Здавалка
Главная | Обратная связь

Проблематика регулирования в области социальной защиты инвалидов



Регламентация отношений в области социальной защиты инвалидов после 2000 года в наибольшей степени была обусловлена происходящими переменами в организации публичной власти (централизация власти, реформа местного самоуправления, перераспределение полномочий, совершенствование структуры федеральных органов исполнительной власти).

Именно в этот период нормы Федерального закона "О социальной защите инвалидов" подверглись наибольшим качественным изменениям. Принципиально новым содержанием наполнилось понятие "реабилитация инвалидов", расширившее круг основных направлений, осуществлено перераспределение компетенции в области социальной защиты инвалидов, организационно изменилась структура учреждений медико-социальной экспертизы, обозначились пробелы в вопросах создания и функционирования организационного механизма реабилитации инвалидов, осуществлена монетизация льгот.

Среди проблем правового регулирования в области социальной защиты инвалидов следует выделить проблемы в области:

- разграничения предметов ведения;

- создания и функционирования организационного механизма;

- труда и занятости;

- обеспечения доступа инвалидов к объектам различных инфраструктур;

- деятельности общественных объединений инвалидов.

Проблемы правового регулирования в области социальной защиты инвалидов обусловлены главным образом отсутствием четкой систематизации в указанной сфере деятельности. Принятие Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ не внесло ясности в регулирование отношений в рассматриваемой области. Федеральный центр и субъекты Российской Федерации при принятии Федерального закона "О социальной защите инвалидов" наделялись практически идентичными полномочиями в области социальной защиты инвалидов. Нормами Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ из компетенции субъектов Российской Федерации были исключены принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о социальной защите инвалидов, контроль за их исполнением, участие в реализации федеральных программ в области социальной защиты инвалидов, разработка и финансирование региональных программ в указанной области; утверждение и финансирование перечня реабилитационных мероприятий, осуществляемых на территориях субъектов Российской Федерации, с учетом социально-экономических, климатических и иных особенностей в дополнение к федеральным базовым программам реабилитации инвалидов.

В части регламентации отношений в области социальной защиты инвалидов за последние 10 лет в субъектах Российской Федерации сложилась довольно-таки обширная правовая база. Регламентации подвергались отношения в области:

- принятия целевых программ (социальная поддержка, реабилитация (комплексные программы по различным аспектам реабилитации, в отношении отдельных категорий инвалидов), обеспечение доступа инвалидов к объектам различных инфраструктур, развитие предприятий, применяющих труд инвалидов);

- установления структуры учреждений медико-социальной экспертизы;

- реабилитации инвалидов (принятие региональных перечней реабилитационных услуг, создание и функционирование организационного механизма, специальное образование, порядок разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации);

- обеспечение доступа инвалидов к объектам различных инфраструктур;

- социального обслуживания (установление перечня социальных услуг, регламентация деятельности различных учреждений социального обслуживания);

- установления льгот различным категориям инвалидов, общественным объединениям инвалидов.

Нормами Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ ст. 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов" была изложена в новой редакции. Субъектам Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов было возвращено право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; разработки, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество, а также право осуществления контроля за их реализацией.

Однако сравнительный анализ первоначальной и последней редакции ст. 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов", наличие сложившейся региональной правовой базы по вопросам социальной защиты (реабилитации) инвалидов позволяют говорить о необходимости включения в компетенцию субъектов Российской Федерации вопросов создания организационного механизма в области социальной защиты (реабилитации) инвалидов, утверждения и финансирования перечня реабилитационных мероприятий, осуществляемых на территориях субъектов Российской Федерации, с учетом социально-экономических, климатических и иных особенностей в дополнение к Федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Положения Федерального закона "О социальной защите инвалидов" не содержат (и не содержали) структурных частей, нормы которых устанавливали бы компетенцию органов местного самоуправления в области социальной защиты инвалидов.

Указанная компетенция объективировалась путем вычленения посредством анализа как положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов", так и других нормативных актов. Анализ компетенции органов местного самоуправления, установленной нормами различных правовых актов, позволяет определить компетенцию органов местного самоуправления в области социальной защиты инвалидов, в связи с чем Федеральный закон "О социальной защите инвалидов" следует дополнить ст. 5.1, нормы которой устанавливали бы компетенцию органов местного самоуправления в области реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях муниципальных образований, участия в реализации федеральных, региональных программ в области социальной защиты инвалидов, разработки и финансирования муниципальных программ в указанной области, принятия в пределах своей компетенции нормативных правовых актов в области социальной защиты инвалидов, формирования бюджетов муниципальных образований в части расходов на социальную защиту инвалидов, формирования органов управления муниципальной системы социальной защиты инвалидов, создания и управления объектами в области социальной защиты инвалидов, находящимися в ведении муниципальных образований, ведения муниципальных банков данных по проблемам инвалидности и инвалидов.

Основополагающей в области регламентации отношений по социальной защите следует считать проблему создания и функционирования организационного механизма. Вопросами социальной защиты инвалидов в настоящее время в той или иной мере призваны заниматься органы управления и организации, являющиеся составной частью различных организационных систем (здравоохранение, образование, социальное обслуживание, реабилитация). В области реабилитации нормами Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ упразднен институт Государственной службы реабилитации инвалидов - модели организационного механизма в области реабилитации инвалидов. С момента принятия Федерального закона "О социальной защите инвалидов" в области реабилитации сложилась не только определенная федеральная, но обширная региональная правовая база. Другое дело, что был выбран не самый оптимальный вариант в подходах к регламентации отношений в области реабилитации. Наиболее приемлемым в данном случае представляется создание и функционирование системы реабилитации инвалидов, составными элементами которой являлись бы: органы управления (государственные и муниципальные), реабилитационные учреждения и общественные организации инвалидов, целевые программы (федеральные, региональные, муниципальные) в области социальной защиты (в том числе в области реабилитации) инвалидов, федеральный и региональный перечни реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, банк данных по различным аспектам реабилитационной деятельности.

Основной проблемой в области труда и занятости по-прежнему является незаинтересованность работодателя в приеме инвалидов на работу, создании инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации. Низкая конкурентоспособность на рынке труда, несбалансированность спроса и предложения рабочей силы (образовательный и профессиональный уровень подготовки инвалидов не отвечает требованиям работодателей), несоответствие предлагаемых условий труда показаниям к труду, рекомендованным инвалидам, низкая заработная плата и ее нерегулярная выплата по заявленным для инвалидов вакансиям - все эти факторы негативно влияют на процесс трудоустройства инвалидов.

Следует отметить, что трудоустройство инвалидов сопряжено с определенными проблемами и материальными затратами, в частности, сюда следует отнести необходимость создания специализированных рабочих мест или производственных участков, применение гибких, нестандартных форм организации труда, использование надомного труда и т.д. Однако мероприятия по профессиональной и трудовой реабилитации инвалидов экономически и социально оправданны. Необходимы дополнительные меры финансово-экономического характера по выводу из кризиса специализированных предприятий, использующих труд инвалидов.[12, с.215]

В области обеспечения инвалидов к объектам различных инфраструктур в настоящее время сформирована нормативно-правовая база, необходимая для руководства при разработке проектной документации с учетом потребностей инвалидов. Минтруд России совместно с Госстроем России разработали, утвердили и ввели в действие комплект нормативной и методической документации, предназначенной для обеспечения организации и проведения в городах и других поселениях Российской Федерации мероприятий по реализации положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов".

Тем не менее, приоритетными в данной области социальной защиты инвалидов должны оставаться: организация проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, застройки городов и других населенных пунктов на основе неукоснительного соблюдения нормативных актов в части доступности для инвалидов; формирование жилищной политики с учетом предоставления инвалидам равных со всеми гражданами жилищных условий исходя из особенностей, обусловленных характером инвалидности и физическими возможностями инвалидов.[28, с.117]

В области деятельности общественных объединений инвалидов Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ было отменено установление льгот, в том числе и по налогообложению, что сводит практически на нет как существование действующих объединений, так и создание и функционирование новых. Установление преференций Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" общественным объединениям инвалидов будет касаться далеко не всех объединений. Представляется целесообразным возвращение к практике квотирования мест для общественных объединений инвалидов в представительных органах региональной и муниципальной власти.

Отдельный акцент следует сделать на регламентации отношений в области создания и функционирования системы профилактики инвалидности, в частности:

- решения комплекса задач в части оказания первичной медико-санитарной помощи;

- профилактики вакцинации от инфекционных заболеваний;

- охраны труда и программ предупреждения несчастных случаев в различных ситуациях, включая приспосабливание рабочих мест в целях предупреждения профессиональных заболеваний и потери трудоспособности;

- предупреждения инвалидности, которая является следствием загрязнения окружающей среды или вооруженных конфликтов;

- разработки правил безопасности в целях сокращения числа несчастных случаев на транспорте и в повседневной жизни;

- контроля за использованием наркотических средств и алкоголя и борьбы со злоупотреблением ими.

Таким образом, несмотря на создание в России достаточно мощной нормативно-правовой базы в области защиты социальных прав инвалидов, просматривается достаточно большой пласт вопросов требующих доработки или переработки.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.