Тройка. Ученики мастеровые везут воду. Фрагмент. 1866 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Василий Перов. Последний кабак у заставы. 1868 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. внимательно глядит на зрителя и, кажется, сейчас вступит в разговор. Фёдор Михайлович Достоевский (1872 г.) показан иначе. Руки сцеплены у колен, взгляд направлен чуть выше сомкнутых пальцев, но, в сущности, обращён внутрь себя (в этот период писатель работал над романом «Бесы»). В облике Достоевского подчёркнута почти болезненная напряжённость. Жанровые картины охотничьей серии Перова свободны от серьёзной идейной или социальной нагрузки. Перов изображал ничем не примечательных людей, поглощённых любимым занятием: они ловят птиц («Птицелов», 1870 г.), рассказывают и слушают охотничьи истории («Охотники на привале», 1871 г.). Позы, жесты и мимика этих героев кажутся немного нарочитыми. Перов превосходно отразил в созданных им произведениях нравы и типы, взгляды и интересы своей эпохи. Его творчество оказало влияние и на современное, и на последующие поколения художников. Василий Перов. Портрет Ф. М. Достоевского. 1872 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Василий Перов. Охотники на привале. 1871 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. ИВАН КРАМСКОЙ (1837—1887) Путь Ивана Николаевича Крамского в искусство характерен для разночинца: он родился в маленьком городе Острогожске в семье мелкого чиновника, закончил четырёхклассное училище, был переписчиком, подмастерьем иконописца, ретушёром у фотографа; наконец приехал в Петербург и поступил в Академию художеств. Крамской немало времени уделял исполнению заказов, писал множество портретов, из которых наиболее интересен автопортрет 18б7 г. К зрителю повёрнуто некрасивое, но БЫТОВОЙ ЖАНР ПЕРЕДВИЖНИКОВ В живописи передвижников на первый план выдвинулся бытовой жанр. Главной темой стало изображение народной жизни (в то время для многих слова «реализм» и «бытовой жанр» звучали почти как синонимы). Старшим из передвижников, работавшим в бытовом жанре, был Григорий Григорьевич Мясоедов (1834—1911). Произведение, принёсшее ему наибольший успех, — «Земство обедает» (1872 г.) (земство — выборный орган местного самоуправления в Российской империи). Художник отказался здесь от прямого противопоставления участников земского собрания: крестьян и господ — на последних намекает лишь лакей, моющий посуду в помещении за открытым окном. Крестьяне же, ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|