Здавалка
Главная | Обратная связь

Оценивание коммуникативной компетенции



 

В рамках коммуникативной компетенции оценивается совокуп­ность способностей, определяющих саму возможность активного использования на практике имеющихся способностей и учебных дос­тижений в области права. Данная компетенция оценивается исходя из проявленных способностей к аргументации, ведению дискуссии, согласованному действию при коллективном решении не только учебных, но и реально возникающих проблем правового харак­тера.

Оценивание коммуникативной компетенции надо ориентиро­вать прежде всего на рациональное восприятие оценки учениками. Это необходимо для того, чтобы учащиеся имели возможность ана­лизировать свои сильные и слабые стороны, самостоятельно нахо­дить пути совершенствования полезных умений и навыков. Именно в коммуникативной сфере заложен огромный потенциал саморазви­тия личности, формирования личного опыта и мировосприятия, именно личного, а не навязанного извне. Таким образом можно содействовать формированию и способности к правосообразному поведению, и развитию правовой культуры.

Потому критерии, из которых складывается оценка коммуника­тивной компетенции, особенно важно довести до сведения учени­ков, причем уже в процессе формулировки заданий они должны знать, какие именно показатели и каким образом будут оцениваться. При сложных коллективных формах работы, где ученики могут про­явить весь спектр своих коммуникативных способностей, целесооб­разно проводить оценивание по специальной, созданной именно для конкретного задания, методике.

При оценивании коллективной деятельности учащихся по рабо­те над проблемной ситуацией целесообразно, например, составить таблицу оцениваемых показателей, в которой могут присутствовать такие критерии, как убедительность, культура ведения дискуссии, конструктивность предложений, умение работать в команде, пред­ставительность суждений, способность к совместному принятию ре­шений и т. д. Такую таблицу полезно растиражировать и выдать каж­дому ученику. Так в оценивании примет участие весь класс, или, во всяком случае, у каждого ученика появится возможность проследить за процедурой оценивания коммуникативности, а значит, найти подходы к совершенствованию собственных коммуникативных спо­собностей в правовой сфере.

Само оценивание можно превратить в отдельное задание, в ко­тором одним из условий, например, будет аргументация своего са­мостоятельно вынесенного суждения о том, как одноклассники раз­решали проблемную ситуацию. От обычной ученической рецензии такое задание может отличаться четкой направленностью работы на один из критериев оценивания, либо на группу критериев, либо (это уже и будет рецензия) на оценку работы в целом. Вполне воз­можно распределить оценивание между учениками, доверив каждо­му из них подготовку «вердикта» лишь по одному из критериев. Есте­ственно, проводить такое оценивание целесообразно лишь при на­личии достаточно высокого уровня развития коммуникативной ком­петенции у потенциальных «арбитров».

Кстати, каждого из них мож­но, например, оценивать в первую очередь именно по тому крите­рию, оценку которого он сам представляет.

Этот и аналогичные подходы весьма полезны не только в силу своей демократичности, но и потому, что позволяют максимально персонифицировать процесс оценивания, ориентируя его на развитие именно тех коммуникативных (и не только) способностей, которые развиты еще недостаточно. Результативность аргументации или, например, способности к согласованным действиям при оценивании, безусловно, важна, но не следует забывать и о том, насколько средства оправдывали саму цель, как выглядела работа со стороны, достижима ли была данная цель в каких-либо других условиях, например перед другой аудиторией. Здесь возникает возможность использовать процесс оценивания для работы, в том числе и над ценностно-ориентационными способностями учащихся.

Таким образом, предлагаемый подход к методологии оценивания правовых знаний школьников 5—11 классов позволяет составить общее представление о критериях объективного оценивания школьников в области права с точки зрения ключевых компетентностей. Данный подход позволяет оценивать компетенции учащихся с учетом их возрастных особенностей, соответствующих целей и содержания правового образования. Он учитывает не только важность познавательной составляющей правовых курсов, но и практико-ориентированный характер права как области знания и учебной дисциплины.

Интерактивный характер процесса оценивания определяется общеизвестностью и определенностью исходных критериев формирования оценки, что позволяет сделать соответствующий процесс пре­дельно авторитетным, демократичным, организованным на основе активного взаимодействия всех его участников.

Кроме того, наличие самой нормы мотивированного оцени­вания, согласно определенным критериям, превращает процесс формирования оценки по праву в необходимый элемент демо­кратического правового пространства общеобразовательной школы.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.