Здавалка
Главная | Обратная связь

X - неэффективность монополии



Монополия является технически менее эффективной, чем конкуренция, поскольку наличие барьеров для входа защищает фирму-монополиста от конкурентного давления, что подры­вает стимулы минимизировать издержки и выпускать максимальный объем производства при данных ресурсах (Лейбенстайн). Так как монополист может использовать ресурсы отрасли неэффективно, его издержки для произ­водства каждого объема выпуска выше соответствующих издержек фир­мы на рынке совершенной конкуренции.

Разница между эффективным уровнем издержек в отрасли (минимально возможным для данного вы­пуска уровнем издержек) и реальным уровнем издержек монополиста составляет Х-неэффективность производства в условиях монополии.

Пусть издержки в условиях свободной конкуренции равны МСс=АСс (рис.), выпуск составляет величину Qc по цене Рс. В усло­виях монополии при той же самой кривой спроса уровень издержек воз­растает до величины MCm=ACm. Соответственно, выпуск становится равным QM, а цена PM. Потребительский излишек сокращается с вели­чины АРсС до величины APMM. При этом величина МЕС составляет чистые потери от монополии, а величина ВРсЕК представляет собой потери в результате Х-неэффективности. В условиях свободной конку­ренции объем производства Qm мог бы быть произведен при более низ­ких издержках (равных Рс=МСс=АСс), а монополия затрачивает на этот выпуск ACM=MCM>MCC. Ресурсы в размере BPCEK используются не­эффективно. Таким образом величина BPCEK - величина дополнительных потерь связанных с Х-неэффективностью монополии.

Х-неэффективность может быть объяснена тем, что монополист не стремится минимизировать издержки вообще. Это происходит тогда, когда цель фирмы никоим образом не связана с проблемой издержек (то есть не ставится цель максимизировать прибыль, объем продаж или тем­пы роста).

Например, если людьми, которые реально принимают реше­ния внутри фирмы, являются менеджеры, то их целью может стать увели­чение собственной власти, престижа и безопасности в рамках фирмы. В этом случае фирма-монополист наймет больше персонала и будет про­изводить любой объем выпуска с большими издержками, чем конкурен­тная фирма, а выгоды от Х-неэффективности пойдут как менеджерам (в виде увеличения их власти и престижа), так и дополнительному персо­налу (возможно, и рабочим посредством более высоких ставок заработ­ной платы).

Если к Х-неэффективности стремятся сами собственники фирмы, это может означать, что они готовы уступить часть прибыли за возможность иметь больше свободного времени и меньше работать.

Но возможна ситуация, когда издержки в условиях монополии будут ниже, чем при конкуренции. Тогда будет наблюдаться экономия на издержках монополиста. Такое может наблюдаться в следствии высокой отдачи от масштаба производства.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.