Здавалка
Главная | Обратная связь

Обледенение судов и борьба с ним



Обледенение судна равносильно принятию дополнительного палубного груза и вызывает ухудшение мореходности судна из-за:

· уменьшения плавучести вследствие увеличения водоизмещения;

· увеличения дифферента и крена;

· потери продольной прочности вследствие возрастания изгибающего момента на вершинах волн при обмерзании оконечностей судна;

· уменьшения остойчивости вследствие повышения центра тяжести судна от обмерзания палубы и наветренного борта при заливании их водой. Это явление представляет собой наибольшую опасность, так как для уменьшения остойчивости до опасного значения достаточно значительно меньшего обледенения, чем для потери плавучести.

Интенсивность обледенения судна (скорость нарастания льда на судовых поверхностях) зависит как от комплекса гидрометеорологических условий, так и от его конструктивных особенностей и поведения на волнении, а именно:

· от температуры воздуха и забортной воды, скорости и направления ветра, интенсивности ветрового волнения или зыби, парения моря, тумана, солености воды, атмосферных осадков;

· от элементов качки судна, его скорости и курсового угла по отношению к бегу фронта волны, осадки и высоты борта судна, архитектуры надстроек, наличия грузов на палубах.

Натурные исследования и статистический анализ материалов по обледенению судов показывают следующее.

1. Обледенение судов происходит при температурах наружного воздуха от 0 до минус 26° С при скоростях ветра от 0 до 30 м/с. При этом в 80% общего числа зафиксированных случаев обледенение судов наблюдалось при температуре воздуха ниже минус 4° С и редко — при температуре выше минус 4° С. Наиболее часто обледенение судов наблюдается при скоростях ветра более 10 м/с северной четверти в северном полушарии и при ветрах южной четверти— в южном. Обледенение судов имеет место при температурах забортной воды ниже +8°С. Наиболее часто оно наблюдается при температуре забортной воды ниже +3°С.

2. Обледенение судов более интенсивно происходит при коротких и крутых волнах, чем при длинных и пологих. Наиболее значительное обледенение судов наблюдается в результате забрызгивания судов при плавании в штормовых условиях при низких температурах воздуха и больших скоростях ветра. При этом наиболее интенсивное обледенение судна происходит при его следовании на курсовых углах 15—45° по отношению к направлению ветра и бегу фронта волн. На судне, следующем в галфвиндили бейдевинд, лед быстрее нарастает на подветренной части корпуса, что способствует возникновению статического крена судна.

3. Сильное обледенение судов может иметь место при плавании в штилевую погоду при температуре воздуха от 1 до минус 5° С и при небольших скоростях ветра в результате обильного парения моря, тумана или переохлажденных осадков.

Основными местами обледенения на судах являются полубак, палубы, такелаж и верхнепалубные надстройки.

Обледенение судов в северном полушарии наблюдается зимой — весной и продолжается примерно 3 месяца в морях Северной Атлантики и 4 месяца на Дальнем Востоке, а в арктических морях обледенение судов возможно также в летние и осенние месяцы.

При плавании в районах вероятного обледенения и в условиях угрозы обледенения необходимо принимать следующие меры предосторожности:

· при снижении температуры воздуха до значений, близких к нулю, на судне вести непрерывное наблюдение за ее дальнейшим изменением с целью установления начала обледенения;

· при угрозе обледенения судна привести в готовность все имеющиеся средства борьбы с ним, проверить исправность палубного освещения, действие судовых прожекторов и подготовить шланги для подачи пара и воды с целью использования их для борьбы с обледенением;

· при угрозе сильного обледенения судна принять меры для его выхода из опасного района, имея в виду, что подветренная кромка ледяных полей и защищенная от ветра береговая полоса являются хорошим укрытием для судна при шторме и угрозе обледенения.

При начавшемся обледенении следует:

· выбирать такие курсы и скорость судна, при которых его забрызгивание и заливание будут наименьшими. Обледенение носовой части судна наиболее интенсивно происходит при плавании на острых курсовых углах по отношению к направлению ветра и бегу фронта волн. При направлении ветра и волны в скулу наблюдается наибольшее обледенение наветренного борта. При направлении ветра и волны с кормовых курсовых углов происходит наименьшее обледенение судна, но при этом может иметь место существенное снижение -или потеря остойчивости судна на волне;

· попеременно изменять курс судна, приводя направление ветра на правый и левый борта с целью устранения неравномерности обледенения бортов и возможности получения судном статического крена;

· вести наблюдение за остойчивостью судна и принять немедленно меры по восстановлению остойчивости, если она снизилась до опасного значения, и по уменьшению статического крена судна, ес­ли он существенно влияет на остойчивость судна или затрудняет его эксплуатацию. К таким мерам относятся: удаление льда, в первую очередь с высоко расположенных судовых конструкций; ликвидация свободных поверхностей жидких грузов в танках, в крайних случаях прием жидкого балласта в низко расположенные танки, оборудованные системами для его приема и откачки. Выравнивать статический крен судна следует только после выявления его первопричины, имея в виду, что выравнивание такого крена перекачкой жидких грузов при малой или отрицательной метацентрической высоте может поставить судно в еще более тяжелое положение: оно может перевалиться на другой борт с еще большим креном

Борьбу с начавшимся обледенением надо организовать, немедленно (нельзя допустить образования большой массы льда) и вести всеми возможными силами и средствами под руководством одного из помощников капитана при строгом соблюдении правил безопасности труда.

К активным средствам борьбы с обледенением относятся: механические — ручные средства (ломы, топоры, колуны, пешни, скребки, лопаты, деревянные кувалды и т. п.); механизированный инструмент с пневмо-, электроприводом, пневматические резиновые протекторы;

термические — пар, кипяток, подогретая забортная вода при температуре до +24° С, подогретый воздух от воздухоподогревателей; электрообогревателей с использованием трубчатых элементов и элементов других типов;

физико-химические — противообледенительные конструкционные материалы, снижающие адгезию льда с конструкциями корпуса судна, антифризы (крепкий раствор поваренной соли с содержанием ингибиторов, противообледенительная смесь, каменная соль).

При использовании ручных средств для околки льда удары должны быть скользящими и умеренной силы, чтобы при этом не были повреждены судовые конструкции.Околку льда следует вести особенно интенсивно, когда остойчивость судна достигнет опасного значения, а также когда средняя толщина льда на судовых поверхностях достигнет 2—3 см. В первую очередь надо освобождать ото льда радиоантенны, ходовые огни, спасательные средства, рангоут, двери надстроек и рубок, брашпиль и якорные клюзы. Лед следует окалывать сначала с накрененного борта. В течение всего периода борьбы с обледенением надо регулярно окалывать лед со штормовых портиков, шпигатов и других отверстий, предназначенных для беспрепятственного стока воды с палуб.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.