Здавалка
Главная | Обратная связь

Основы правовой охраны товарного знака.



Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности как объектов интеллектуальной собственности, аспекты патентного, авторского права и смежных прав декларируются в ряде первостепенных государственных нормативных документов, законодательных актов РФ, таких как Конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс РФ (ГК РФ), Уголовный Кодекс РФ (УК РФ), Патентный закон РФ и др.

 

Часть 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. устанавливает:

"1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом".

 

 

Товарный знак как средство «индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменные наименования, товарный знак, знак обслуживания и т.п.)» приравнивается к результатам интеллектуальной деятельности (ст. 138 ГК РФ), и тем самым, на товарный знак как на объект интеллектуальной собственности признается исключительное право гражданина или юридического лица.

 

Что же включает в себя понятие исключительного права?

 

Ответ на этот вопрос содержится в ГК РФ (статья 138), в Законе РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» и в ряде других государственных документах, и сводится к тому, что

 

исключительное право в отношении интеллектуальной собственности наделяет владельца определенными правами на использование соответствующего объекта интеллектуальной собственности и одновременно лишает всех других лиц возможности пользоваться этими правами без разрешения владельца.

 

Так, в ст. 138 ГК РФ суть исключительного права сформулирована следующим образом: «Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя".

 

В 2006 г. законодательство РФ в области прав интеллектуальной собственности получило дальнейшее существенное развитие в разработке 4-ой части Гражданского кодекса РФ. В декабре 2006г. Президент РФ Владимир Путин подписал часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральный закон «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».

 

Часть четвертая Гражданского кодекса РФ направлена на полную кодификацию законодательных норм в сфере интеллектуальной собственности. В связи с этим часть четвертая ГК РФ, во-первых, содержит общие положения, относящиеся ко всем результатам интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, а во-вторых, призвана заменить ранее действующие законодательные акты в данной сфере, которые регулируют традиционные права на объекты интеллектуальной собственности.

К числу таких актов относятся Патентный закон Российской Федерации, законы Российской Федерации «О правовой охране топологий интегральных микросхем», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «Об авторском праве и смежных правах» и «О селекционных достижениях».

 

Товарный знак как объект интеллектуальной собственности рассматривается в Главе 76 Четвертой части ГК РФ, которая называется: Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.

В этой главе наряду с товарным знаком рассматриваются другие средства индивидуализации, на которые также распространяется исключительное право их владельца – наименование места происхождения товаров, фирменное наименование и коммерческое обозначение.

 

В отношении товарного знака устанавливается необходимость его регистрации в федеральном органе исполнительной власти. Именно эта регистрация обеспечивает исключительное право на товарный знак:

 

Статья 1479. Действие исключительного права на товарный знак на территории Российской Федерации

На территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

 

Статья 1480. Государственная регистрация товарного знака

Государственная регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (Государственный реестр товарных знаков)…

 

Сущность исключительного права на товарный знак, возникающего в результате регистрации товарного знака, а также срок его действия устанавливаются в следующих статьях:

 

Статья 1484. Исключительное право на товарный знак

1. Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

2. Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2) при выполнении работ, оказании услуг;

3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

5) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

3. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

 

Статья 1491. Срок действия исключительного права на товарный знак

1. Исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

2. Срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права.

Продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз.

По ходатайству правообладателя ему может быть предоставлено шесть месяцев по истечении срока действия исключительного права на товарный знак для подачи указанного заявления при условии уплаты пошлины.

3. Запись о продлении срока действия исключительного права на товарный знак вносится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак.

 

Нормы правовой защиты товарного знака сформулированы в статье 1515 Четвертой части ГК РФ:

 

Статья 1515. Ответственность за незаконное использование товарного знака

1. Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

2. Правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. В тех случаях, когда введение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах, правообладатель вправе требовать удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения.

З.Лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок.

4. Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.

5. Лицо, производящее предупредительную маркировку по отношению к не зарегистрированному в Российской Федерации товарному знаку, несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации

,

 

Запретительный аспект исключительного права на использование товарного знака сформулирован также в Уголовном кодексе РФ (статья180). Эта статья предписывает весьма серьезные меры пресечения незаконного использования чужого товарного знака, а именно, незаконное использование товарного знака карается лишением свободы на срок вплоть до 5 лет.

Приводим полный текст упомянутой статьи.

Статья 180 УК РФ. Незаконное использование товарного знака

1. Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило КРУПНЫЙ ущерб, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или 'в раз. мере заработной платы или иного, дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами -на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок, ДО одного года.

3. Деяния, предусмотрены частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, . наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной' платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

(В ред. Федеральных законов от 17.11.2001 № 144-ФЗ; от 08.12.2003 № 162-ФЗ.)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.