Здавалка
Главная | Обратная связь

Процесуальний порядок розгляду клопотання про застосування запобіжного заходу



 

Статья 193. Порядок рассмотрения ходатайства о применении меры пресечения
1 . Рассмотрение ходатайства о применении меры пресечения производится с участием прокурора , подозреваемого , обвиняемого , его защитника , кроме случаев , предусмотренных частью шестой настоящей статьи .
2 . Следственный судья , суд , в который прибыл или доставлен подозреваемый , обвиняемый для участия в рассмотрении ходатайства о применении меры пресечения , обязан разъяснить его права :
1) иметь защитника ;
2 ) знать суть и основания подозревать или обвинения;
3 ) знать основания его задержания;
4 ) отказаться давать объяснения , показания по поводу подозрения или обвинения;
5 ) давать объяснения по любым обстоятельств его задержания и содержания под стражей ;
6 ) исследовать вещественные доказательства , документы , показания , на которые ссылается прокурор , и предоставлять вещи, документы , показания других лиц на опровержение доводов прокурора ;
7 ) заявлять ходатайства о вызове и допросе свидетелей , показания которых могут иметь значение для решения вопросов этого рассмотрения .
3 . Следственный судья , суд обязан принять необходимые меры для обеспечения защитником подозреваемого , обвиняемого , если последний заявил ходатайство о привлечении защитника , если участие защитника является обязательным или если следственный судья , суд решит , что обстоятельства уголовного производства требуют участия защитника .
4 . По ходатайству сторон или по собственной инициативе следственный судья , суд вправе заслушать любого свидетеля или исследовать любые материалы , имеющие значение для решения вопроса о применении меры пресечения.
5 . Любые утверждения или заявления подозреваемого , обвиняемого , сделанные во время рассмотрения ходатайства о применении меры пресечения , не могут быть использованы на доведение его виновности в уголовном правонарушении , в совершении которого он подозревается , обвиняется или в любом другом правонарушении .
6 . Следственный судья , суд может рассмотреть ходатайство об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей и выбрать такую ​​меру пресечения в отсутствие подозреваемого , обвиняемого , только в случае , если прокурором , кроме наличия оснований , предусмотренных статьей 177 настоящего Кодекса , будет доказано , что подозреваемый , обвиняемый объявлен в международный розыск. В таком случае после задержания лица и не позднее чем через сорок восемь часов с момента его доставки к месту уголовного производства следственный судья , суд с участием подозреваемого , обвиняемого рассматривает вопрос о применении избранной меры пресечения в виде содержания под стражей или его изменение на более мягкие меру пресечения , о чем выносит определение.

Білет 11

1 . Общесоциальные принципы определяются закономерностями и тенденциями общественного развития и характеризуют правопорядок как общественную категорию, функционирует в обществе и обеспечивает его системность . Это принципы демократизма , гуманизма, справедливости , верховенства интересов общества , которые получают правовое закрепление и оказываются в существующем правопорядка .
Общеправовые принципы характеризуют все правовые реалии , обеспечивая единство права и отражая особенности отдельных правовых понятий . Они определяют правопорядок как политико - правовое явление . Основными среди них являются: равенство перед законом; обязательности закона для всех субъектов; верховенство Конституции ; законность , верховенство прав человека и гражданина; неотвратимость ответственности и т.п. .

 

2 . В зависимостиот особенностей носителя информации , механизма хранения и воспроизведения информации, доказательства делятся на личные и вещественные . Личными являются фактические данные , которые воспринимались человеком , и воспроизведены имв порядке , предусмотренном законом. Речь идет о показаниях подозреваемого , обвиняемого , подсудимого , потерпевшего , свидетеля , заключение эксперта , протоколы следственных действий , в которых зафиксировано обстоятельства , которые воспринимали следователь и другие участники производства от соответствующей следственного действия , документы , в которых зафиксированы данные, сообщи ет определенная лицо . Для личных доказательств характерно то , что определенная информация, которую воспринимала человек , представляет собой описание обстоятельств с помощью слов или кодовых знаков - цифровых , графических . А вещественные доказательства- это предметы материального мира , которые несут определенную информацию своим внешним видом , поскольку они непосредственно были подданные изменениям в связи с преступлением , например , замок со следами взлома , чем с отпечатками пальцев преступника т.д.
Целесообразность рассматриваемой классификации определяется тем , что она позволяет в процессе проверки , оценки доказательств учитывать присущие им особенности . Так , проверка доказательств , которые следует отнести к личным , предполагает необходимость проверки особенностей того лица, которое воспринимало и сообщает информацию. Относительно показаний свидетеля , потерпевшего необходимо обратить внимание на характер взаимоотношений с обвиняямым ; физические данные , которые влияли или могли влиять на восприятие каких-то обстоятельств - зрение , слух , возраст , профессию лица; время, которое истекло с момента , когда лицо воспринимала обстоятельства , о которых она дает показания ; расстояние, на котором находилось лицо , от места , где происходили события , о которых она сообщает , т.д. .
Проверка вещественного доказательства требует выяснения вопроса о том , где было найдено определенную вещь , при каких условиях , которым изменениям она могла подвергали ваться . Для анализа информации , которую несет такая вещь своим внешним вы взглядом , обычно необходимо проводить экспертизу (для того , скажем , чтобы выяснить , кому принадлежат отпечатки пальцев , пригодна оружие для выстрела , т.д. . )

3 . Содержание под стражей ( ст. 183 УПК ) является исключительной мерой пресечения , который применяется исключительно в случае , если прокурор докажет , что ни один из более мягких мер не сможет предотвратить риски , предусмотренным в ст . 177 УПК . Исключительность этой меры пресечения обусловлена ​​тем , что в соответствии с п. 3 ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года " содержания под стражей лиц , ожидающих судебного разбирательства , не должно быть общим правилом " . Содержание под стражей является наиболее строгой мерой пресечения , который существенно ограничивает конституционное право человека на свободу и личную неприкосновенность. Будучи естественным , оно должно быть обеспечено повышенной защитой в сфере уголовного судопроизводства , а потому и может быть ограничено лишь при соблюдении общеправовых принципов , исходя из критериев разумности и необходимости .
Суть меры пресечения в виде содержания под стражей состоит в ограничении личной свободы подозреваемого , обвиняемого через помещения их в специальное учреждение .
Под специальными учреждениями следует понимать :
- Следственные изоляторы ( СИЗО) Государственной пенитенциарной службы ;
- Дисциплинарные изоляторы или карцеры учреждений исполнения наказаний ( ст. 4 Закона Украины " О предварительном заключении " ) ;
- Гауптвахты Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины
- Для лиц , отбывающих наказание в дисциплинарных батальонах и привлекаются к уголовной ответственности за совершение другого преступления ( ст. ст . 14 , 17 Уголовно - исполнительного кодекса Украины ) .
Условия применения меры пресечения в виде содержания под стражей :
1) если прокурор докажет , что ни один из более мягких мер не сможет предотвратить риски , предусмотренным в ст . 177 УПК ;
2 ) применяется только в отношении (ч. 2 ст . 183 УПК ) :
- Лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления , за которое законом предусмотрено основное наказание в виде штрафа в размере свыше 3000 НМДГ - исключительно в случаях , когда прокурором , кроме наличия оснований , предусмотренных ст. 177 УПК , будет доказано, что подозреваемый , обвиняемый не выполнил обязанности , возложенные на него при применении другого , ранее избранной меры пресечения , или не выполнил в установленном порядке требований о внесении средств в качестве залога и предоставления документа, это подтверждает ;
- Ранее судимого лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления , за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет , - исключительно в случаях , когда прокурором , кроме наличия оснований , предусмотренных ст. 177 УПК , будет доказано, что , находясь на свободе , это лицо скрывалась от органа предварительного расследования или суда , препятствовала уголовном производству или ей сообщено о подозрении в совершении другого преступления ;
- Ранее судимого лица , подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления , за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет , - исключительно в случаях , когда прокурором , кроме наличия оснований , предусмотренных ст. 177 УПК , будет доказано, что находясь на свободе , это лицо скрывалась от органа предварительного расследования или суда , препятствовала уголовном производству или ей сообщено о подозрении в совершении другого преступления ;
- Ранее судимого лица , подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления , за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 5 лет ;
- Ранее судимого лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления , за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 3 лет ;
- Лица , которого разыскивают компетентные органы иностранного государства за уголовное преступление , в связи с которым может быть решен вопрос о выдаче лица (экстрадиции ) такому государству для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора , в порядке и на основаниях , предусмотренных разделом ИХ КПК или международного договора Украины , согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины .
Процессуальный порядок применения меры пресечения содержания под стражей является аналогичным как и в отношении других мер , кроме определенных особенностей , а именно :
1 ) в соответствии со ст . 188 УПК прокурор , следователь по согласованию с прокурором вправе обратиться с ходатайством о разрешении на задержание подозреваемого , обвиняемого в целях его счет для участия в рассмотрении ходатайства о применении меры пресечения в виде содержания под стражей. Это ходатайство может быть подано как одновременно с подачей ходатайства о применении меры пресечения в виде содержания под стражей или изменения другой меры пресечения на содержание под стражу , так и после подачи ходатайства о применении меры пресечения и до прибытия подозреваемого , обвиняемого в суд на основании судебного вызова ;
2 ) при рассмотрении ходатайства об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей присутствие подозреваемого , обвиняемого является обязательным . Однако , следственный судья , суд может рассмотреть такое ходатайство и избрать меру пресечения содержание под стражей в отсутствие подозреваемого , обвиняемого , если прокурором , кроме наличия оснований , предусмотренных ст. 177 УПК , будет доказано, что это лицо объявлено в международный розыск ;
3 ) новым , но беспрекословно прогрессивным для уголовного процесса является положение , которое определено в ч.3 ст.183 УПК , где указано , что судья , суд при постановлении определения о применении меры пресечения в виде содержания под стражей обязан определить размер залога , достаточной для обеспечения выполнения подозреваемым , обвиняемым , обязанностей , предусмотренных УПК .
Однако , следственный судья , суд при постановлении определения о применении меры пресечения в виде содержания под стражей имеет право не определить размер залога в уголовном производстве в таких случаях ( ч. 4 ст. 183 УПК ) :
- По преступления , совершенного с применением насилия или угрозой его применения ;
- По преступления , повлекшего гибель человека ;
- В отношении лица , в отношении которого в этом производстве уже избиралась мера пресечения в виде залога , однако был нарушен ней ;
4 ) в постановлении об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей следователь судья , суд обязан определить дату окончания ее действия в пределах срока , предусмотренного УПК .
Сроки содержания под стражей.
В соответствии со ст . 197 УПК срок действия постановления следственного судьи , суда о содержании под стражей или продлении срока содержания под стражей не может превышать 60 дней.
Срок содержания под стражей может быть продлен следственным судьей в пределах срока досудебного расследования , при этом , совокупный срок содержания под стражей подозреваемого , обвиняемого в ходе досудебного расследования , не должен превышать:
- 6 месяцев - в уголовном производстве по преступлениям небольшой или средней тяжести ;
- 12 месяцев - в уголовном производстве по тяжких или особо тяжких преступлений.
Срок содержания под стражей продлевается по ходатайству прокурора , следователя по согласованию с прокурором не позднее чем за 5 дней до окончания действия предыдущей постановления о содержании под стражей и подается в местный суд , в пределах территориальной юрисдикции которого осуществляется досудебное расследование (ч.1 ч.2 ст.199 УПК). Данное ходатайство должно быть рассмотренным до окончания срока действия предыдущей решения.
Следственный судья обязан отказать в продлении срока содержания под стражей , если прокурор , следователь не докажет , что :
- Риск не уменьшился или появились новые риски , которые оправдывают содержания лица под стражей ;
- Существуют обстоятельства , которые препятствуют завершению досудебного расследования до окончания действия предыдущей постановления о содержании под стражей.
При оценке соблюдения стандарта разумности срока содержания под стражей Европейский суд неоднократно подчеркивал , что продление срока его действия может иметь место лишь в тех случаях , когда есть основания полагать , что освобождение лица реально нарушит публичный порядок или если этот порядок находится под угрозой. Предварительное заключение не должно предусматривать наказание в виде лишения свободы и не может быть "формой ожидания " обвинительного приговора (решения по делу " Летелье против Франции " от 26 июня 1991 года) . Европейский суд также неоднократно отмечал , что "существует презумпция в пользу освобождения " , что " до приговора лицо должно считаться невиновным " , и что " она должна быть освобождена до приговора , как только ее содержания под стражей становится необоснованным" .
Срок содержания под стражей исчисляется с момента заключения под стражу , а если заключению под стражу предшествовало задержание подозреваемого , обвиняемого - с момента задержания . В срок содержания под стражей включается время пребывания лица в медицинском учреждении при проведении стационарной психиатрической экспертизы . В случае повторного заключения под стражу лица в том же уголовном производстве срок содержания под стражей исчисляется с учетом времени содержания под стражей ранее (ч.2 ст.197 УПК).

 

 

Білет 12

·1. Поняття, значення цив.позову у крим.провадженні

Одним из эффективных средств , направленных на устранение причиненного уголовным преступлением последствий в виде ущерба , является гражданский иск .
Установленная законом возможность рассмотрения гражданского иска в уголовном производстве предопределяет наличие единого юридического факта , - привлечение лица к уголовной и гражданско - правовой ответственности в случаях , когда совершенным ею уголовным правонарушением причинен имущественный или моральный вред .
Гражданский иск по сравнению с другими неисковые формами возмещения вреда , как справедливо отмечается в юридической литературе , имеет определенные преимущества , поскольку его рассмотрение и разрешение в уголовном процессе осуществляется при активном участии заинтересованных сторон , что в свою очередь , способствует более глубокому исследованию всех обстоятельств дела, касающиеся вида и размера вреда , причиненного уголовным преступлением или иным общественно опасным деянием и правильному решению вопроса о его возмещении .
Это определение , как нам кажется , является наиболее полным и отражает все основные признаки этого понятия , а именно :
- Материально -правовую сторону иска ( требование о возмещении причиненного уголовным преступлением или иным общественно опасным деянием вреда) ;
- Процессуальную сторону иска ( обращения за защитой нарушенного права);
- Лиц, вправе предъявить иск ( которым причинен вред , то есть потерпевшего , его представитель , законного представителя , прокурора в ее интересах ) (ст.ст. 61 , 62 , 64 , 128 УПК);
- Ответчиков по иску (подозреваемого , обвиняемого или физического или юридического лица , которое в силу закона несет гражданскую ответственность за вред , причиненный преступными действиями ( бездействием) подозреваемого , обвиняемого или невменяемого лица, совершившего общественно опасное деяние ) (ст. 62 УПК);
- Кому может быть заявлен иск ( органам, осуществляющим уголовное производство ) ;
- Кем и в каком порядке рассматривается и решается иск (судом вместе с уголовным производством ) .
Гражданский иск в уголовном производстве имеет два элемента: предмет и основания.
Согласно концепции , получившей наибольшее распространение в науке гражданского процесса , предметом гражданского иска является материально - правовое требование истца к ответчику , которое вытекает из спорного правоотношения . Отсюда предметом гражданского иска в уголовном процесислид признать материально - правовое требование истца к подозреваемому, обвиняемому или физического или юридического лица , которое в силу закона несет гражданскую ответственность за вред , причиненный преступными действиями ( бездействием) подозреваемого , обвиняемого или невменяемого лица, совершившего общественно опасное действия ( гражданского ответчика ) о возмещении имущественного и / или морального вреда , причиненного уголовным преступлением или иным общественно опасным деянием .

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.