поз, действий или реакций, включая физиологические реакции организма, а более широко, со времен возникновением бихевиоризма, к ним относятся также и такие проявления их активности, которые не обязательно воспринимаются зрительно, например, различные характеристики речи человека. Помимо поведения, в качестве предмета наблюдения для психологов могут выступать различные аспекты внешности, анатомического строения, окружения и продуктов деятельности человека или животного.

Выбор предмета наблюдения (что наблюдать) определяется, прежде всего, знаниями или обоснованными предположениями психолога о том, какие аспекты внешней действительности являются наиболее информативными для достижения стоящей перед ним конкретной цели исследования, диагностики или воздействия, а также теоретическими представлениями и методологическими принципами, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности. Нередко выбор предмета наблюдения требует проведения специальной теоретической и эмпирической работы по его обоснованию. М.Б. Михалевская и Т.В. Корнилова обозначают выбранные психологом в качестве предмета наблюдения конкретные аспекты внешней действительности термином «единицы наблюдения»[15], который мы также в дальнейшем будем использовать в этом же смысле.

В тех случаях, когда конкретная цель наблюдения психологу до конца не ясна или сформулирована лишь в самом общем виде, как это часто бывает при проведении, например, поисковых исследований, и в связи с этим психолог пока еще точно не знает, что ему следует выбрать в качестве предмета наблюдения, то он вынужден максимально подробно описывать весь свой субъективный опыт ощущения и восприятия интересующей его наблюдаемой действительности в надежде на то, что, когда конкретная цель будет сформулирована, то из этого опыта можно будет вычленить наиболее информативные для достижения этой цели единицы наблюдения.

 

Условия наблюдения

Согласно самой известной классификации условий наблюдения они различаются на полевые и лабораторные[16]. Полевые условия нередко называются естественными[17]. Это различение проводится по двум важным критериям.

Один из них это степень соответствия условий наблюдения реальным условиям жизни человека или животного в средах их обитания. Чем больше это соответствие, тем с большей вероятностью выводы психолога, основанные на фактьах наблюдения, будут соотноситься с их реальной жизнью, то есть будут более экологически валидными. С этой точки зрения наблюдение в полевых условиях является более ценным, чем в лаборатории, поскольку оно как раз и происходит в реальных условиях жизни человека или животного. Примерами такого рода наблюдений могут служить наблюдения за поведением животных в местах их обитания, за трудовой деятельностью человека на его рабочем месте, за учениками в классе и т.п. В лабораторных условиях проблема экологической валидности решается за счет создания модели реальных условий жизни человека или животного. Однако между реальными условиями их жизни и моделью этих условий в лаборатории никогда не может быть полного тождества, а лишь большее или меньшее соответствие. Так, например, условия ситуативного запоминания официантом блюд, заказанных в ресторане его клиентами, о которых он сообщал сидящему за одним из столиков К. Левину, конечно же, не полностью соответствовали модели этих условий, созданных Б.В. Зейгарник в ранее упомянутом лабораторном исследовании ситуативного запоминания завершенных и незавершенных действий.

Другим критерием является степень контролируемости условий наблюдения. При этом контроль понимается как активные действия наблюдателя, направленные на организацию условий с целью управления влияниями различных переменных на предмет наблюдения или их учета. Поскольку наблюдение в полевых условиях не предполагает никакого участия наблюдателя в организации условий наблюдения, а также его вмешательства во все то, что в них происходит, то эти условия является полностью не контролируемыми. Отсутствие контроля нежелательно, прежде всего, для психолога-исследователя. Это обстоятельство существенно ограничивает возможности выявления им необходимых, достаточных или сопутствующих условий, при которых возникают определенные интересующее его наблюдаемые явления, а, следовательно — ограничивает и его возможности объяснения этих явлений. Отсутствие контроля также нежелательно и для проведения диагностического обследования ввиду того, что какие-то неконтролируемые психологом побочные влияния на предмет обследования могут исказить его результаты. Лабораторные условия как раз и создаются с целью контроля влияний различных переменных на предмет наблюдения. Максимально полный контроль обеспечивается в лабораторных экспериментах, где метод наблюдения может использоваться для описания зависимой переменной при предъявлении разных условий независимой переменной[18].

Таким образом, полевые и лабораторные условия наблюдения одновременно имеют и достоинства, и недостатки. Полевые условия более предпочтительны с точки зрения возможностей достижения экологической валидности выводов, основывающихся на результатах наблюдения, и менее предпочтительны для обеспечения контроля влияний различных переменных на предмет наблюдения. В отношении лабораторных условий все обстоит с точностью наоборот. Поэтому при выборе условий наблюдения психологи, как правило, стремятся найти какой-то компромиссный вариант, оптимально сочетающий в себе достоинства полевых и лабораторных условий наблюдения.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.