Здавалка
Главная | Обратная связь

Организация самостоятельной работы студентов



10.3.1. Очная форма обучения

Самостоятельная работа студентов (СРС) - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).

Цель организации самостоятельной работы по дисциплине «Социальная работа с детьми и подростками» – это углубление и расширение знаний в сфере методологии экономической деятельности различных социальных организаций и учреждений; формирование навыка и интереса к самостоятельной познавательной деятельности; овладение приемами процесса познания в области методики ценообразования в социальном обслуживании способствует развитию общекультурных и профессиональных компетенций.

Самостоятельная работа студентов (СРС) является важнейшим видом освоения содержания дисциплины, подготовки к семинарским занятиям и к экзамену. Сюда же относится и самостоятельное углубленное изучение тем дисциплины. Самостоятельная работа студента представляет собой постоянно действующую систему, основу образовательного процесса.

Организация СРС ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности.

Весь учебный процесс от начала изучения и до завершения учебного курса рассчитан на самостоятельную работу студента под руководством и при помощи преподавателя.

Самостоятельная работа реализуется:

· непосредственно в процессе аудиторных занятий – на лекциях, практических и семинарских занятиях;

· в контакте с преподавателем вне рамок расписания – на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;

· в электронной образовательной среде СПБУУиЭ;

· в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.

 

Постоянный поиск новых форм и методов этой работы необходим каждому обучающемуся – как начинающему, так и имеющему определенный опыт.

Самостоятельная работа студентов предполагает следующие виды отчетности:

· подготовку и написание докладов, сообщений, рефератов, эссе и других письменных работ на заданные темы,

· изготовление презентаций,

· выполнение домашних заданий разнообразного характера;

· поиск и отбор информации по отдельным разделам курса в сети Интернет;

· работу с текстами и другими источниками, их конспектирование;

· текущее и итоговое тестирование он-лайн.

 

Пакет заданий для самостоятельной работы выдается в начале семестра, определяются предельные сроки их выполнения и сдачи.

Одним из видов СРС является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей (См.10.4.2).

Составной частью СРС является подготовка к промежуточной аттестации (экзамену).

Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо зарегистрироваться в СДО «HyperMethod», если этого не было сделано ранее, записаться на дистанционный курс. Таким образом открывается доступ к электронным учебным ресурсам: ЭУП, различным материалам, Глоссарию, форуму, базе тестов. Обучающийся может получить оперативную консультацию он-лайн, задать организационные вопросы преподавателю и получить ответы, обсудить проблемные вопросы и темы учебного процесса, в том числе с однокурсниками.

Серьезную помощь в СРС оказывает постоянная работа с электронным учебным пособием по дисциплине, доступным в полнотекстовом формате в Электронной библиотеке СПБУУиЭ. ЭУП «Социальная работа с детьми и подростками» содержит списки основной и дополнительной литературы по курсу, в том числе и имеющейся в библиотеке ВУЗа, кроме того, приведены ссылки на рекомендуемые ресурсы Интернет. В помощь изучающим дисциплину составлен Словарь основных терминов. К нему можно и необходимо обращаться как в процессе работы над темой, так и для обобщающего повторения всего пройденного материала.

В процессе изучения курса необходимо обратить внимание на самоконтроль знаний. С этой целью каждый студент после изучения каждой отдельной темы и затем всего курса по учебнику и дополнительной литературе должен проверить уровень своих знаний с помощью контрольных вопросов, которые помещены как в конце каждой темы, так и в завершение ЭУП.

Для самостоятельного изучения отводятся темы, хорошо разработанные в учебных пособиях, научных монографиях и не могут представлять особенных трудностей при изучении.

Важной составляющей самостоятельной работы является подготовка к семинарским занятиям, в том числе в формах:

· реферата;

· доклада;

· письменного домашнего задания;

· подготовки мультимедиа-презентации.

 

Реферат требует глубокого изучения первоисточников, умения связывать их теоретические положения с современностью, проводить глубокий анализ, делать практические выводы, наконец, учит вести дискуссии. Реферат, становится плодом коллективного творчества, когда идеи не только формулируются автором, но и обсуждаются аудиторией.

Для эффективной организации СРС необходимо:

· последовательное усложнение и увеличение объема СРС, переход от простых к более сложным формам (выступление на семинарском занятии, текущее тестирование, доклад по теме проблемного семинара, подготовка презентации, творческая работа и т.д.).

· постоянное повышение творческого характера выполняемых работ, активное включение в них элементов научного исследования, усиления их самостоятельного характера;

· систематическое управление самостоятельной работой, осуществление продуманной системы контроля и помощи студентам на всех этапах обучения.

 

10.3.2. Заочная форма обучения:

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов заочной формы обучения определяется в соответствии со следующими рекомендуемыми ее видами:

· для овладения знаниями – чтение текста учебника, методических указаний, дополнительной литературы, лекций; составление плана и конспекта текста; графическое изображение структуры текста; работа со словарями и справочниками; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, Интернета; учебно-исследовательская работа и др.;

· для закрепления и систематизации знаний – работа с конспектом лекций; работа над материалом учебника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей; составление плана и тезисов ответов; составление таблиц для систематизации учебного материала; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии и др.);

· для формирования умений – выполнение практических мировоззренчески ориентированных заданий по образцу; решение вариативных разноуровневых заданий; философский анализ разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка контрольных работа.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов, их содержание и характер при заочной форме обучения могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывая индивидуальные особенности студента и специфику учебной дисциплины «Социальная работа с детьми и подростками».

Изучение дисциплины «Социальная работа с детьми и подростками» требует не только прослушивания лекций преподавателя и решения практических заданий в аудитории, но и самостоятельной работы студента и, прежде всего, подбора и изучения литературы по дисциплине. Часы самостоятельной работы, отведенные в рабочем учебном плане, представляют собой вид занятий, которые каждый студент заочной формы обучения организует и планирует сам. Прежде всего, следует обратить внимание на список рекомендуемой литературы, однако для получения более глубоких знаний по изучаемой дисциплине нельзя ограничиваться только рекомендуемыми преподавателем источниками специальной литературы. Студент может обратиться за помощью в подборе литературы в библиотеку Университета.

Дальнейшая работа над специальной литературой не должна ограничиваться чтением. Лучшему запоминанию и усвоению прочитанного способствует ведение конспектов, в которых выписываются наиболее важные понятия, определения, собственные замечания по поводу прочитанного. Материалы, изученные самостоятельно, могут существенно облегчить усвоение курса дисциплины. Если студент изучает дисциплину индивидуально, то сроки сдачи и основные вопросы для самостоятельной работы студент заранее должен обсудить с преподавателем дисциплины. Студенты, выполняющие какую-либо работу по изучению дисциплины самостоятельно, всегда могут получить консультации по трудным и проблемным вопросам у преподавателя данной дисциплины в отведенные для этого дни и часы.

Студенты заочной формы обучения нуждаются во всесторонней педагогической поддержке для овладения ими способами и методами эффективной самостоятельной учебной деятельности. В процессе обучения студенты постепенно получают навыки все более сложных действий самостоятельной работы, благодаря чему у будущих специалистов более четко выстраивается смысловой ориентир, позволяющий ему практиковать и разрабатывать собственные подходы к решению проблемы саморазвития и самообразования. В тоже время студенты заочной формы обучения учатся определять цели предстоящей работы, определять ее задачи, планировать свои действия, выбирать способы и средства выполнения спланированных действий, самостоятельно анализировать и контролировать результаты и корректировать свою дельнейшую деятельность.

В процессе выполнения самостоятельной работы при изучении дисциплины «Социальная работа с девиантами» у студентов заочной формы обучения формируются навыки работы с учебной и научной литературой, развиваются умения и навыки самостоятельной познавательной деятельности, вырабатываются привычки к систематическому самообразования. Самостоятельная работа студентов направлена не только на усвоение материала, но и на развитие у студентов навыков самостоятельной деятельности, самоорганизации и самосовершенствования, что позволит им стать квалифицированными компетентными и наиболее востребованными специалистами.

Важной частью самостоятельной работы студента-заочника является выполнение контрольной работы в виде написания реферата по избранной теме и предполагает достижение серьезных теоретических целей. Подготовка реферата способствует углублению, систематизации и закреплению полученных студентами теоретических знаний, умений самостоятельно применять их для решения задач, предусмотренных программой курса, дает навык работы с перво­источниками, научной и периодической литературой.

В результате творческого подхода на основе глубокого изучения литературы студент должен продемонстрировать свое понимание избранной темы, умение самостоятельно раскрыть ее, выделив главное, сделать обоснованные выводы.

Кафедрой разрабатывается тематика контрольных работ, причем студенты могут вносить свои предложения по уточнению темы или предложить преподавателю подготовить реферат по инициативной теме.

Выбрав тему, студент подбирает литературу, пользуясь предметными и систематическими каталогами библиотек. При изучении литературы главное внимание надо уделить, прежде всего, тем главам, параграфам книг или тем статьям, которые непосредственно связаны с планом реферата.

При этом студенту следует обратить внимание на расхождения и особенности трактовок одних и тех же вопросов разными авторами. Знакомясь с литературой, необходимо брать на заметку и технические приемы анализа (форм, методов группировки данных), которые использует автор для доказательства своих положений.

В работе по сбору, изучению и обработке материала можно использовать все источники, относящиеся к теме: учебники, монографии, статьи, материалы социологических исследований, научно-практических конференций, решения органов власти.

При подготовке реферата может возникнуть необходимость обращения к материалам по истории. Найти опубликованные ранее и неопубликованные архивные документы помогут специальные справочники и указатели опубликованных работ.

Особое внимание необходимо обращать на ведение выписок. Рекомендуется делать их в тетради, на отдельных листках или на карточках. Записи лучше вести с одной стороны, что позволит последовательно использовать их в ходе оформления работы. Собранный материал необходимо систематизировать, распределить в соответствии с рабочим планом, который представляет собой перечень основных вопросов содержания реферата. Он может быть как простым, так и развернутым, многоуровневым, когда каждый вопрос детализируется, расчленяется на составные части. План раскрывает внутреннюю структуру работы, он должен быть строго выдержан логически, поэтому составление его - ответственный этап в подготовке реферата.

Обычный развернутый план представляет детальный перечень согласующихся между собой вопросов и подвопросов, а если необходимо, то еще пунктов и подпунктов к ним. Это «каркас» реферата, который затем наполняется соответствующим содержанием.

Если при подборе материала студент вышел за пределы установленного объема, необходимы правка и сокращение. Для этого следует внимательно прочитать текст, убрать малозначащие фразы и недостаточно убедительные доказательства, пространные обороты речи заменить более сжатыми. В то же время сокращения не должны искажать содержание работы. Помогает в работе использование различных словарей.

Важным элементом реферата является список литературы, который составляется по следующей схеме:

· фамилия и инициалы автора (несколько авторов перечисляются в том порядке, в каком даны на титульном листе книги);

· полное название произведения (учебника, монографии, статьи, сборника статей, документов) с прописной буквы без кавычек;

· номер тома, если многотомное издание, место и год издания.

Методика написания рефератов требует: последовательности работы над текстом; соблюдения правил оформления, использования источников и научно-справочного аппарата, литературного редактирования.

Реферат должен включать:

· титульный лист;

· план реферата;

· основной текст (введение, основные вопросы, заключение);

· список использованной литературы.

Титульный лист должен содержать:

  • наименование ВУЗа,
  • наименование кафедры,
  • название учебной дисциплины,
  • контрольная работа на тему: «…….»

В правом нижнем углу помещается информация:

  • Выполнил: студент…группы…курса…ИГСН.
  • Проверил: Ф.И.О. преподавателя

По центру листа, внизу: «СПб», ниже – год

Одним из важных элементов написания реферата является корректное оформление источников. Автор реферата должен продемонстрировать умение пользоваться источниками и грамотно оформлять научно-справочный материал. Все важнейшие положения в реферате студент должен излагать своими словами. Однако нередко обоснование того или иного положения делается с помощью цитат. При этом необходимо уяснить основные требования оформления цитат и сносок. Они заключаются в следующем:

· цитата берется из первоисточника; текст ее переносится точно, с сохранением имеющейся пунктуации;

· цитируемые слова заключаются в кавычки;

· к цитате дается сноска, содержащая указание на источник и оформляемая в соответствии со стандартом.

 

Автор цитируемых слов и произведений, из которых они взяты, может быть указан по окончании цитаты на одной строке с нею в скобках или в подстрочных примечаниях-сносках. Правила написания справочных сносок являются обязательными при оформлении рефератов.

Написание реферата начинается с введения. В нем обосновывается актуальность рассматриваемой темы, дается оценка качества и полноты собранного материала, использованных источников, формулируются цели, задачи и рамки работы. Примерный объем введения 1,5 — 2 страницы.

Основная часть работы излагается последовательно, а все элементы реферата должны быть органически связаны между собой и подчинены раскрытию темы. На основную часть отводится около 80% всего объема работы. В реферате могут рассматриваться два или три вопроса, в зависимости от построения плана.

При раскрытии темы в ходе изложения содержания реферата студент должен продемонстрировать владение материалом, показать значение исходных теоретических и методических положений, охарактеризовать сложившийся положительный или отрицательный опыт, тенденции и нерешенные проблемы.

Завершением реферата является «Заключение». Оно содержит краткие выводы, отражающие степень и качество выполнения поставленной автором задачи. Выводы, сделанные после раскрытия каждого вопроса основной части, не должны повторяться в Заключении. Выводы и обобщения Заключения должны синтезировать все ранее сделанное и иметь общий характер. Объем Заключения, как правило, не должен превышать 1-2 страницы.

Работа должна быть объемом 22 страниц компьютерного текста, напечатанного через 1,5 интервала 14-м кеглем на бумаге формата А4, с полями. Подготовленный реферат сшивается по левому краю.

Контрольная работа, выполненная студентом, проверяется руководителем.

Разработанные для студентов заочной формы обучения методические указания по выполнению контрольных работ позволяют студенту иметь полное представление об изучаемой дисциплине «Социальная работа с детьми и подростками», основных темах и рассматриваемых в них вопросах.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.