Здавалка
Главная | Обратная связь

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ



ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема психологического здоровья была актуальна для человечества во все времена, так как история человечества не знает ни одного полностью благоприятного для личности периода: таинственные и грозные силы природы, войны, эпидемии, а так же внутриличностные трудности – все это – факторы угрожающие и психологическому и физическому здоровью личности.

Предметом научного исследования проблема психологического здоровья становится наиболее актуальной в конце 60-х – начале 70-х годов XX века. Именно тогда во многих медицинских, педагогических и психологических публикациях стали активно обсуждаться факты, свидетельствующие о серьезных проблемах психического здоровья детей.

Психологическое здоровье – необходимое условие полноценного функционирования человека в социуме, что определяет неразделимость телесного и психического. Психологически здоровый человек – это человек, который принимает себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих людей. Это человек открытый для всего нового, он познает себя, окружающий мир, как разумом, так и чувствами. Он не боится творить, он жизнерадостен. Еще одной отличительной чертой такого человека будет способность принять ответственность за свою жизнь на самого себя и извлечь уроки из неблагоприятных ситуаций. Психологически здоровый человек не только развивается сам, но и способствует развитию других людей. Он умеет находиться в ситуации неопределенности, при этом, даже если он не понимает смысла происходящего, он знает, что этот смысл существует. Такой человек способен адаптироваться к изменяющимся условиям жизни [25].

Таким образом, мы считаем, что для психологически здорового человека главным является гармония и баланс. Гармония между эмоциональной и интеллектуальной, телесной и психической составляющими человека, а так же гармония между ним и миром вне его. Понятие гармония в данном случае имеет значение процесса, а не состояния.

Даже незначительное увеличение угрозы психологическому здоровью со стороны действительности сильно ощутимы в раннем юношеском возрасте, что связанно с кризисностью данного возрастного этапа. Юношество является наиболее уязвимой категорией населения в наше время – время, когда на человека воздействуют различные факторы, вызывающие психические напряжения, стрессы, эмоциональную дестабилизацию, что разрушающе сказывается как на физическом, так и на психологическом здоровье.

Специалисты, занимающиеся исследованием личности в юношеском возрасте (Р. Берне, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, A.M. Прихожан, Э. Эриксон, Д.И. Фельдштейн) утверждают, что юность – один из сложных, важных и ответственных в плане формирования личности этапов.

Проблема психологического здоровья человека в тех или иных аспектах затрагивается в работах А.А.Александрова, А.И. Захарова, В.В. Ковалева, Н.Я. Иванова, К.С. Лебединской, А.Е. Личко, а также А.Маслоу, Г.Олпорта, К.Роджерса, В.Франкла, Э.Фрома. Проблеме психологического здоровья детей посвящены труды И.В. Дубровиной, В.В. Давыдова, О.В. Хухлаевой, Г.С. Никифорова, Д.Б. Эльконина, О.В. Завгородней.

Это огромный вклад и начальная ступень в вопросах психологического здоровья человека, нуждающаяся в дальнейшей разработке и детальном рассмотрении.

Актуальность нашей работы обусловлена тем, что на сегодняшний день изучение психологического здоровья набирает все больший размах, но понятие психологического здоровья, которое всё чаще и чаще встречается в научной литературе, ещё не приобрело окончательного значения и находится на стадии формирования. Существование объективной потребности в создании системы психологического сопровождения в юношеском возрасте обусловили выбор темы исследования «Психологическое здоровье в юношеском возрасте».

Объект исследования: психологическое здоровье индивида.

Предмет исследования: психологическое здоровье в юношеском возрасте

Цель исследования: изучение психологического здоровья в юношеском возрасте.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что преодоление кризиса юношества продуцирует такие особенности психологического здоровья как снижение психоэмоционального тонуса, активация психологических защит, повышение тревожности, возникновение трудностей в процессе самосознания и самоидентичности.

Исходя из цели и гипотезы, были определены исследовательские задачи:

1. Дать определение понятию «психологическое здоровье человека», в том числе описать особенности данного явления в юношеском возрасте.

2. Спланировать и осуществить констатирующий эксперимент, с целью подтверждения рабочей гипотезы.

3. Разработать психокоррекционную программу, направленную на гармонизацию психологического здоровья в юношеском возрасте с учетом нарушений, выявленных в ходе экспериментального исследования.

Методы исследования. Для решения поставленных задач предполагается использовать комплекс общенаучных методов теоретического уровня: анализ, синтез, сравнение, систематизация. Анализ и интерпретация исследований по проблемам психологического здоровья, юношеского возраста. Обобщение психологических исследований отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме.

Эмпирическую основу составили следующие методики:

1. УСК (Уровень субъективного контроля)

2. Опросник Структуры Темперамента (ОСТ) Русалова

3.Методика диагностики социально-психологической адаптации (Роджерса-Даймона)

4. Человек под дождем

5. Методика по оценке уровня самоактуализации личности (“САМОАЛ”) (Шострома)

6. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. Леонтьева

7. Методика измерения уровня тревожности Тейлора

Исследование проводилось на базе СГУ. В эксперименте принимали участие учащиеся первого курса психологического факультета группы П-1 в количестве 25 человек. Средний возраст студентов 17-19 лет.


 

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.