Стремление к Сунне и предостережение от бид’а (нововведений)
Шейх Ибну Куддáма сказал:
9) Нам велено следовать за ними и ориентироваться на то, чем они руководствовались. Нас предостерегают от новшеств в религии и нам сообщено, что они являются заблуждением. Ведь Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Следуйте моей сунне,и сунне
праведных халифов ведóмых Аллахом правильным путем, которые будут после меня, и держитесь за нее клыками (сильно придерживайтесь ее)и остерегайтесь нововведений, ведь всякое нововведение это бид’а, а всякое бид’а это заблуждение».
‘Абдуллах бин Мас‘уд (Да будет доволен им Аллах!) сказал: «Следуйте и не выдумывайте,
ведь вам этого хватает»33.
‘Умар бин ‘Абдиль-‘Азиз (Да будет Аллах им доволен!) сказал слова, смысл которых можно изложить так: «Остановись там, где остановились известные вам люди, и следуй за ними. Ведь они остановились и воздержались, основываясь на достоверных знаниях и глубоком понимании,
и были более способны раскрыть истину и больше всех были достойны ее знать. Но если скаже-те, что эти новшества возникли после них, то они возникли только из-за тех, кто не следовали за ними и не руководствовались их путем и сунной. Они же объяснили истинную веру достаточно ясно, и раскрыли ее сущность в полной мере. Тот, кто добавил что-нибудь больше того, что они сделали или сказали, уже преступил пределы дозволенного, а кто пренебрегал чем-нибудь из того, что они сделали или сказали, тот не выполнил должное. Одни люди не следовали за ними
и поэтому отошли от истинной веры, а другие преступили пределы и старались сделать больше,
чем сделали они, и впали в чрезмерность. Но они (Пророк (Да благословит его Аллах и привет-ствует!) и его сподвижники), в отличие от тех и других, шли прямым путем»34.
Аль-Имам Абу ‘Амр Аль-Авза‘и (Да будет доволен им Аллах!) сказал: «Ты должен идти по следам Ас-Салафа, даже если люди отвергнут тебя, и остерегайся мнений людей, даже если они украсят их тебе словами»35.
Мухаммад бин Абдиррахмáн аль-Азрами сказал одному человеку, который распространял бид‘а и призывал людей следовать им: «Знали ли Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!), Абý Барк, ‘Умар, ‘Усмáн и ‘Али о том, к чему ты призываешь, или нет?» Мужчина ответил: «Нет, не знали», — тогда аль-Азрами ему сказал: «Разве ты знаешь то, что не
33Сообщение достоверное, Ад-Дáрими (211), Ат-Табарáни в «Аль-Кабир» (9/168).
34 Это сообщение привел Абу На‘úм в книге «Аль –Хилья» (5\338), и Ибнуль-Джавзи в книге «манáкиб ‘Умар бин ‘Абдиль-‘Азиз», стр.18. 35 Это сообщение привел Аль-Хатиб в книге «Шараф Асхáбиль-Хадис», стр.7, Ибну ‘Абдиль-Бар в своей
книге «Аль-Джáми‘у» (2/114), Аз-Захаби в книге «Ас-Сира» (7/120), Шейх Ал-Албáни сказал, что сооб-щение достоверное.
~ 28 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд
знали они?» Мужчина сказал: «Тогда я говорю, что они знали о ней». Аль-Азрами ему сказал: «Были ли у них причины, которые не позволили им известить людей об этом и призвать их к нему или нет?» Мужчина сказал: «Да». Тогда аль-Азрами сказал: «Разве то, что удержало По-сланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) и его халифов не удержало тебя?» Мужчина ничего не смог ответить. Тогда халиф, присутствовавший при этой дискуссии, сказал: «Да не расширит Аллах удел тому, кого не удержало то, что удержало их!»
Пусть так будет с каждым, кого не удержало то, что удержало Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), его сподвижников, их последователей, последующих Имамов, и сведу-щих в знаниях по поводу аятов Корана и сообщений Пророка (Да благословит его Аллах и при-ветствует!), в которых содержатся атрибуты Аллаха, и которые они принимают такими как есть. Да не расширит Аллах удел ему.
✵✵✵✵✵✵✵✵✵
~ 29 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд
Комментарии
Ø Значения слов «Сунна» и «бид’а», и решение Шари’ата в отношении каждого из них
Слово «сунна» в арабском языке означает дорога, путь. Но с приходом Ислама это слово при-обрело еще одно значение, им стали обозначать все «то, чего придерживались Пророк (Да бла-
гословит его Аллах и приветствует!) и его сподвижники в вероубеждениях и в поступках».
Придерживаться Сунны и руководствоваться ей необходимо для каждого мусульманина, ведь Всевышний сказал:
.٢٠ — بازدلأا ةرىس
«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас и для тех, кто надеется на Ал-лаха и Последний день» (Сонмы, 21).
Этого же требовал и Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!), сказав нам: «Сле-
дуйте моей сунне, и сунне праведных халифов ведóмых Аллахом правильным путем, кото-рые будут после меня, держитесь за сунну клыками»36.
Слово «бид’а» в арабском языке имеет значение чего-то, что образованно впервые. Но с при-ходом Ислама и у него появилось еще одно значение, прямо противоположное по смыслу слову
«сунна», т. е. словом «бид‘а» обозначают все «то, что было введено в религию, противореча тому, чего придерживался Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) и его сподвиж-ники, в отношении вероубеждений и поступков».
Бид‘а запрещено и Кораном, и Сунной. Всевышний сказал:
.٠٠٥ ءاسُنا ةرىس
«А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и
последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в геенне, как же скверно это место прибытия». (Женщины, 115).
36 Хадис сахих, Абу Давуд (4607), Ат-Тирмизи (2678).
~ 30 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд
Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) в отношении этого сказал: «Остерегай-
тесь нововведений, поистине, каждое нововведение — это бид’а, а каждое бид’а —это за-блуждение»37.
Ø Некоторые высказывания, побуждающие следовать сунне и предостерегающие от бид’а
1. Сподвижник Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) ‘Абдуллах бин Мас‘уд, скончавшийся в 32 г. х., в возрасте шестидесяти с лишним лет, сказал:
— Следуйте: то есть придерживайтесь всего того, чего придерживался Пророк (Да благосло-вит его Аллах и приветствует!), не добавляя ничего и не убавляя .
— И не выдумывайте: то есть не вводите в религию бид‘а.
— Ведь вам этого хватает: то есть всю вашу религию уже до вас38, с помощью тех, кто пред-шествовал вам, Аллах сделал совершенной, не нуждающейся в дополнении39, ведь Всевышний сказал:
.٣ — ةدءاملا ةروس
«… Сегодня Я завершил для вас вашу религию и закончил для вас Мою милость и удо-влетворился Я для вас исламом как религией…» (Трапеза, 3).
2. Также о «бид‘а» высказался ат-тáби‘ийю40 и правитель мусульман ‘Умар бин ‘Абдиль-‘Азиз, который родился в 63 г. х. и скончался в 101 г.
Суть его высказывания в следующем:
- Необходимость остановиться там, где остановились известные вам люди, то есть Пророк
(Да благословит его Аллах и приветствует!) и его сподвижники, в тех вопросах, которые касают-ся вероубеждения и богослужения (‘ибáда), потому как они остановились, основываясь на досто-верных знаниях и высоком понимании. И если бы то, что люди ввели в Ислам, было бы лучше, то они раньше пришли бы к этому.
37Хадис сахих, Абу Давуд (4607), Ат-Тирмизи (2678).
38 То есть до того момента, когда Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) и четыре правед-ных халифа (Да будет Аллах доволен ими!) покинули этот мир.
39 Нужно помнить о том, что мы говорим об основах вероубеждения и делах, которые относятся к служе-нию Богу. Ислам в отношении этих основ и богослужений является совершенным. Что же касается по-вседневной жизни человека, в которой каждый день появляется что-то новое, как, например, компьютер, автомобили или какие-то новые торговые сделки, то это не является «бид‘а», о котором мы говорим, так как это не относится к вероубеждению и богослужению.
40Смотрите сноску 27.
~ 31 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд
- Те нововведения, которые появились после них, не являются ничем иным, кроме как проти-воречием их пути и оставлением Сунны, по-другому и быть не может, ведь они определили и сказали в религии все, что необходимо и достаточно.
- Среди людей есть такие, которые допускали упущения, следуя за ними (то есть за Пророком (Да благословит его Аллах и приветствует!) и его сподвижниками) и отдалились от их пути, и есть такие, которые проявили чрезмерность и стали бросаться в крайности. Обе эти группы не правы, правильная дорога находится между упущением и чрезмерностью.
3. Из высказываний тáби‘ут-тáби‘ин.
Аль-Авзá‘и ‘Абдуррахман бин ‘Амр ,который скончался в 157 г. х., сказал:
- Ты должен идти по следам Ас-Салафа:то есть,ты должен следовать по дороге сподвиж-ников и дороге тáби‘ин, потому что она основывается на Коране и Сунне. - Даже если люди отвергнут тебя:то есть,даже если они изолируют тебя и будут сторонить- ся. - И остерегайся мнений людей:то есть,остерегайся тех мнений,которые являются резуль-татом простого умозаключения, не опирающегося на Писание Всевышнего и на Сунну Его По-сланника (Да благословит его Аллах и приветствует!). - Даже если они украсят их тебе словами:то есть,даже если они приукрасили свою речь ипоказали ее с хорошей стороны, ведь ложь не станет истиной, если ее приукрасить.
ØДискуссия произошедшая при правителе мусульман между Аль-Азрами и сто- Ронником бид’а.
Я не нашел биографию Аль-Азрами и тех, кто был с ним, и я также не знаю, о каком именно бид‘а шла речь в этой дискуссии.41 Но это не главное, главное тут заключается в том, чтобы мы познали стадии этой дискуссии, для того чтобы мы имели представление о том, как нужно вести спор со своим оппонентом для достижения истины.
Аль-Азрами построил свою дискуссию таким способам, что после каждой стадии переходил к следующей, и так до тех пор, пока его оппонент не замолк, не зная, что ответить.
41 Правильнее будет Аль-Азрами, а не Аль-Адрами как это написано в переводимой книге, и по этому я исправил имя в тексте. Мухаммад бин Абдиррахмáн аль-Азрами это известный ученый который обучал-ся у Вакú‗а ибну Джаррáха, Суфъяна ибну ‗Ина и др. Он один из тех у кого брали хадисы, Абý Дáвуд, Ан-Насáи и др.
Человек с которым шла дискуссия, – это шейх му‗тазилитов того времени, которого звали Ахмад ибну Абú Дáвуд, а бид‗а о которой шла речь это мнение о том что Коран (речь Аллаха) создан.
~ 32 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд
Первая стадия:Это вопрос о том,знал ли Пророк(Да благословит его Аллах и приветству-ет!) об этом бид‘а или нет, на что мужчина ответил, что не знал. Как мы видим, в его ответе со-держится обвинение Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) и его сподвижников в том, что они не знали важные вещи, относящиеся к религии. Но вместе с этим обвинением, ответ мужчины сам по себе является доводом против него и поэтому ученый переходит ко второй ста-дию дискуссии.
Вторая стадия:Если они не знали об этом,то,как ты узнал?Разве мог Всевышний скрытьчто-либо из Шари‘ата от Своего Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует!) и его сподвижников, но открыть тебе? Тут мужчина, поняв свою ошибку, тут же отвечает: «Они знали об этом». И тут наступает завершающая стадия спора.
Третья стадия:Если они знали об этом,то могли ли они не рассказывать об этом и не призы-вать людей к этому или не могли? На это мужчина отвечает, что могли. И вот тут наступает ре-шительный момент — Аль-Азрами его спрашивает: разве то, что удерживало их от распростра-нения этого, не удерживает тебя?42 Мужчина не смог ничего ответить и спор закончился43.
Присутствовавший при этой дискуссии правитель мусульман одобрил рассуждение Аль-Адрами и сказал: «Да не расширит Аллах удел тому, кого не удержало то, что удержало их!»
✵✵✵✵✵✵✵✵✵
42 Перевод диалога не дословный, он подогнан по смыслу, дословно вопрос, который задал аль-Азрами будет зву-чать так: могли ли они не говорить об этом и не призывать к этому? Он сказал: да. Далее аль-Азрами говорит: а разве то, что можно было для них, нельзя для тебя? (это почти дословный перевод, и это для тех, кто захочет све-рить перевод с арабским текстом.)
43 Да и что он мог ответить, разве мог Всевышний, пославший Своего Посланника (Да благословит его
Аллах и приветствует!) донести до людей то, что от них требуется, скрыть, хотя бы частицу требуемого? Мог ли Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует!), Откровение к которому приходило до самой кончины, скрыть что-нибудь из религии Своего Создателя? Могли ли лучшие из людей, сподвиж-ники Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) о которых он свидетельствовал, скрыть это? И если они не знали ничего о том, что некоторые люди считают важным в исламе, то откуда это знают эти люди, ведь откровение Аллаха прекратилось с кончиной Его Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует!) ведь только с откровением Аллаха заложен ислам. Неужели Всевышний, забыл что-то или не знал что то, что от нас требуется — ведь именно эти обвинения и следует за «бид‘а», — а эти люди знают, что нужно и как нужно поклоняться Всевышнему? Свят Он и Велик от всего этого. Примерно та-кие вопросы нужно использовать в построении дискуссии со сторонниками бид‘а.
~ 33 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|