Здавалка
Главная | Обратная связь

Постановка сказки с помощью кукол-марионеток



"Оживляя" куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Таким образом, ребенок получает оперативную неди-рективную обратную связь на свои действия. А это помогает ему самостоятельно корректировать свои действия, улучшая кукловождение. Ребенок, подросток, взрослый реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным, и как хорошо для нее.

Работа с куклой позволяет:

1. Совершенствовать мелкую моторику руки и координа
цию движений.

2. Нести ответственность за управление куклой.

3. Проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движе-

ния, которые в обычной жизни по каким-либо причинам человек не может или не позволяет себе проявлять.

4. Осознавать причинно-следственные связи между своими
действиями и изменением состояния куклы.

5. Научиться находить адекватное телесное выражение раз
личным эмоциям, чувствам, состояниям.

6. Развивает произвольное внимание.

7. Позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.

В постановке сказки есть важный момент, связанный с организацией сцены. На этот этап следует обращать особое внимание. Психологическая постановка сказки не предус-матривает наличие роскошных декораций. Наоборот, все декорации сводятся к минимуму. Для декораций обычно используются мягкие, натуральные, хорошо драпирующиеся ткани разных цветов. Каждая ткань — символ некоторого -места действия, мизансцены.

Сцена имеет темный "задник" — фон, на котором будут располагаться цветные ткани. Лучше если их будет не более 3—5. В противном случае, внимание актера и зрителя будет рассеиваться. Цветные ткани располагаются на "заднике" красивыми объемными складками. Организуя сцену, важно создать объем и уют, умело сочетая цвета и складки.


100


Истоки волшебства


Направления сказкотерапии


101


 


Процесс организации сцены важен для проработки следующих психологических моментов:

1. Организация персонального пространства

* умение создавать комфорт вокруг и внутри себя

* умение создавать вокруг себя обстановку, максималь-
но способствующую решению определенных задач.

 

2. Развитие чувства объема.

3. Развитие эстетического чувства.

4. Совершенствование коммуникативных навыков (т.к. для
того, чтобы организовать сцену, необходимы четкие сла-
женные действия).

5. Наблюдение за спонтанным распределением ролей в про-

цессе организации сцены (кто-то автоматически берет на себя руководство, кто-то исполнитель, кто-то наблюдатель и т.д.).

Сама процедура спектакля такова. Все "актеры" занимают места в "зрительном зале". Ведущий начинает рассказывать сказку. "Актеры" выходят на сцену, когда ведущий рассказывает об их персонаже. Когда его мизансцена заканчивается, актер превращается в зрителя (возвращается в зрительный зал). Таким образом, "актеры"

водят кукол молча — весь

текст читает ведущий, как бы" за кадром" . Это помогает актерам" не тратить силы на запоминание текста, а все внимание посвятить кукле. Безусловно, актеры могут озвучивать своих героев. Обычно процесс "озвучивания" сводится к эмоциональным восклицаниям и междометиям, но иногда актеры произносят и достаточно большие спонтанные монологи.

Как правило, психологи и психотерапевты "ставят" пси-хокоррекционные, терапевтические сказки, а также истории, придуманные самими "актерами". Педагоги и родители чаще выбирают известные сказки, или пишут их сами.

Особое место в сказочных постановках занимают сказ-ки-экспромпты. Это сказки, которые рождаются "здесь и сейчас", без "домашних заготовок", их источником является интуитивное "прочувствование" ведущим актуальной проблематики группы. Динамика сюжета и конец такой сказки не известны даже ведущему-сочинителю. Любой экспромт требует особого состояния от сочинителя, и это создает серь-


езные ограничения в применении этого приема. Однако эффект психологического воздействия подобных постановок огромен. Сами актеры могут подсказывать ведущему повороты сюжета, поэтому постановка превращается в живой процесс СОТВОРЧЕСТВА.

Кроме того, актеры, не зная, как повернется сюжет и когда их выход, вынуждены постоянно удерживать свое внимание. Во-вторых, ведущий сознательно "зашифровывает" в сказке важные для "актеров" проблемы и варианты их разрешения. В-третьих, такая форма сказки очень гибкая: ведущий может в процессе постановки менять сюжет в зависимости от состояния участников постановки и, если в процессе игры возникают интересные (с психологической точки зрения) ситуации, обыгрывать их в своем повествовании. Такой прием позволяет недирективно регулировать поведение "актеров" (в случае необходимости).

Постановка сказки — всегда праздник для ее участников. Если ее умело организовать, она поможет в терапии даже самых сложных психоэмоциональных состояний.

Создание домашнего кукольного театра, проигрывание с помощью кукол сложных семейных ситуаций, может способствовать сплочению и укреплению семьи.

7. Сказочная имидж-терапия

В жизни каждый из нас играет множество ролей. Мы можем

быть одновременно женой и матерью, мужем и отцом, начальником и подчиненным, творческой личностью и педантом. Но бывает так, что мы настолько привыкаем к какой-то одной роли, одному образу, что через некоторое вре- мя становимся его рабом. Психологи такое явление называют "соответствие образу". Негибкое соответствие, как известно, лишает человека спонтанности. И вновь на помощь приходит сказка. Именно здесь можно реально измениться, попробо- вать себя в неожиданных амплуа, или эксгтриорезировать свою потенциальную часть. МГНОВЕННОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ — вот смысл сказочной имидж-терапии. Помните, как изменился Иванушка, когда он искупался в кипятке, молоке и студеной воде?


Истоки волшебства


Направления сказкотерапии


103


 


Недостаточно здоровый в психологическом и соматическом смысле человек привыкает, зачастую, к одной роли — роли больного. И только реальное, а не воображаемое изменение образа, реальное переодевание может помочь ему найти альтернативные ипостаси самого себя.

Родоначальником сказочной имидж-терапии явился удивительный человек, петербургский Сказочник и Волшебник — Андрей Владимирович Гнездилов. Все началось с самодеятельного психотерапевтического театра, который назывался "Комтемук" — Компанейский театр музыкальных картинок. Первые актеры этого театра — онкологические больные, перенесшие хирургическое вмешательство. В театре был создан большой гардероб старинных костюмов (гардероб постоянно пополняется). Спектакли возникали спонтанно: переодевшись, люди жили жизнью нового образа. Облачившись в костюм, каждый подходил к большому сказочному зеркалу и создавал ту картину, какую навевала ему звучащая в данный момент музыка. "Незаданность ситуации, представление себя в каком-либо образе (принца ли, принцессы в роскошных шелках и бархате), волшебная музыка, сказки, где смерть спрятана в сюжете или является не чем иным, как сменой образа, маски, костюма, — позволили нам увидеть эффект мгновенного преображения. Коснувшись красоты сказочного мира, в пациенте ликовал ребенок. Расставаясь со сказкой, Взрослый в нем благодарил за помощь и поддержку, заявляя, что понял все так, как надо, и в свои последние часы он вспомнит происшедшее с ним сегодня, и это, несомненно, его поддержит" (А.В.Гнездилов "Путь на Голгофу").

Для многих людей глубокие позитивные личностные изменения начинаются с изменения внешности. С другой стороны, человек, накопивший внутри огромный потенциал и не знающий, как его реализовать, облачаясь в специально подбираемый сказочный костюм, "материализует" скрытые доселе личностные тенденции и способности. Ведь часто для нового самоощущения не годится старый костюм — процесс трансформации целостен и затрагивает каждую клеточку человека, каждую струну его Души и, конечно же, внешность.


С новым имиджем человек символически получает и новое прошлое, настоящее и будущее. Прожив жизнь сказочного образа, он приобретает дополнительную силу. Как мы бессознательно опираемся на свой Род, также мы можем найти новую опору в прожитой нами жизни сказочного существа.

В сказочном образе человек может компенсировать то, чего ему не хватает в жизни. Хрупкая, застенчивая девушка с сутулой спиной и неуверенным взглядом, преображаясь в сказочную Королеву, проявляет совершенно не свойственный ей стиль поведения. Ее осанка исправляется, подбородок горделиво приподнимается, в голосе появляются грудные ноты, движения становятся уверенными и мягкими. Мельчайший полужест отражает в зеркале повелительницу. Выйдя из образа, она говорит, что никогда не ощущала такого прилива сил откуда-то из глубины ее самой. Наблюдая за ней, я начинаю замечать, что "королевские" ноты проскальзывают в ее общении с другими, плечи расправляются, теплеет взгляд.

Бесшабашный молодой человек, преображаясь в Стража Волшебной страны, на глазах приобретает основательность. Жеманная женщина, переодеваясь Художником, становится трогательно-романтичной.

Часто новый образ подчеркивает "естество" человека, то, что тщательно скрывается, ибо это и есть "самое трепетное и ранимое". Смотрясь в большое зеркало, человек общается со своим альтернативным "Я". Если представить, что внутри нас живет целое сказочное королевство, то, безусловно, в зеркале можно увидеть и поговорить с одним из его жителей. Иногда только у "Волшебного Зеркала" человек начинает понимать, как, в сущности, он мало о себе знает. "Свет мой, зеркальце, скажи!.." Что оно нам скажет, какую тайну приоткроет?.. Наша фантазия и воображение дорисуют то, чего мы не увидели...

Немаловажен процесс сказочной имидж-терапии и для детей. Кто из солидных ныне женщин не переодевался в невесту или принцессу, мастеря костюм из старых вещей? Кто из важных ныне мужчин не перевоплощался в индейца, солдата или Тома Сойера? Сам контекст сюжетно-ролевых игр предполагает



Истоки волшебства.


Направления сказкотерапгш


105


 


метаморфозу. Это легко и естественно укладывается в идею имидж-терапии. Дети склонны идентафицировать себя с различными героями сказок, мультфильмов, историй. В сказочной среде они могут выбрать для перевоплощения любой персонаж. Можно предложить им ряд аксессуаров и костюмов (накидки, короны, шляпы, перья, игрушечные шпаги и мечи, корзинки, платочки, веера, украшения, ткани и пр.) для того, чтобы они, переодеваясь, перед зеркалом "собрали" свой образ. Прекрасно, если у Вас есть большая коробка, из которой можно сделать Волшебный Сундук. Находясь в Сказочной стране, дети могут вынимать из него различные предметы, примерять их перед зеркалом, создавая свой образ. Когда ребенок подберет себе костюм, можно пригласить его к большому "Сказочному Зеркалу". "Если бы сказочный художник рисовал твой портрет, в какой позе ты бы застыл?" — спрашивает ведущий. Преображенному ребенку предлагается продемонстрировать, как ходит его персонаж, что он любит, что не любит, какое у него любимое занятие, с кем он дружит и пр. Если сказочная имижд-терапия проводится с подростками, можно расспросить о персонаже более подробно: счастлив ли герой (или героиня), какие у него планы на будущее, какова его история (откуда он родом, что предшествовало его появлению здесь и сейчас, что он намерен делать дальше, нуждается ли он в помощи и пр.). Задача ведущего — собрать как можно больше проективной информации о персонаже, в которого перевоплотился человек. Таким образом выявляются личностные тенденции, мотивы, эмоциональные состояния, ценностные ориентации человека. Находясь в образе, он может, с одной стороны, отыграть подавленные эмоции и желания, с другой стороны, проиграть и усилить необходимые ему модели поведения. Безусловно, в этом контексте поклонники психодрамы найдут для себя новые творческие перспективы.

Изменение образа, переодевание, во многом может помочь и самому специалисту (психологу, психотерапевту, педагогу, воспитателю), а также родителям. Меняя образ, мы меняем характер, стиль поведения и общения. Через сказочное преображение взрослый может "отнормировать" расшалившегося, капризного или перевозбужденного ребенка. Для этих целей подходят образы Короля, Королевы, Рыцаря,


 

Воина — тех, кто мудро повелевает и кому подчиняются. Обычно дети охотно воспринимают эту игру, выполняют поручения и начинают контролировать свое поведение. Бывают ситуации, когда взрослый чувствует внутри себя накопившееся раздражение, желание поворчать или огрызаться, сказать колкость и пр. Это состояние легко может быть спроецировано на ребенка, вызвав в нем ответный негативный импульс. С другой стороны, если мы оставим это состояние в себе, просто "подавим" внутреннюю "бурю", в нашей душе начнутся разрушительные процессы. Что же делать, как "безболезненно" отыграть сложное состояние? Попробуйте превратиться в Бабу-Ягу, Кикимору, Кощея, Ворчуна и пр. Это образы, которые позволяют быть адекватными сложному внутреннему состоянию, не проецировать дискомфорт на окружающих. Одна замечательная психологиня, ведя детскую сказкотерапевтическую группу, пришла на очередное занятие сильно раздраженной. Причем ее состояние оказалось настолько деструктивным, что она даже хотела отменить занятие. Ей было предложено перевоплотиться в Бабу-Ягу. Под этой маской она могла ворчать и критиковать, не боясь быть обвиненной в нарушении психологической этики. Интересно, что дети в конце занятия были исполнены сочувствия к Бабе-Яге, а она, "отыграв" свое состояние, смягчилась и рассказала детям, отчего и почему стала злой и вредной. Если Вы ощущаете в себе избыток сил, желание отдавать, дарить, нести разумное, доброе, Вечное — можно преобразиться в Волшебника, Фею и пр. Поэтому изменение образа, волшебное преображение может быть полезным не только пациенту, но и специалисту, не только ребенку, но и взрослому.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.