Оценивание коммуникативной компетенции
В рамках коммуникативной компетенции оценивается совокупность способностей, определяющих саму возможность активного использования на практике имеющихся способностей и учебных достижений в области права. Данная компетенция оценивается исходя из проявленных способностей к аргументации, ведению дискуссии, согласованному действию при коллективном решении не только учебных, но и реально возникающих проблем правового характера. Оценивание коммуникативной компетенции надо ориентировать прежде всего на рациональное восприятие оценки учениками. Это необходимо для того, чтобы учащиеся имели возможность анализировать свои сильные и слабые стороны, самостоятельно находить пути совершенствования полезных умений и навыков. Именно в коммуникативной сфере заложен огромный потенциал саморазвития личности, формирования личного опыта и мировосприятия, именно личного, а не навязанного извне. Таким образом можно содействовать формированию и способности к правосообразному поведению, и развитию правовой культуры. Потому критерии, из которых складывается оценка коммуникативной компетенции, особенно важно довести до сведения учеников, причем уже в процессе формулировки заданий они должны знать, какие именно показатели и каким образом будут оцениваться. При сложных коллективных формах работы, где ученики могут проявить весь спектр своих коммуникативных способностей, целесообразно проводить оценивание по специальной, созданной именно для конкретного задания, методике. При оценивании коллективной деятельности учащихся по работе над проблемной ситуацией целесообразно, например, составить таблицу оцениваемых показателей, в которой могут присутствовать такие критерии, как убедительность, культура ведения дискуссии, конструктивность предложений, умение работать в команде, представительность суждений, способность к совместному принятию решений и т. д. Такую таблицу полезно растиражировать и выдать каждому ученику. Так в оценивании примет участие весь класс, или, во всяком случае, у каждого ученика появится возможность проследить за процедурой оценивания коммуникативности, а значит, найти подходы к совершенствованию собственных коммуникативных способностей в правовой сфере. Само оценивание можно превратить в отдельное задание, в котором одним из условий, например, будет аргументация своего самостоятельно вынесенного суждения о том, как одноклассники разрешали проблемную ситуацию. От обычной ученической рецензии такое задание может отличаться четкой направленностью работы на один из критериев оценивания, либо на группу критериев, либо (это уже и будет рецензия) на оценку работы в целом. Вполне возможно распределить оценивание между учениками, доверив каждому из них подготовку «вердикта» лишь по одному из критериев. Естественно, проводить такое оценивание целесообразно лишь при наличии достаточно высокого уровня развития коммуникативной компетенции у потенциальных «арбитров». Кстати, каждого из них можно, например, оценивать в первую очередь именно по тому критерию, оценку которого он сам представляет. Этот и аналогичные подходы весьма полезны не только в силу своей демократичности, но и потому, что позволяют максимально персонифицировать процесс оценивания, ориентируя его на развитие именно тех коммуникативных (и не только) способностей, которые развиты еще недостаточно. Результативность аргументации или, например, способности к согласованным действиям при оценивании, безусловно, важна, но не следует забывать и о том, насколько средства оправдывали саму цель, как выглядела работа со стороны, достижима ли была данная цель в каких-либо других условиях, например перед другой аудиторией. Здесь возникает возможность использовать процесс оценивания для работы, в том числе и над ценностно-ориентационными способностями учащихся. Таким образом, предлагаемый подход к методологии оценивания правовых знаний школьников 5—11 классов позволяет составить общее представление о критериях объективного оценивания школьников в области права с точки зрения ключевых компетентностей. Данный подход позволяет оценивать компетенции учащихся с учетом их возрастных особенностей, соответствующих целей и содержания правового образования. Он учитывает не только важность познавательной составляющей правовых курсов, но и практико-ориентированный характер права как области знания и учебной дисциплины. Интерактивный характер процесса оценивания определяется общеизвестностью и определенностью исходных критериев формирования оценки, что позволяет сделать соответствующий процесс предельно авторитетным, демократичным, организованным на основе активного взаимодействия всех его участников. Кроме того, наличие самой нормы мотивированного оценивания, согласно определенным критериям, превращает процесс формирования оценки по праву в необходимый элемент демократического правового пространства общеобразовательной школы.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|