Общение, его функции и структура.
Общение играет огромное значение в формировании и развитии личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения. Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. Функции общения (по Б. Ф. Ломову):информационно-коммуникативная;регуляторно-коммуникативная;аффективно-коммуникативная. Структуры общения (по Г.М. Андреевой):Коммуникативная (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами);интерактивная (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями);перцептивная (означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания). Каждая личность выполняет множество функций: служебные (начальник, подчиненный, ученик, врач, педагог и т. д.), семейные (мать, отец, муж, жена, сестра и т. д.), что и обусловливает разные виды общения. Общение, обусловленное социальными функциями, регламентированное как по содержанию, так и по форме, называется формальным. Неформальное общение наполнено субъективным личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшие формы неформального общения — любовь и дружба. Человеку свойственно стремление к неформальному общению, к раскрытию внутреннего склада своей личности. Способность устанавливать неформальное общение зависит от: черт личности (направленность на общение, доверие, незамкнутость); обладания «техникой» общения (установление контакта, умение видеть и понять другого) и т. д. В зависимости от того, насколько ярко проявляются отношения, различают следующие виды общения: социально ориентированное, при котором общественные отношения выражены наиболее ярко (лекция, доклад и т. д.); групповое предметно ориентированное общение, при котором четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью. Это общение в процессе труда, обучения и т. д.; личностно ориентированное общение, т. е. общение одного человека с другим. Главным средством общения в человеческом обществе является речь. Однако наряду с речью широко используются и неречевые средства (мимика, пантомимика, жесты и т. д.). В качестве средств общения могут быть использованы знаковые системы (символы математики, нотная запись, азбука Морзе и др.).Средства общения видоизменяются и совершенствуются вместе с развитием человеческого общества. Их использование зависит от условий, в которых осуществляется деятельность, от степени владения соответствующими средствами. Передача любой информации возможна лишь посредством знаков (знаковых систем). В этой связи различают: вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь), невербальную (используются различные неречевые знаковые системы — жесты, мимика, пантомимика). Оптико-кинетическая система знаков включает:паралингвистическую систему: качество голоса, его диапазон, тональность, пространство и время, разме щение лицом друг к другу;экстралингвистическую систему: темп речи, плач, смех, покашливание; проксемика, телодвижение дви жение глаз. В процессе общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется общность или противоположность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, самому себе. Таким образом, между обществом и личностью существует органическая непосредственная связь и взаимообусловленность.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|