Здавалка
Главная | Обратная связь

Библиографический список



Предисловие

Главная задача курса экономической теории – формирование рационального экономического мышления у студентов и специалистов на основе изучения принципов и законов, определяющих поведение хозяйствующих субъектов в реальных рыночных условиях. Решение этой задачи предполагает анализ различных экономических теорий и моделей, овладение общетеоретическими методами исследования, выяснение особенностей развития современной российской экономики.

За последние десять лет в стране издано немало переводных и отечественных учебников и учебных пособий по экономической теории, каждое из которых расширяет горизонты познания и вносит определенный вклад в развитие науки и совершенствование методики преподавания дисциплины.

Вместе с тем при разработке программ курса каждое высшее учебное заведение самостоятельно устанавливает определенную логическую последовательность изложения материала, рассматривает экономические категории и процессы, важные для получения знаний о теоретических основах экономического развития и необходимые для последующего изучения других экономических дисциплин. Данная книга написана с учетом государственных образовательных стандартов на основе учебной программы, которая используется в процессе преподавания экономической теории в Уральском государственном экономическом университете, и учитывает ее особенности. Однако при подготовке отдельных вопросов авторы отражали собственные научные и методические подходы к их изложению. Учебник является продолжением и развитием двух учебных пособий, подготовленных и изданных в университете ранее в 1995 г. и 1998 г. и учебника 2002 г.

Учебник состоит из двух частей. В первой представлены темы раздела 1 «Введение в экономическую теорию» и раздела 2 «Микроэкономика»; во второй части – раздела 3 «Макроэкономика» и раздела 4 «Экономический механизм мирового хозяйства».

В первом разделе рассматриваются предмет, методы и основные этапы развития экономической теории, сущность, структура и модели экономической системы, формы собственности и предпринимательства, основные характеристики рынка как формы организации общественного хозяйства.

Во втором разделе изучаются теории спроса и предложения, потребительского выбора, производства и издержек, экономическое поведение фирмы в условиях чистой и несовершенной конкуренции, рынки экономических ресурсов, теория общего равновесия и экономическая роль государства.

В третьем разделе анализируются основные показатели развития макроэкономики, вопросы распределения и использования ВВП, проблемы макроэкономического равновесия и макроэкономической нестабильности, инфляции и безработицы, денежно-кредитная и финансовая системы, теории экономического цикла и экономического роста, закономерности и особенности функционирования переходной экономики.

В четвертом разделе рассматривается экономическая теория мирового хозяйства, в частности, проблемы экономической интеграции, международной торговли, трудовой миграции, международных валютно-финансовых отношений.

При подготовке учебника авторы опирались на достижения мировой экономической мысли, использовали работы представителей различных экономических школ. Особое внимание уделялось сочетанию изучения теоретических вопросов курса со спецификой российской экономики, анализу проблем переходного периода. Авторы стремились к доходчивому изложению материала с целью его доступности студентам, изучающим основы экономической теории. Теоретические положения иллюстрируются таблицами и рисунками. По всем главам учебника приведены основные понятия и список литературы, используемой авторами и рекомендуемой студентам для самостоятельного изучения вопросов тем.

Учебник подготовлен в основном преподавателями и выпускниками аспирантуры и докторантуры кафедры экономической теории Уральского государственного экономического университета. В написании отдельных тем участвовали преподаватели кафедры финансов, денежного обращения и кредита Уральского государственного экономического университета.

В авторский коллектив вошли также ученые и преподаватели ряда высших учебных заведений, научных и государственных учреждений: Уральского государственного технического университета – УПИ, Уральского государственного университета им. А.М. Горького, Уральского государственного педагогического университета, Уральского лесотехнического университета, Уральской юридической академии, Челябинского государственного университета, Владимирского государственного педагогического университета.

Авторский коллектив выражает признательность профессору Л.Л. Любимову, профессору П.К. Бондарчуку, доценту В.П. Бусыгину и доценту Т.Ю. Матвеевой за методическую помощь при выполнении данной работы.

 


Раздел 1

Введение в экономическую теорию

Глава 1

Экономическая теория:
предмет, методы и этапы развития

1.1. Предмет и функции экономической теории.
Человек и экономика. Структура экономической теории

Развитие общества неразрывно связано с реализацией духовных и материальных потребностей человека. Удовлетворение потребностей – главный мотив участия людей в производстве, основа развития экономики. Побуждая человека к деятельности, потребности существуют в единстве со средствами их удовлетворения, которые создаются в процессе труда. Труд представляет собой целесообразную деятельность человека, проявляющуюся прежде всего в умении создавать средства материального производства и предметы труда, уровень развития которых характеризует общественное производство. Присвоение средств производства – центральное звено в формировании собственности.

На основе системы многообразных потребностей возникают экономические интересы человека, являющиеся важнейшим мотивом его деятельности. Совершенствование производства увеличивает количество потребностей, дающих, в свою очередь, толчок развитию экономики. Кроме этих объективных условий, на формирование потребностей влияют и субъективные факторы: склонности и вкусы людей, духовные интересы личности, ее психологические и физиологические особенности, привычки, народные обычаи. Поэтому существуют факторы, заставляющие человека устанавливать ценность продуктов или услуг.

Деятельность людей по производству товаров и услуг осуществляется с помощью общественно-организационного механизма, называемого экономической системой. Ограниченность экономических ресурсов (факторов производства) не позволяет достигнуть удовлетворения потребностей всех членов общества. Однако человеческая цивилизация стремится к этому как к идеалу, вырабатывая различные средства достижения цели. Одним из них и является экономическая теория.

Первые элементы экономического мышления ученые находят в папирусах Древнего Египта и древнеиндийских трактатах. Ценные экономические заповеди содержатся в Библии. Экономическая теория как наука начинает формироваться в трудах древнегреческих мыслителей. Именно они назвали учение об организации домашнего хозяйства в условиях рабовладения «экономия» (от древнегреч. ойкос – дом, хозяйство; номос – правило, закон).

Термин «политическая экономия» ввел в научный оборот Антуан де Монкретьен (Франция). В книге «Трактат политической экономии» (1615 г.) он рассматривал экономическую теорию как систему правил хозяйственной деятельности.

В XVII – начале XIX века за экономической теорией закре-пилось название «классическая политическая экономия», которая идейно подготовила Английскую буржуазную революцию 1648 г. и Французскую буржуазную революцию 1789 г., обусловивших зарождение нового европейского общества.

Во второй половине XIX века возникло неоклассическое направление экономической теории, сторонники которого отказались от термина «политическая экономия» в пользу «экономикс». Это объясняется следующими причинами.

Одной из характерных черт неоклассицизма является идеологическая нейтральность экономического анализа. С точки зрения сторонников данного подхода, классическая политическая экономия находилась в плену идеологических доктрин, что снижало уровень научных выводов. Нужна была чистая теория, нейтральная по отношению к политическим догмам, позволяющая анализировать экономику как общую для всех слоев общества проблему, неизменную для любых ступеней развития. Поэтому предметом экономикс принято считать внеисторическую проблему рационального распределения ограниченных ресурсов.

Лауреат Нобелевской премии в области экономики П. Самуэльсон, автор широко распространенного на Западе учебника «Экономика», предлагает следующие определения предмета экономической теории как науки[1]:

о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми;

об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины и технические знания) для производства различных товаров (пшеница, говядина, пальто, конфеты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления;

о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства;

о повседневной деловой жизнедеятельности людей, об извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств;

о богатстве.

П. Самуэльсон считает наиболее полным второе определение. Одновременно он указывает, чем не является экономическая теория – экономикой домоводства, наукой об управлении предприятиями, технической наукой и наукой о том, «как заработать миллион долларов», поясняя при этом, что «изучивший экономическую теорию в конечном счете добьется большего материального успеха, чем нетерпеливый юноша, который стремится сразу приобрести практические навыки».

Весьма полное определение предмета экономической теории и характеристику ее связей с другими науками дают К. Макконнелл и С. Брю: «...экономикс при всей своей практической полезности представляет предмет преимущественно академический, а не узкопрофессиональный. В отличие от бухгалтерского учета, рекламного дела, финансирования корпораций и маркетинга экономикс не является наукой о том, как делать деньги… Производство, обмен и потребление товаров и услуг рассматриваются в ней не с позиций банковского счета отдельного человека, а с позиции общества в целом»[2].

Среди российских экономистов нет единой точки зрения на предмет экономической теории. Одни предлагают выделять «политическую экономию» и ее предмет, другие – «экономикс» с присущими ей недостатками: односторонним прагматизмом, выхолащиванием ряда категорий (товар, стоимость, капитал и др.), пренебрежением к анализу современных тенденций, закономерностей и противоречий постсоциалистического общества в России. Большинство экономистов предлагают использовать емкое и идеологически нейтральное обозначение «экономическая теория», полагая предметом этой науки изучение экономических отношений в обществе, поведение людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ с целью удовлетворения потребностей, а также теорию использования ограниченных ресурсов в национальном хозяйстве. Важное место должно отводиться социально-экономическому анализу реально существующего в Российской Федерации общества.

Ограниченность ресурсов порождает конкуренцию при их использовании. Возникающее противоречие разрешается посредством производства, которое организуется тремя способами:

1) традиционным, основанным на обычаях и традициях страны;

2) командно-административным;

3) рыночным.

Названные системы организации общественного производства могут сосуществовать в реальной экономике.

Возобновление производства (воспроизводства) и его экономический рост происходят на уровне индивидуального хозяйства (фирмы), в общественном масштабе. Поэтому в структуру экономической теории включают микро- и макроэкономику.

Микроэкономика связана с деятельностью отдельных экономических субъектов: рабочих, фермеров, землевладельцев, предпринимателей. Она объясняет, каким образом принимаются экономические решения на низшем уровне, например: как устанавливаются цены в отрасли, какой объем производства должна выбрать фирма, чтобы получить максимальную прибыль.

Макроэкономика изучает финансирование национальной экономической системы на основе формирующихся макропропорций. Объекты ее изучения – валовой национальный продукт, национальный доход, темпы роста производительности труда в стране, безработица и инфляция. Однако границы между макро- и микроэкономикой в последние десятилетия все более размываются. Причина состоит в том, что макроэкономика анализирует совокупность рынков товаров и услуг. Чтобы получить правильные выводы, необходимо сначала изучить поведение рабочих, предпринимателей, покупателей их продукции на индивидуальном уровне. Поэтому микро- и макроэкономика тесно взаимосвязаны, органически взаимообусловлены и взаимозависимы.

Таким образом, экономическая теория – это наука, изучающая экономические принципы, законы, проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения потребностей людей. Другими словами, она исследует экономическое поведение, экономический выбор людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях ограниченных ресурсов.

Как и всякая наука, экономическая теория выполняет прежде всего познавательную функцию. Она призвана изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни общества.

Любое знание, особенно если оно относится к основам жизни, ценно не само по себе, а своей способностью служить руководством к действию, реализации практических целей совершенствования общества. Поэтому экономическая теория не может ограничиваться простой констатацией фактов. Это фундаментальная наука, которая должна проникнуть в самую суть экономической жизни, вскрыть законы, управляющие экономическими процессами, и подсказать пути их использования. Следовательно, с познавательной, теоретической функцией экономической теории тесно связана ее практическая функция.

Еще одна функция – методологическая. Экономическая теория выступает в качестве теоретического фундамента целого комплекса экономических наук – отраслевых (экономика промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства и др.), функциональных (экономика и социология труда, финансы, денежное обращение и кредит, экономическая статистика и др.). Кроме того, существует ряд экономических наук, находящихся на стыке различных отраслей знания, – регионалистика, демография, история экономических учений, менеджмент и др. Для них экономическая теория тоже служит теоретической основой. В конечном счете экономическая теория способствует формированию у человека экономического мышления, предполагающего изучение того, как индивидуумы и общественные институты принимают рациональные решения, основываясь на сравнении издержек и выгод.

1.2. Методы экономической теории:
анализ и синтез; абстрагирование;
индукция и дедукция; сравнение и аналогия. Графики.
Позитивная и нормативная экономика

Экономическая теория, имея специфический предмет исследования, использует, как правило, методы, присущие наукам, изучающим природные явления. Метод (от греч. method – путь к чему-либо) в широком смысле слова можно определить как деятельность, направленную на достижение конкретной цели.

Обычно метод исследования формируется на базе определенной методологии, включающей в себя мировоззренческий подход, исследование предмета, структуры и совокупности конкретных методов данной науки.

Экономическая теория применяет широкий набор методов научного познания. Древние греки использовали формальную логику – изучение мысли со стороны ее структуры и формы. Основоположником формальной логики принято считать Аристотеля (384–322 до н.э.), создавшего учение о понятиях, суждениях, умозаключениях. Наиболее известной формой умозаключения является силлогизм. (Аксиома силлогизма: если свойство K принадлежит каждому из предметов, образующих данный класс, то это свойство будет принадлежать и любому индивидуальному предмету, относимому к этому классу.)

Формальная логика выработала набор методов и приемов познания. Важнейшие из них – анализ и синтез, методы индукции и дедукции, сравнение, аналогия, гипотеза, определенные законы мышления.

Анализ – метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части для удобства изучения; синтез – продолжение анализа, состоящее в соединении отдельных элементов в единое целое.

Метод индукции – это метод познания, основанный на умении делать умозаключения, следуя от частного к общему; метод дедукции – метод, позволяющий делать умозаключения, исходя от общего к частному.

Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов. Он широко применяется при систематизации и классификации понятий, так как позволяет соотнести неизвестное с известным, выразить новое через существующие понятия.

Аналогия – метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. В общей форме умозаключение по аналогии можно записать следующим образом: если А и В имеют общие свойства и А имеет свойство С, то и В имеет свойство С. Аналогия – частный случай индукции. Она играет важную роль в выдвижении предположений, получении нового знания. Множество открытий в экономической теории было сделано по аналогии. Ф. Кэне, например, провел аналогию между кровообращением в человеческом теле и движением товарных и денежных масс в социально-экономическом организме. Это привело его к открытию первой макроэкономической модели экономического воспроизводства. Другой великий экономист – А. Курно, изучая закономерности механического равновесия, выдвинул идею экономического равновесия.

Гипотеза – метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов. Гипотеза возникает при появлении новых фактов, противоречащих старой теории. Сформулированные гипотезы могут служить экономисту ориентиром при сборе фактов (эмпирических данных). Из определения всех наук следует, что они основываются на фактах, т.е. на наблюдениях и поддающихся проверке изменениях известных данных или явлений. Экономическая теория изучает поведение людей и организаций, занимающихся производством, обменом, потреблением и распределением товаров и услуг в масштабах общества.

Теория без фактов может быть пустой, но факты без теории бессмысленны. Поэтому необходимо постоянно сверять существующие принципы и теории с изменяющейся экономической средой. В этой связи различаются позитивная и нормативная экономика. Позитивная экономика имеет дело с фактами, отобранными и перешедшими на уровень теории, т.е. с уже свободными от субъективных суждений и представляющих экономическое поведение. Напротив, нормативная экономика выражает субъективные оценочные суждения о том, что должно быть. Пример позитивного фактического утверждения: при прочих равных условиях, если плата за обучение возрастет, то число абитуриентов в университете снизится. Нормативное утверждение на ту же тему: разговоры о плате за обучение в университете вообще вести не следует, тогда число абитуриентов увеличится.

Основные разногласия между экономистами связаны с нормативными подходами, с экономической политикой, основанной на суждениях. Это обусловлено существованием разных мнений, оценочных суждений относительно того, каким должно быть наше общество. Позитивным является суждение о том, что каждый член общества имеет право на справедливо заработанный доход, но различны суждения о принципах распределения дохода. Для эффективного управления мы должны обладать способностью предвидеть. Экономические принципы помогают сделать это возможным и служат основой реальной экономической политики.

До сих пор мы рассуждали о рациональных методах исследований, однако молодой экономист столкнется с трудностями при анализе экономических событий. В отличие от начинающего физика или биолога он может с подозрением относиться к прибылям естественных монополий или считать, что передача богатства по наследству – это социальное зло. Начинающий исследователь должен быть готов отбросить ошибочные и предвзятые суждения в интересах истины. Экономика отражает интересы людей, поэтому экономические термины иногда носят чрезмерно эмоциональный характер. Это проявляется наиболее ярко в наше время, когда с помощью экономических категорий завоевываются голоса избирателей. Одним кажется, что бесплатная медицина – это «отрыжка» социализма, а другим – разумная, народная демократия. Поэтому мы должны быть готовы к тому, чтобы отбросить подобную терминологию в интересах объективной трактовки экономических проблем. В конечном счете экономисты приходят к выводу, что люди в своих решениях делают рациональный выбор, сопоставляя издержки и выгоды. Следовательно, экономическое мышление – это восприятие с позиции соотношения «издержки – выгоды».

Как и любая наука, экономическая теория имеет дело с фактами, которые постоянно изменяются и служат первичным звеном научного исследования. В естественных науках фактические данные относятся к неодушевленным предметам. Экономическая теория как общественная наука изучает поведение индивидуумов и институтов, занимающихся производством, обменом, распределением и потреблением товаров и услуг.

Сами по себе факты ничего не объясняют. Задача исследователя состоит не только в наблюдении и собирании фактов, но и (это самое важное) в их систематизации, умении увидеть за внешними формами сущность явлений, познавать порождающие их законы. Только на такой основе можно сделать правильные выводы, касающиеся изучения и изменения жизни.

Как явления природы, так и человеческое общество управляются объективными законами. Что же следует понимать под законом вообще и экономическим законом, в частности?

Закон есть определенное, необходимое отношение между вещами, явлениями, процессами, выражающее их сущность. Причем, он выражает не просто связь, отношение, а существенную связь, необходимое отношение.

Закон есть прочное, устойчивое, повторяющееся, тождественное в явлениях. Законы не порождены сознанием людей, они присущи самим процессам или явлениям, и поэтому они объективны. Наука, проникая в явления действительности, может сформулировать тот или иной закон. Таким образом, законы науки служат отражением объективных законов природы и общества. Законы обычно не проявляются в чистом виде, их действие наталкивается на противодействующие силы и тенденции. Например, согласно закону тяготения все тела должны падать на землю с одинаковой скоростью, но наличие воздуха противостоит силе тяготения, поэтому скорость падения различных тел неодинакова.

Экономические законы выражают сущность экономических процессов, их внутреннюю причинную связь и зависимость. Они объективны и вместе с тем отличаются от законов природы.

Законы природы возникают и действуют без участия человека, тогда как экономические законы возникают в процессе деятельности людей. Экономические законы в отличие от законов природы недолговечны. По истечении определенного исторического периода они могут уступать место новым законам. Важно уяснить, что старые экономические законы не уничтожаются по воле людей, а теряют свою силу в связи с возникновением новых экономических условий.

В результате анализа экономических процессов экономическая теория выделяет экономические категории, отражающие существенные стороны экономических процессов и явлений. Научные категории дают возможность глубже понять тот или иной процесс. К категориям, уже упоминавшимся в данной главе, относятся: деньги, собственность, предпринимательство, производство, обмен, распределение и потребление.

Экономические категории – это обобщающие понятия, которые выражают те или иные стороны экономических явлений и процессов.

На первый взгляд, экономическая жизнь общества представляет собой огромное хаотическое сплетение фактов и явлений. Чтобы понять их взаимозависимость, необходимо выделить то простейшее, что характеризует экономические связи в данном обществе. Это достигается восхождением от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Процесс абстрагирования означает отвлечение от всего второстепенного, случайного в экономических явлениях, что дает возможность подняться к научным обобщениям, выяснить экономические категории, присущие данной экономической системе.

В естественных науках для выяснения главного, существенного используют эксперимент. В экономической теории «очищение» экономических явлений от случайного, наносного, второстепенного совершается как логический мыслительный процесс перехода от абстрактного к конкретному. При этом должны исключаться схоластика, оторванность от жизни. Через процесс восхождения от простейшей абстракции ко все более частным явлениям можно понять факты экономической жизни данного общества, характеризующие экономические отношения людей во всей их полноте, конкретности, многообразии. Экономическая теория все более стремится использовать эксперимент, что особенно важно для решения конкретных экономических вопросов.

Рассматривая развитие экономики и общества с исторической точки зрения, экономическая теория сочетает историческое и логическое. Однако экономическое исследование не может следовать за всеми историческими зигзагами и поворотами. Поэтому экономическая теория пользуется логическим способом исследования различных экономических категорий, который раскрывает внутренне необходимую последовательность становления и развития отдельных экономических категорий и законов. Например, из анализа товара логически выводится необходимость возникновения денег на определенной ступени развития товарного обмена.

Таким образом, логический способ исследования – это тот же исторический способ, но в более последовательной и освобожденной от случайностей форме. При этом логические умозаключения и выводы должны постоянно сопоставляться с фактами, опираться на исторический материал, о чем свидетельствуют труды выдающихся экономистов. Однако прежде чем построить экономическую систему, необходимо предварительно построить более конкретные экономические модели, проверить их в ходе экономических экспериментов.

Системный метод исследования – изобретение ХХ века. Однако еще в XIX веке была создана алгебра логики – первая система математической логики. В начале ХХ века А.А. Богданов (1873–1928 гг.) попытался создать всеобщую организационную науку. Мощным стимулом развития экономического моделирования стали теория и практика народнохозяйственного планирования в СССР (план ГОЭЛРО), межотраслевой баланс 1923–1925 гг., модели экономического роста Г.А. Фельдмана и др. В 1939 г. Л.В. Канторович создал метод линейного программирования. Развитие технических наук, математики, биологии, физиологии способствовало возникновению во второй половине 1940-х годов кибернетики, «отцом» которой стал Н. Винер. В 1960-е годы была создана экономическая кибернетика (В.С. Немчинов, О. Ланге, С. Бир и др.).

Системные методы исследования, рождение кибернетики способствовали бурному развитию экономико-математического моделирования. Экономическая модель – формализованное описание экономического процесса или явления. С одной стороны, модель отражает реальный мир, а с другой – служит его преобразованию в соответствии с поставленными целями.

Изучение естественного развития явлений и процессов экономической жизни усиливает необходимость проведения экспериментов. Экономический эксперимент – искусственное воспроизводство экономического явления или процесса с целью изучения их в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения. Эксперименты могут проводиться как на макро-, так и на микроуровне, как в условиях рыночной экономики, так и вне их. Первые массовые экономические эксперименты ставились уже в XIX веке и были связаны на микроуровне с деятельностью Р. Оуэна, «банками справедливого обмена» П.Ж. Прудона, а также с теориями научной организации труда (Ф. Тейлор, Г. Форд, Э. Мэйо).

На макроуровне широкие эксперименты проводились в бывшем СССР с первых лет советской власти. На Западе они связаны прежде всего с именами Дж.М. Кейнса, М. Фридмена и их последователей. В настоящее время научно обоснованная политика немыслима без проведения широких и разнообразных экспериментов, позволяющих на практике проверить обоснованность тех или иных рекомендаций и программ, не допустить крупных народнохозяйственных ошибок и провалов.

При характеристике экономических процессов могут использоваться математические, табличные и графические модели (графики).

Математическая модель устанавливает количественную зависимость переменных величин, представленную в виде уравнения или системы уравнений.

Табличная модель наглядно демонстрирует количественную зависимость между переменными величинами в виде их цифровых показателей. Графическая модель представляет собой наглядное (графическое) изображение зависимости между определенными переменными величинами. При построении графиков все другие переменные величины предполагают неизменными, т.е. используют допущение «при прочих равных условиях».

Графики строятся в системе координат. Различают горизонтальную ось Х (ось абсцисс) и вертикальную ось Y (ось ординат). Установив на этих осях ряд точек на основании табличных данных и соединив их между собой, можно построить кривую, описывающую функциональную зависимость двух переменных. Различают положительный (восходящий) и отрицательный (нисходящий) вид наклона на графике.

1.3. Становление и развитие экономической теории
(меркантилисты, физиократы,
классическая экономическая теория, марксизм,
маржинализм, кейнсианство, монетаризм,
институционализм)

В историческом аспекте впервые экономические идеи были сформулированы такими античными мыслителями, как Ксенофонт, Платон, Аристотель, жившими в условиях рабовладения, основанного на элементах рынка и натурального хозяйства. Ими были созданы основы учения об организации домашнего хозяйства, которое называлось экономия.

Идеи меркантилистов, получившие развитие в XVI–
XVIII веках, сводились к тому, что экономическая политика государства способствовала накоплению богатства и выражала интересы торгового капитала. Государство должно проводить политику «благоприятного торгового баланса», при котором экспорт превышает импорт. Внешняя торговля должна обеспечить приток денег в страну, а захват колоний обеспечит метрополии дешевой рабочей силой.

Англия являла собой пример проведения политики меркантилизма. Здесь была выработана система правительственной регламентации хозяйственной жизни в интересах внешнеэкономической экспансии.

И сейчас среди экономистов есть сторонники того, что страна должна иметь активный торговый баланс, т.е. ввоз товаров должен быть меньше их вывоза.

Физиократы выступали оппонентами меркантилистов. Они перенесли центр исследования из сферы обращения в сферу производства, полагая, что источником богатства выступают продукты земледелия, а не торговли и денежного обращения. Их теоретик Ф. Кенэ (1694–1774 гг.) выдвинул идею, согласно которой продукция сельского хозяйства и другие природные ресурсы являются истинными источниками богатства. На этом основании занятия промышленностью и торговлей были объявлены бесплодными, а занятый в них труд – непроизводительным. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ явилась первой систематической концепцией капиталистического производства. Согласно ей земледелие должно быть капиталистическим, развивающимся как крупное предприятие капиталистического фермера. Землю обрабатывает наемный рабочий. Побудительным мотивом производства служит прибыль, «место рождения» которой – сфера производства, а не сфера обращения. Физиократы отвергали вмешательство феодального правительства в экономическую жизнь; они выступали за полную свободу предпринимателей, промышленников, фермеров и рабочих.

Отметим, что споры двухсотлетней давности о регулировании экономики со стороны государства, «свободе действия» ее главных элементов не утихают и по сей день.

Возникновение классической экономической теории непосредственно связано с именем В. Петти (1623–1687 гг.). В. Петти был участником Английской буржуазной революции 1648 г., что наложило отпечаток на его социальное положение и экономические воззрения.

В первых экономических трудах В. Петти видно влияние идей меркантилистов; позднее он отошел от них. В частности, он считал источником богатства сферу производства. В. Петти – автор первой трудовой теории стоимости – различал внутреннюю стоимость, которую называл «естественной ценой», и рыночную цену. Он считал закономерным вмешательство государства в регулирование экономики страны. Определял естественную цену товара (стоимость) количеством затраченного рабочего времени на производство товара и указывал на то, что естественная цена товара прямо пропорциональна затратам труда на добычу серебра.

Существенный вклад в формирование классической экономической теории внес А. Смит (1723–1790 гг.). Мировую известность он приобрел после опубликования в 1776 г. «Исследования о природе и причинах богатства народов», принесшего автору титул «отца экономики». Он выступал против физиократов, считавших землю источником богатства, не соглашался с меркантилистами, измерявшими богатство нации деньгами. С его точки зрения, богатство нации формируется путем человеческого труда в сочетании с другими факторами.

В основу исследования А. Смит положил трудовую теорию стоимости, считая, что стоимость товара определяется не любыми затратами труда, а общественно необходимыми. Он писал, что заработная плата, прибыль и рента являются тремя первоначальными источниками дохода, причем прибыль создается неоплаченным трудом рабочих, а рента есть вычет в пользу землевладельца из стоимости товара. Он выступал за высокую заработную плату из экономических и социальных соображений.

А. Смит полагал, что экономика станет эффективнее функционировать, если будет устранено ее регулирование со стороны государства. Для объяснения этого он использовал метафору «невидимая рука»: «Каждый отдельный человек старается так употребить свой капитал, чтобы продукт его обладал наибольшей стоимостью... Однако при этом, как и во многих других случаях, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя собственные интересы, он неизбежно предпочитает такие действия, которые наилучшим образом служат интересам общества»[3]. Скорее всего, под «невидимой рукой» А. Смит понимал стихийное действие экономических законов, конкретную борьбу. Только при свободном переливе капиталов, товаров, денег и людских ресурсов общество может свободно развиваться.

Еще одним представителем классической школы был Д. Рикардо (1772–1823 гг.). Его перу принадлежит много работ по экономике, но известность он приобрел после издания книги «Принципы политэкономии и налогообложения» (1817 г.). Будучи членом парламента, Д. Рикардо выступал против идеологов-земле­владельцев, отстаивал снижение цен на хлеб, свободный ввоз хлеба в Англию, призывал к отказу от хлебных пошлин.

Научной заслугой Д. Рикардо является дальнейшее развитие трудовой теории стоимости. Он сформулировал экономический закон, согласно которому «меновая стоимость товара прямо пропорциональна количеству затраченного на его производство труда и обратно пропорциональна производительной силе этого труда»[4].

В «Принципах политэкономии и налогообложения» Д. Рикардо рассматривает проблему распределения дохода в рыночном хозяйстве. В частности, он приходит к выводу, что вновь созданная стоимость состоит из двух частей – заработной платы и прибыли, противостоящих друг другу.

Создателями теории научного социализма стали К. Маркс (1818–1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820–1895 гг.). В своих работах они опирались на классическую экономическую теорию, в особенности на трудовую теорию стоимости. Центральное место в марксистском экономическом учении заняла теория прибавочной стоимости. Она обосновывает существование эксплуатации наемного труда капиталом, оценивает капиталистическую собственность как паразитическую и в итоге провозглашает необходимость проведения «экспроприации экспроприаторов». К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали экономическую теорию как науку, изучающую производственные отношения последовательно сменяющих друг друга общественных формаций.

Неоклассическая теория развивалась тремя школами: австрийской, лозаннской, англо-американской, которые занимались субъективной теорией стоимости, разработанной на базе принципа предельной полезности, или маржинализма, отрицающего понятие стоимости как выражения общественно необходимых затрат труда.

Сторонники теории предельной полезности (К. Менгер, Е. Бем-Баверк), опираясь на психологические изыскания, утверждали, что величина предельной полезности зависит от соотношения данной потребности с ее покрытием. Стоимость они определяли размерами предложения.

При увеличении либо уменьшении количества благ изменяется степень удовлетворения потребностей, а значит, и стоимость, приписываемая им. Поэтому стоимость однородного запаса того или иного блага определяется согласно теории предельной полезности стоимостью последней или наименее важной его единицы.

Учебник А. Маршалла (1842–1924 гг.) «Принципы политической экономии» (1890 г.) служил основой экономического образования до 1940-х годов и явил собою новое неоклассическое направление в экономике. Главным предметом анализа становится не теория стоимости, а теория цены. Механизм ценообразования рассматривается им как соотношение спроса и предложения. Основу теории спроса, по мнению А. Маршалла, составляет учение о предельной полезности У. Джевонса, К. Менгера, Л. Вальраса, дополненное позднее теорией предельной производительности Дж.Б. Кларка. Если классики стремились к выявлению объективных закономерностей, то А. Маршалл исходит из субъективных оценок хозяйствующих субъектов. Разработка общих принципов экономической теории заменяется исследованием проблем экономической практики. Страницы экономических исследований заполняются формулами и графиками, иллюстрирующими различные рыночные ситуации. Новые веяния находят отражение в изменении названия самой науки.

Понятие «политическая экономия» вытесняется понятием «экономика». Теория А. Маршалла фактически абстрагировалась от деятельности монополий, хотя кризис 1920–1930-х годов и особенно «великая депрессия» 1929–1933 гг. не могли не оказать влияния на ценообразование.

В 1933 г. выходят «Теория монополистической конкуренции» Э. Чемберлена и «Экономика несовершенной конкуренции» Дж. Робинсонона, в которых анализируется механизм монополи-стического ценообразования.

Однако подлинную революцию в экономической теории произвела опубликованная в 1936 г. «Общая теория занятости, процента и денег» Дж.М. Кейнса (1883–1946 гг.). С его именем связывают рождение нового направления западной экономической мысли – кейнсианства. Кризис 1929–1933 гг. обнаружил несоответствие между теориями неоклассиков и реальной действительностью. Неоклассики считали, что капитализм есть саморегулирующаяся система. Помощь государства в регулировании экономики является излишней и, более того, вредной.

Дж.М. Кейнс подверг жесткой критике неоклассиков, что привело к подлинной революции в макроэкономике. Прежде всего государство должно активно стабилизировать экономику. Дж.М. Кейнс полагает, что для нормального развития экономики необходимо сформировать эффективный спрос и его компоненты – потребительский и инвестиционный спрос. Он выдвинул идею мультипликатора: между приростом инвестиций и ростом национального дохода существует устойчивое соотношение. Затраты на инвестиции увеличивают и занятость, и объем производства.

По мнению Дж.М. Кейнса, выбор решений во многом зависит от центральной власти. Регулировать спрос и инвестиции он предлагал с помощью денежно-кредитной и бюджетной политики. Денежно-кредитная политика, т.е. регулирование ставки процента, особенно в условиях глубокого экономического спада, оказалась малоэффективной. Поэтому, по его мнению, главным регулятором должна стать бюджетная политика. Признание неизбежности вмешательства государства в экономику послужило основой провозглашения президентом США Ф.Д. Рузвельтом «Нового курса», направленного на решение комплекса задач по обеспечению стабильного воспроизводства с помощью государственных мер. Идеи Дж.М. Кейнса нашли широкое распространение в государственной практике западноевропейских стран в 1940–1960-е годы.

В последние 25–30 лет в противовес кейнсианству усилилась роль чикагской школы – монетаризма. Во многих странах мира идеи этой школы положены в основу государственной политики. Монетаризм делает ставку на эффективность рынка и отрицает государственное регулирование экономики или допускает его очень ограниченно. В этом проявляется сходство монетаризма с идеями старого классицизма, поэтому монетаристов обычно называют неоклассиками. Лидером школы считается лауреат Нобелевской премии 1976 г. в области экономики профессор Чикагского университета М. Фридмен (р. 1912). Все его произведения проникнуты идеей создания справедливого общества, основанного на частной собственности и свободном предпринимательстве.

Монетаризм базируется на главном положении количественной теории денег: изменение количества денег, т.е. их массы, находящейся в обращении, ведет к пропорциональному изменению цен. М. Фридмен полагает, что в основе регулирования экономики лежит управление именно этой массой денег, и государство не следует допускать к созданию материальных ценностей, регулированию объемов производства, занятости и цен. Монетаристы признают существование естественной нормы безработицы.

По мнению М. Фридмена, необходимо отказаться от поддержки цен на сельскохозяйственную продукцию, отменить квоты и тарифы, контроль над величиной квартплаты, ликвидировать минимум заработной платы, прекратить государственное строительство жилья, отказаться от общей воинской повинности в мирное время. Правительство, по М. Фридмену, призвано играть роль «форума» для определения «правил игры», или арбитра, толкующего правила и обеспечивающего их исполнение. Сфера деятельности государства должна ограничиваться регулированием количества денег, находящихся в обращении, борьбой с монополиями, отдельными недочетами рынка, социальной помощью детям и нетрудоспособным членам общества.

М. Фридмен активно выступает против прогрессивного налогообложения, считая инфляцию элементом только денежного обращения. Он предложил ряд инструментов, снижающих инфляцию: уменьшение количества денег, находящихся в обращении, при снижении государственных расходов, а также уменьшение количества ценных бумаг и т.д. Стихийные силы рынка будут способствовать уравниванию денежной массы, количества товаров и услуг. Это должно привести к сокращению объемов производства, а затем к снижению темпов роста цен. Наступит состояние экономического равновесия, что станет предпосылкой экономического роста.

Влиятельным в настоящее время является институционализм, представителями которого выступали Т.Б. Веблен (1857–1929 гг.), Дж.Р. Коммонс (1862–1945 гг.), У. Митчелл (1874–
1948 гг.).

Институциалисты считают, что экономическая теория должна изучать не только экономические отношения, но и весь комплекс факторов, влияющих на них: политических, правовых, социальных, психологических. Они выступают за трансформацию капитализма путем углубления и расширения социальных программ. Рынок, по их мнению, не является универсальным механизмом; он ориентирован на поддержку и усиление крупного капитала. Предлагается анализировать действие не отдельного человека, а совместные операции организаций (институтов), под воздействием которых формируются система реального поведения, нормы человеческого общежития.

В качестве институтов рассматриваются экономические установления: отношения собственности, профессиональные хозяйственные объединения, разделение и кооперирование труда и т.д. Существуют институты политические (государство, парламент, политические партии, суд, армия), религиозные, культурные и пр. Все виды институтов крайне важны для экономического развития общества, поскольку они изучают социальную психологию народа, его характер, темперамент и даже инстинкты. При этом отрицается способность рыночной экономики к саморегулированию и поддерживается идея государственного регулирования, широкого использования математических методов.

Институционализм, возникнув в конце XIX века, прошел в своем развитии несколько этапов. Различают социально-психоло­гический институционализм, социально-правовой и эмпирический (конъюнктурно-статистический).

Т.Б. Веблен, анализируя отдельные социальные группы, рассматривает экономические явления как установившиеся традиции, исходя из того, что основой жизни общества является материальное производство, прежде всего его технология. Составными частями экономики выступают институты мира «бизнеса» и мира «индустрии». «Бизнес» относится к фазе обращения, а к миру «индустрии» – наемные инженеры, техники и рабочие. Государственные структуры, состоящие из представителей технической интеллигенции, могут развивать производство в интересах всего общества.

Дж.Р. Коммонс разработал социально-правовое направление в институционализме, сочетая теорию предельной полезности и юридическую концепцию в экономике. Им исследовались такие институты, как семья, профсоюзы, государство, экономические объединения в производстве. При этом утверждалось, что они прежде всего проявляются путем юридического оформления. Эти отношения можно сделать справедливыми, если все социальные группы в обществе будут сотрудничать друг с другом, т.е. будет иметь место социальное партнерство.

В центре внимания У. Митчелла находилась идея о том, что главный фактор экономического развития – психология людей, традиции и обычаи народа. Он пытается выразить это в математической форме, применяя метод количественного анализа к большому массиву статистического материала. На этой основе он выработал модель бескризисного развития капитализма, выдвинув на первое место среди исследуемых факторов спрос и предложение, цены, курсы акций. Эти идеи составили основу эконометрики, предполагающей изучение экономики с помощью математики, что повышает объективность, скорость и эффективность анализа.

Основные идеи инстутиционализма представлены в новейшей западной экономической мысли теориями индустриального, нового индустриального и постиндустриального общества (Дж.К. Гэлбрэйт, Д. Белл, О. Тоффлер).

Основные понятия

Предмет экономической теории, методы экономической теории: анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и математический аппарат, экономические законы, экономические категории, позитивная и нормативная экономика, меркантилисты и монетаристы, классическая экономическая теория, марксизм и маржинализм, кейнсианство и монетаризм, институционализм.

Библиографический список

Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. М., 1984.

Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. М. Кейнс. М., 1978.

Курс экономической теории: учебник / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. Киров, 2001.

Маркс, К. Капитал / К. Маркс, Ф. Энгельс // соч. 2-е изд. Т. 23–25.

Маршалл, А. Принципы политической экономии: в 3 т. / А. Маршалл. М., 1983.

Петти, В. Экономические и статистические работы / В. Петти М., 1940.

Селигмен, Б. Основные течения современной экономической мысли / Б. Селигмен. М., 1968.

Усоскин, Л. Денежный мир / Л. Усоскин. М.: Фридмена. М., 1989.


Глава 2

Экономический образ мышления

2.1. Исторические предпосылки
экономического мышления

Развитие человеческого общества сопровождалось формированием экономического мышления. Это одна из характеристик поведения человека, выделяющих его из мира живых существ. И для человека, и для животных всеобщим условием существования является природа: территория, воздух, вода, солнечный свет и т.д. Все живые существа находят экологическую нишу, вне которой животный или растительный вид погибает. Для человека такой «экологической нишей» стала планета Земля со всем разнообразием ее природных условий. Это было обусловлено двумя причинами: а) уникальным анатомическим, физиологическим, психологическим строением человека; б) возникновением искусственной (техногенной) среды обитания людей. Взаимодействие двух факторов породило третий, не встречающийся в природе, – особую форму взаимоотношений между людьми при помощи и на основе обмена материальными и духовными благами.

Основной признак, по которому разграничивают человека и животное, дает экономика. По мнению А. Смита, человека отличают способность к труду и склонность к обмену.

На первый взгляд, все элементы процесса труда, которые есть у человека, можно найти и у животных; многие из них осмысленно преследуют свою цель, пользуются орудиями (даже каменными!), строят дома и прокладывают дороги. Но деятельность животных направлена только на удовлетворение непосредственных потребностей особи или на воспроизводство вида. Иное дело – человек. Продукты его трудовой деятельности имеют не только личный, но и всеобщий (общественный) характер. Например, зачем жителю средней полосы России тратить большие усилия на выращивание избытка овощей на своем садовом участке? Не лучше ли потратить время и средства на другие дела? Усилия, затраченные на выращивание «лишних» овощей, становятся целесообразными при условии обмена последних на иные продукты. Косвенный характер такой деятельности очевиден: производить для других, чтобы получать для себя. Путь от момента создания продукта до его потребления удлиняется. Ни одно животное не позволит себе подобной нерациональной траты сил.

Одновременно с формированием человека шел процесс развития общества, в котором при помощи обмена, удлинявшего путь каждого отдельного продукта, сокращалось время получения людьми всех созданных ими продуктов.

Возникновение косвенного способа приобретения продуктов при помощи обмена дало толчок развитию материального производства. Чем большее количество благ создавал отдельный человек, тем богаче становилось общество. Для этого в трудовую деятельность вовлекались все новые и новые ресурсы (производительные силы), интенсифицировались природные процессы. Человек больше не приспосабливается к природе, как это делает любое другое живое существо, а переделывает ее с целью максимально эффективного обмена веществ, энергий и информации. Чтобы производить многочисленные предметы, обменивать их, человеку нужно развивать определенные способности и, что не менее важно, потребности в подобных предметах.

Изменения в анатомическом, физиологическом, психическом строении человека стимулировали постоянное возникновение новых потребностей. При этом следует говорить не о безграничности человеческих потребностей, а о постоянном их возрастании (возвышении) как условии сохранения и развития человечества. Противоречие между ограниченностью ресурсов для производства тех или иных жизненно важных продуктов и постоянным возрастанием потребностей является движущей силой экономического развития.

Процесс становления человека и общества – антропосоциогенез – охватывает, по данным антропологов, период около двух миллионов лет. За это время происходило формирование человека современного физического типа, возникли труд, элементы техники и техногенной среды, зачатки регулярного обмена, прототипы магии, религии, искусства.

Антропологи по-разному называют формирующегося человека, ориентируясь прежде всего на анатомические особенности. Напротив, мы попробуем выделить то, что свойственно человеку как субъекту процесса труда, лежащего в основе зарождающейся экономической деятельности. Нас будут интересовать не орудия труда (это предмет исследования археологов), а особенности экономического поведения формирующегося человека. Его цель – максимизация продуктов (благ), необходимых для удовлетворения растущих потребностей. Но каждому человеку нужны различные блага. Существует ли способ сведения их воедино, максимизации всей совокупности необходимых человечеству благ?

На поставленный вопрос нельзя ответить посредством количественной оценки, например, путем сравнения тысячи тонн (это лучше) и тонны какого-либо продукта (это хуже). Тысяча тонн удобрений, завезенная на участок, может стать источником загрязнения участка. Для того чтобы человек действовал экономически целесообразно, в его сознании с самого начала должен включиться механизм оценки производимых благ. Вот как он характеризуется в современной социологической (социально-психо­логической) литературе: «Человеку свойственно оценивать. Он дифференцирует, сортирует и упорядочивает все объекты, с которыми сталкивается. Он предпочитает большее количество благ, имеющих положительную оценку. Но любое фиксированное приращение положительного блага оценивается все ниже, по мере того, как растет его общее количество, доступное для индивида»[5]. Особенности поведения человека позволили дать следующую характеристику: «Максимизирующий человек признает, что все ресурсы, включая его собственное время, ограничены. Каковы бы ни были эти ресурсы, человек стремится обеспечить себе наилучшее положение при тех ограничениях, с которыми он сталкивается»[6].

Возвышение потребностей предполагает экономическое развитие общества. Прогресс связан с развитием материального производства, освоением новых ресурсов и сил природы. В своей основе – это локальный процесс, так как природные ресурсы расположены неравномерно. Появляется неравенство между различными хозяйственными общинами. Наиболее бедные из них мало что могут предложить в обмен. Возникает тенденция обособленного развития: та или иная община, стремясь все делать сама, превращается в замкнутый социально-экономический организм, где люди связаны друг с другом не столько обменом, сколько разделением и кооперацией труда в процессе производства, продукты которого делятся (распределяются) между членами общины. Такая форма организации производства и обмена называется натуральным хозяйством.

Сдерживая обмен, натуральное хозяйство устанавливает границы экономического развития. Однако у него есть и огромное историческое достоинство. На принципах натурального хозяйства в период первичного освоения человеком громадных пространств для нужд земледелия сформировались народы и страны (Древний Египет, Шумер, Древний Китай). Это дало возможность представлять население как экономическое целое.

Развитие натуральной формы хозяйства до размеров целой страны предполагает не только единство, но и определенную организацию населения. Этнографы и историки детально исследовали этот вопрос и пришли к выводу, что соответствующая социальная организация имеет форму пирамиды, на вершине которой находятся господствующие слои и классы. Между различными слоями населения возникают разделение и кооперация труда для достижения важных хозяйственных целей, например для создания ирригационных сооружений.

А. Смит в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» описывает мануфактуру. Она представляет собой конвейер эпохи ремесленного производства. Если отдельный ремесленник делает все изделие, то в мануфактуре рядом посажены много человек, каждый из которых осуществляет свою операцию. Возникает разделение труда внутри производства. При этом от работников не требуются прежние навыки выполнения всех операций, достаточно быстро и хорошо делать что-то одно. Таким образом, предметы и орудия труда остаются теми же, работники – даже менее обученными, а эффективность труда повышается многократно.

Из внутренних закономерностей производства возникает тенденция его иерархической организации. Человек нужен для такой формы хозяйства как мыслящий профессионал, способный экономить ограниченные ресурсы, находить пути их наиболее выгодного использования. Новой производительной силой выступают экономические отношения между людьми, воплощенные в разделении и кооперации труда. Но экономическое мышление индивида ограничено. Рынок служит местом, где он предъявляет спрос на необходимый, заранее известный товар. И наоборот, натуральный производитель не рассматривает рынок как самостоятельную, имеющую свои экономические законы сферу деятельности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.