Здавалка
Главная | Обратная связь

Государственный контроль в сфере торговли



Контроль – одно из средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности. Поскольку государственный контроль осуществляется государственными органами, его следует рассматривать как одну из форм реализации государственной власти.

Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.

Разновидностью контроля является надзор, который подразделяется на общий надзор прокуратуры за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе в сфере хозяйственной деятельности, и административный надзор. Государство организует предварительный контроль за образованием коммерческой деятельности, путем государственной регистрации их в качестве юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, дачи разрешений на занятие тем или иным видом деятельности.

Лицензирование – мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий). Государство осуществляет проверку законности учреждений хозяйствующих требований к безопасности товаров, проведение независимой экспертизы.

Сертификация – деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Целью сертификации является содействие потребителям в компетентном выборе продукции; создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке; участие в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле; защита потребителей от недобросовестности изготовителей; контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф; обороноспособности и мобилизационной готовности страны, установление специальных правил реализации отдельных товаров.

Ограничение перемещения товаров и услуг вводится федеральными законами, если эти меры необходимы для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Федеральные законы предусматривают различного рода ограничения по перемещению товаров и услуг в случаях: введения военного положения, введения на отдельных территориях карантина, других ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болезней животных; проведения комплексных мероприятий в целях предупреждения возникновения и распространения, а также ликвидации инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей; введения пограничного режима. Специальные ограничения устанавливаются на оборот служебного и гражданского оружия.

29. Понятие "безопасность" и субъективное право на безопасность товара

Безопасность использования товара (работы, услуги) является важнейшим элементом обеспечения возможности использовать его по назначению. Этой обязанности изготовителя (исполнителя) соответствует право потребителя на безопасность товара.

 

В случае неисполнения этой обязанности, т.е. изготовления и реализации товара (работы, услуги), не соответствующего требованиям по безопасности, в результате чего причинен вред жизни, здоровью или имуществу потребителя, изготовитель (исполнитель) обязан его возместить в соответствии со ст. 14 Закона «О защите прав потребителей».

 

Итак, в соответствии со ст. 7 Закона «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

 

Субъективное право каждого потребителя на безопасность товаров, работ, услуг складывается из следующих составляющих:

 

1. Право требования от продавца (исполнителя) предоставления безопасных товаров (работ, услуг).

 

2. Собственные действия по установлению безопасности товаров (работ, услуг).

 

3. Защита своих прав и требований в реализации своего правомочия на безопаность товаров, работ, услуг.

30. Понятие "качество" и субъективное право на качество товара

Одним из важнейших прав потребителя, провозглашенных Законом «О защите прав потребителей», является право на получение товаров, результатов работ и услуг надлежащего качества, под которой понимается продукция, соответствующая по качеству требованиям, установленным в соответствии со ст. 4 Закона «О защите прав потребителей».

 

Динамика развития норм о качества товаров, работ и услуг была такова: Гражданский кодекс РСФСР (ст. 245, не действующая с 1.03.96) устанавливал, что качество проданной вещи должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии указаний в договоре - обычно предъявляемым требованиям. Вещь, продаваемая торговой организацией, должна соответствовать стандарту, техническим условиям или образцам, если иное не вытекает из характера данного вида купли-продажи (в редакции 1987 года).

 

Закон «О защите прав потребителей», в первоначальной редакции ст. 4, сохранил определенную преемственность в критериях качества товара, но вместе с тем внес существенные новшества. Во-первых, были установлены единые критерии требований к качеству товаров, работ, услуг. В прежнем законодательстве качество работ и услуг в основном определялось условиями договора и обычно предъявляемыми требованиями и в меньшей степени, - требованиями стандартов.

 

Во-вторых, Закон «О защите прав потребителей» распространил требования соответствия товара стандартам на все товары, независимо от того, где они продаются - в торговой организации или гражданином в порядке предпринимательской деятельности.

 

В-третьих, Гражданский кодекс РСФСР отсылал к обычно предъявляемым требованиям в тех случаях, когда требования о качестве договором вообще не предусмотрены.

 

Закон «О защите прав потребителей» придал обычно предъявляемым требованиям самостоятельное значение, не зависящее от наличия или отсутствия в договоре условия о качестве. Такое решение является целесообразным, поскольку имеются обычные требования, включение которых в нормативную документацию выглядело бы странным в виду их общеизвестности.

 

В-четвертых, Закон «О защите прав потребителей» дополнительно к традиционным формам определения качества продукции (договор, стандарты) ввел новый весьма важный критерий - информация о продукции.

 

Информация о потребительских свойствах продукции не является для нашей промышленности чем-то совершенно новым. И раньше можно было увидеть на отдельных товарах, в частности на упаковке пищевых продуктов, химикатов, лекарств и др., такую информацию. Однако она не играла той роли, которую ей придал Закон «О защите прав потребителей», - одного из необходимых критериев качества.

 

В новой редакции ст.4 Закона "О защите прав потребителей" произошли дальнейшие существенные изменения критериев качества товара (работы, услуги).

 

Содержание ст.4 практически полностью (почти текстуально) соответствует ст.469 ГК, регулирующей качество товара, реализуемого по договору купли-продажи. Однако ст.4 Закона "О защите прав потребителей" регулирует качество не только товаров, но также работ и услуг.

 

Такое механическое перенесение критериев качества товаров на регулирование качества услуг в Законе "О защите прав потребителей" ничем не оправдано, тем более, что в ГК впервые оказание услуг регулируется самостоятельно.

 

В соответствии со ст.783 ГК, к договору о возмездном оказании услуг применяются общие положения о подряде и положения о бытовом подряде, если это не противоречит специальным статьям о договоре возмездного оказания услуг, а также особенностям предмета договора.

 

Таким образом, качество услуг должно определяться по критериям, установленным ст.721 ГК: условия договора; при отсутствии или неполноте условий договора о качестве - требования, обычно предъявляемые к услугам соответствующего рода; обязательные требования стандартов.

 

Нетрудно заметить, что критерии качества товаров (ст.469 ГК) и услуг (ст.721 ГК) совпадают, за исключением критерия обычных требований к качеству. В ст.721 ГК он сохранен (для работ и услуг), а в ст.469 ГК (для товаров) и в ст.4 (п.2) Закона "О защите прав потребителей" (для товаров, работ и услуг) - заменен целями использования.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.