Здавалка
Главная | Обратная связь

Сопоставление металлоемкости корпусов судов-аналогов с использованием регрессионных уравнений



Под металлоемкостью корпуса в настоящей главе будем понимать массу металла корпуса и надстроек. Единственной возможностью точно определить эту массу металла в рамках сопоставительного анализа требований различных правил является проектирование судов одного и того же типа, назначения и размерений в соответствии с ПСВП и по правилам GL / BV. Однако, возможны и обходные пути, когда нужный параметр определяют по косвенным признакам с помощью регрессионного анализа. В данном случае регрессионный анализ является инструментом выявления корреляции между входными и выходными переменными, а сам объект исследования, в данном случае конструкция корпуса и надстроек судна, представляется в виде «черного ящика», стенки которого непрозрачны для исследователя. Недостатком регрессионного анализа является потеря в определенных случаях правильности физического отображения описываемых процессов, например, если из регрессионного уравнения следует, что с ростом толщин каких-либо связей масса металла корпуса и надстроек судна уменьшается. Чаще всего это происходит, когда используемые факторы взаимно закоррелированы, например, толщина листов обшивки корпуса во многом зависит от результатов расчета прочности, увязывающего толщины связей корпуса, в том числе листов днища, бортов, палубы, ширстрека, палубного стрингера, комингса люков и т. д. В таких случаях обычно решают проблему мультиколлинеарности, то есть определенным образом преобразуют или исключают из рассмотрения те или иные факторы из взаимно закоррелированных. В рамках нашей работы сопоставления требований правил различных органов классификации судов (классификационных обществ) проблема мультиколлинеарности практически не решаема, но сам регрессионный анализ является единственно возможным способом оценки металлоемкости корпусов и надстроек, толщины связей которых регламентируются правилами постройки. В связи с изложенным некорректно искать «физику» в получаемых регрессионных уравнениях, потому что решаемая с их помощью задача никаким другим способом в рамках недоступности результатов сопоставительного проектирования не может быть решена.

Исходные для регрессионного анализа выборки представлены:

в табл. 2.6-1 — для сухогрузных судов класса «О» (условно суда для эксплуатации в зоне 1 ЕВВП);

в табл. 2.6-2 — для сухогрузных судов класса «Р» (условно суда для эксплуатации в зоне 2 ЕВВП);

в табл. 2.6-3 — для сухогрузных судов класса «Л» (условно суда для эксплуатации в зоне 3 ЕВВП);

в табл. 2.6-4 — для сухогрузных судов класса «М», «М-СП», «М-ПР», IIСП (аналога в европейских предписаниях нет);

Таблица 2.6-1

№ проекта судна Факторы Масса металла в составе корпуса и надстроек, т Прогнозируемое значение металлоемкости, т Погрешность прогнозирования, %
Толщины листов обшивки, палуб, набора в средней части судна, мм: Признак наличия ледовых усилений Кубический модуль, м3
днища бортов настила палуб второго дна вторых бортов комингса люков / ширстрека надстройки (средняя)
7,8 7,5
–3,25
507, 507А 7,5 1,24
1565, 507Б 5,04
21-88 7,8 –7,83
0,02
3,83
4,5 –7,46
Р25 2,03
559Б –16,90
–23,19
ТУ-3- -100А 3,00
Р19 3,47
Р40 –10,52
–3,90
27-410 14,47
414А 49,60
765А 21,01

Таблица 2.6-2

№ проекта судна Факторы Масса металла в составе корпуса и надстроек, т Прогнозируемое значение металлоемкости, т Погрешность прогнозирования, %
Толщины листов обшивки, палуб, набора в средней части судна, мм: Признак наличия ледовых усилений Кубический модуль, м3
днища бортов настила палуб второго дна вторых бортов комингса люков / ширстрека надстройки (средняя)
3,90
7,5 –1,01
781Э 0,54
1810двт 0,73
–2,65
Р86А
272Т 10,88
912А –8,89
898А 13,56
–26,67
–1,06
10,00
6,00
105М –57,89

Таблица 2.6-3

№ проекта судна Факторы Масса металла в составе корпуса и надстроек, т Прогнозируемое значение металлоемкости, т Погрешность прогнозирования, %
Толщины листов обшивки, палуб, набора в средней части судна, мм: Признак наличия ледовых усилений Кубический модуль, м3
днища бортов настила палуб второго дна вторых бортов комингса люков / ширстрека надстройки (средняя)
776А 31,2 –24,00
К53 29,5
220В 24,25

в табл. 2.6-5 — для несамоходных судов (барж);

в табл. 2.6-6 — для нефтеналивных судов (танкеров).

В двух последних столбцах приведенных таблиц даны результаты прогнозирования массы металла в составе корпуса и надстройки судов с помощью следующих регрессионных уравнений, полученных нами по данным «Справочника по серийным речным судам»:

Таблица 2.6-4

№ проекта судна Факторы Масса металла в составе корпуса и надстроек, т Прогнозируемое значение металлоемкости, т Погрешность прогнозирования, %
Толщины листов обшивки, палуб, набора в средней части судна, мм: Признак наличия ледовых усилений Кубический модуль, м3
днища бортов настила палуб второго дна вторых бортов комингса люков / ширстрека надстройки (средняя)
2,47
488АМ/4 10,5 118,7
117,5
12,5 13,5 82,5
05074М 8,15 10,7 138,4
113,3
92-040
1743.1 108,4 21,68
Р32.3.2 110,7 3,04
19620М 6,8 88,9
19620А 6,14 88,9
6,8 86,7
7,5 7,8 6,5 7,8
7,8 8,9 86,45
2-95А –8,10
2-95А/R –8,68
7,5 114,02 4,38
1814двт 8,5 83,3
9,5
Фин. 1000/800 79,8 –1,50
Фин. 1000/540 64,8 –38,76

для сухогрузных судов класса «О»

(2.6-1)

где — толщина листов днища в средней части судна, мм;

— толщина листов борта в средней части судна, мм;

— толщина листов настила палубы в средней части судна, мм;

— толщина листов второго дна в средней части судна, мм, если второго дна нет, задается равным нулю;

Таблица 2.6-5

№ проекта судна Факторы Масса металла в составе корпуса и надстроек, т Прогнозируемое значение металлоемкости, т Погрешность прогнозирования, %
Толщины листов обшивки, палуб, набора в средней части судна, мм: Признак наличия ледовых усилений Кубический модуль, м3
днища бортов скулового пояса палубного стрингера настила палубы второго дна вторых бортов
–6,75
6,39
–4,60
12,73
8,00
5,2 5,2 –1,47
16802М –1,98
16801(КН) –5,31
16800НП 14,22
11,17
0,51
–0,81
Р79А –3,15
Р165 –1,64
–3,65
–8,55
Р171 –1,28
Р171А –2,03
Р169 –6,09
3,08
Р167 2,11
Р147 2979,2 –5,99

— толщина листов внутреннего борта в средней части судна, мм, если вторых бортов нет, задается равным нулю;

— толщина комингса / ширстрека / обшивки палубного стрингера в средней части судна, мм, принимается та толщина, которая применима;

— толщина листов надстройки, мм;

pлу — признак наличия ледовых усилений корпуса: pлу = 1, если судно в формуле класса имеет символ «(лед)», pлу = 0 при отсутствии ледовых усилений;

LВН — кубический модуль, м3.

Таблица 2.6-6

№ проекта судна Факторы Масса металла в составе корпуса и надстроек, т Прогнозируемое значение металлоемкости, т Погрешность прогнозирования, %
Толщины листов обшивки, палуб, набора в средней части судна, мм: Признак наличия ледовых усилений Кубический модуль, м3
днища бортов скулового пояса палубного стрингера настила палубы второго дна вторых бортов
3,55
7,07
–8,40
–7,26
–3,96
7,5 15,85
576Т 3,95
–1,23
Р77 –19,18
1754Б –21,51
1754А –24,67
–2,59
866М 18,75
18,13
Р42 25,91
27,45
–28,09

Средняя квадратическая погрешность уравнения (2.6-1) равна 11,64 %.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.