Каковы они и какие выводы должен сделать каждый учитель?Стр 1 из 8Следующая ⇒
Система подготовки к ЕГЭ по литературе. Год.
ЕГЭ как новая форма итоговой работы по литературе Для успешной сдачи ЕГЭ в школе необходима специальная подготовка самих учителей и серьёзная работа их со школьниками. Однако эта подготовка ничего общего не имеет с «натаскиванием». Более чем по какому-либо другому предмету по литературе успех обеспечивается системной работой, начиная со среднего звена: подавляющая часть заданий ориентирована на выявление филологической и речевой компетентности. Анализ результатов экспериментального ЕГЭ как основа Подготовки к экзамену по литературе Анализ результатов ЕГЭ по литературе дает возможность увидеть наиболее слабые звенья в подготовке выпускников, и нацелить на предупреждение типических ошибок. Каковы они и какие выводы должен сделать каждый учитель? Наиболее успешно учащиеся выполняют задания, проверяющие фактические знания или точность формулировок, понятий, хуже – задания, требующие размышлений над текстом. Так, принадлежность творчества писателя к литературному направлению определял 71 % учащихся, виды и функции изобразительно-выразительных средств объясняли правильно 63 % экзаменуемых. Существенно ниже результаты выполнения заданий повышенного уровня сложности, требующих развернутого ответа ограниченного объема, которые проверяли умение обобщать литературные явления и факты, рассматривать их в литературном контексте. Средний балл выполнения таких заданий составил 46 % от максимального балла. Наиболее важными в экзаменационной работе по литературе остаются задания высокого уровня сложности с полным развернутым ответом, проверяющие умение интерпретировать художественный текст в соответствии с поставленным проблемным вопросом. Процент выполнения этих заданий невысок (всего 33 % от максимального балла). Причины недостаточно высокого уровня выполнения экзаменационной работы по литературе могут быть связаны с неблагоприятными условиями, в которых оказалось в последние десятилетия школьное литературное образование. При достаточно объемном содержании предмета количество учебных часов, отведенных на его изучение, резко уменьшилось, что привело к неоправданному сокращению времени, отводимого на изучение художественных текстов. Результаты экзамена показали недостаточный уровень изученности таких произведений, как «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, рассказы И.А. Бунина, роман «Тихий Дон» М.А. Шолохова. Школьники обнаруживают слабое знание этих самых крупных в школьном курсе эпических произведений. Как и в прошлые годы, недостаточно высоки результаты выполнения заданий по произведениям, изучавшимся в основной школе (пьесы Д.И. Фонвизина и А.С. Грибоедова, «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, комедия «Ревизор», поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души»). Времени на повторение и обобщение изученного в предыдущие годы в 11 классе явно не хватает, а уровень восприятия и понимания текстов подростками явно не соответствует планке требований ЕГЭ. Анализ результатов ЕГЭ показал характерные для многих экзаменуемых уязвимые места в содержательной части экзамена: школьники обнаруживали слабые знания по творчеству поэтов 19 века Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, по поэзии А. Ахматовой, Б. Пастернака, М. Цветаевой. Они, действительно, трудны не только для учеников, но и для значительной части учителей. В анализе результатов экспериментального ЕГЭ отмечался также низкий уровень знаний, обнаруживаемых в вопросах по теории литературы, в особенности в стихосложении, в неумении анализировать текст в его жанровом своеобразии, с учётом родовых и жанровых черт, в игнорировании заглавия или неумелом, неполном его истолковании. Единый государственный экзамен по литературе – это достаточно сложное испытание для выпускников общеобразовательных учреждений. И чтобы его выдержать достойно, необходимо со всей ответственностью и серьезностью отнестись к подготовке к нему, которая должна начинаться гораздо ранее последней четверти 11 класса. Такая подготовка начинается уже в пятом классе, когда учащиеся на уроках литературы знакомятся с художественными произведениями, с первыми теоретическими понятиями, работают над развитием своей речи. К девятому классу школьники имеют достаточно большой объем знаний, умений и навыков по литературе. Но целенаправленно и осознанно учащиеся начинают готовиться к Единому государственному экзамену в 10-11классах, на повторительно-обобщающих уроках, на групповых и индивидуальных консультациях, в системе элективных курсов. Последние не должны обязательно быть по теме подготовки к ЕГЭ, поскольку любой филологический курс формирует умения и навыки работы с текстом, учит видеть внутрипредметные связи, формирует культуру мышления и речи.
Задачи, содержание, структура ЕГЭ Любая подготовка начинается с осознания необходимости «предмета», его назначения, конкретных задач, содержания, структуры. В целом содержание и структура экзаменационной работы должны проверить знание учащимися содержания курса истории русской литературы, а также необходимый комплекс умений по предмету: * умение воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике; * выделять смысловые части художественного текста; * выделять и формулировать тему, проблематику произведения, давать характеристику героев; * характеризовать особенности сюжета, элементов композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении; * сопоставлять литературные факты и явления; * выделять позицию автора в произведении; * выражать свое отношение к прочитанному в форме письменного высказывания на литературную тему. Круг знаний, комплекс умений и навыков на компетентностном уровне определены нормативными документами: обязательным минимумом содержания образования, а также Федеральным стандартом. На них ориентируются составители всех действующих сегодня программ и учебников. Для удобства работы учителей приведём перечень произведений, на базе которых формулируются задания. Он дан в Кодификаторе элементов содержания для составления КИМов.
Последняя версия ЕГЭ по литературе после многочисленных изменений на сегодня оказалась более приемлемой для такого специфичного предмета, как литература. В ней не осталось заданий с выбором ответа. Все задания требуют ответа на поставленный вопрос в форме или одного – двух слов, или краткого ответа из 5-10 предложений (их четыре) и развёрнутого ответа в объёме не менее двухсот слов. Подобная комбинация заданий в экзаменационной работе призвана обеспечить необходимый содержательный охват материала курса экзамена и одновременно выявить уровень сформированности у выпускников основных учебных умений, соответствующих ряду важнейших предметных компетенций – читательских, литературоведческих, речевых и т.д. В целом содержание и структура экзаменационной работы дают возможность проверить знание учащимися содержательной стороны курса (история и теория литературы), а также выявить уровень владения основными умениями применительно к анализу художественного текста в его жанрово-родовой специфике. В итоге имеющие наиболее формализованный характер «элементарные» тесты получили вполне конкретную направленность в рамках анализируемого текста, а доля заданий со свободным развернутым ответом существенно возросла. Подобная структура экзаменационной модели дает возможность комплексной проверки разноуровневых умений учащихся (речевая, читательская и литературоведческая компетенции). Продемонстрировав предметные умения прикладного характера в характеристике содержания и формы предлагаемых для анализа текстов, учащиеся получают возможность создать собственный «текст о тексте», перейдя от классификационно-констатирующей деятельности к деятельности интерпретационной. Последнее умение невозможно «измерить», но можно оценить по ряду содержательных и формальных критериев с привлечением квалифицированных экспертов (в этом случае проверяются не только прикладные, но и обобщенные предметные умения). Учащимся предстоит выполнить работу из трёх частей. Части 1 и 2 включают в себя анализ художественного текста. В новой версии заданий с развёрнутым ответом четыре. К каждому из предлагаемых для анализа художественных текстов (фрагмент эпического или драматического произведения, текст лирического произведения) отнесено два задания, предполагающих развёрнутый ответ в объёме 5-10 предложений. Они связаны с проблематикой произведения или фрагмента, с определением места и роли фрагмента в произведении, с выявлением средств воплощения авторской идеи и т.п. Одно из заданий этого типа проверяет умение выпускников включать анализируемый материал в литературный контекст. Так обеспечивается «ступенчатая» схема разбора (от проблематики и авторской идеи – к средствам их воплощения и далее – к определению места данного автора в литературном процессе). Подобная структура экзаменационной модели дает возможность комплексной проверки разноуровневых умений учащихся (речевая, читательская и литературоведческая компетенции). . Подобная структура экзаменационной модели дает возможность комплексной проверки разноуровневых умений учащихся (речевая, читательская и литературоведческая компетенции). Третья часть представляет собой письменный ответ на один из трех проблемных вопросов по выбору ученика. Это привычное для учеников сочинение в объёме двухсот слов. Приступая к выполнению заданий части 3 (С5.1 – С5.3.), нужно выбрать один из трёх предложенных проблемных вопросов и дать на него письменный развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения (в объёме не менее 200 слов). Подобная комбинация заданий в экзаменационной работе призвана обеспечить необходимый содержательный охват материала курса экзамена и одновременно выявить уровень сформированности у выпускников основных учебных умений, соответствующих ряду важнейших предметных компетенций – читательских, литературоведческих, речевых и т.д. В целом содержание и структура экзаменационной работы дают возможность проверить знание учащимися содержательной стороны курса (история и теория литературы), а также выявить уровень владения основными умениями применительно к анализу художественного текста в его жанрово-родовой специфике. В итоге имеющие наиболее формализованный характер «элементарные» тесты получили вполне конкретную направленность в рамках анализируемого текста, а доля заданий со свободным развернутым ответом существенно возросла. Продемонстрировав предметные умения прикладного характера в характеристике содержания и формы предлагаемых для анализа текстов, учащиеся получают возможность создать собственный «текст о тексте», перейдя от классификационно-констатирующей деятельности к деятельности интерпретационной. Последнее умение невозможно «измерить», но можно оценить по ряду содержательных и формальных критериев с привлечением квалифицированных экспертов (в этом случае проверяются не только прикладные, но и обобщенные предметные умения). На весь экзамен отводится четыре часа(240 минут). Рекомендуется на выполнение заданий первой и второй части – не более 2 часов, на часть третью – 2 часа. Публикуемые ежегодно анализы результатов эксперимента позволяют судить о том, что успешно выполняют школьники, в чём затрудняются, и это даёт нам возможность определить характер подготовки школьников к экзамену. В работе с художественным текстом наиболее успешно выполняются задания, проверяющие знание конкретных литературных фактов и отдельных элементов художественной формы (особенности композиции, жанровая специфика произведения, виды изобразительно-выразительных средств и т.п.). Однако наиболее важной, «несущей» конструктивной частью экзаменационной модели является комплекс заданий, требующих развёрнутого связного ответа. Обратимся к наиболее новой по форме и по содержанию части в структуре экзамена:Задания с развернутым ответом. Задания С. Рассмотрим на конкретных примерах, какие критерииопределяют содержание ответа и позволяют объективно оценить ответ. Приведём комментарии и заключения экспертов. Это позволит и учителю, и выпускнику получить представление о требованиях к ответам, об ошибках экзаменующихся, извлекать уроки для себя и с учетом их готовиться к экзамену. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|