Здавалка
Главная | Обратная связь

Положение различных групп инвалидов в различных сферах общественной и частной жизни



Разумеется, среди проблем инвалидов главной является здоровье, ведь часто помимо инвалидизирующего заболевания человек имеет несколько “попутных” недугов. У инвалидов старшего возраста отмечаются хронические заболевания с тенденцией к постепенному прогрессированию и инвалидизации. Заболеваемость этой категории граждан характеризуется множественной патологией, нетипичными проявлениями и высокой частотой осложнений.

У детей закономерным следствием плохо поддающихся лечению хронических заболеваний, тяжелых травм и отравлений является возникновение выраженных нарушений в состоянии здоровья, которые и приводят к ограничению их жизненных и социальных функций. Особенностью патологии детского возраста являются учащение перехода острых форм заболеваний в рецидивирующие и хронические, а также нарастание первично-хронической патологии внутренних органов, что снижает компенсаторные возможности функциональных систем организма. Заболеваемость детей-инвалидов существенно выше заболеваемости всех остальных детей, причем частота болезней у детей-инвалидов, проживающих в интернате, в 1,2 раза выше, чем у детей-инвалидов, находящихся в семье, а стоимость медицинского обслуживания ребенка-инвалида в три раза больше, чем стоимость лечения взрослого.

У детей-инвалидов при любом характере первичного нарушения (снижение слуха, зрения) наблюдается отставание сроков формирования психических функций и замедленный темп их развития. Не формируется своевременно ни один вид детской деятельности – предметная, игровая, продуктивная. Это порождает еще одну проблему – социализацию детей-инвалидов. Жизнь ребенка-инвалида протекает в условиях депривации. Социальная ситуация его развития существенно отличается от нормы.

Обычно социальная дезадаптация детей-инвалидов вызвана нарушением различных функций, соответствующих их возрасту, причем у большинства детей отмечаются сочетанные нарушения нескольких функций одновременно. Так, не могут видеть 12,2%, говорить – 42,5%, слышать – 9,4%, передвигаться – 30,3%, производить точные движения – 31,5%, сохранять необходимую позу – 11,4%, контролировать свои действия – 26%, адекватно вести себя –23,2%.

В то же время у инвалидов взрослого возраста инвалидность часто знаменует собой “завершающий” период социализации, ослабления здоровья и психофизических возможностей, приобретает пассивную форму.

Приобретая статус инвалида, люди часто теряют производственные связи и лишь частично участвуют в жизни общества, а порой и вовсе исключены из общественной жизни. Получается, что физиологические и психологические изменения происходят на фоне смены социального статуса личности, связанной с ограничением или прекращением трудовой деятельности, трансформацией образа жизни и общения.

Физическая зависимость инвалидов принимает острые формы по причине одиночества. Одиночество и проблемы психологического характера свойственны подавляющему большинству инвалидов, которые чувствуют себя ненужными, всеми забытыми, что еще больше осложняет их жизнь.

Значимой проблемой инвалидов, особенно детей-инвалидов, является психологическая неприспособленность к окружающему миру. Ребенок-инвалид вступает в жизнь с изначально пониженным уровнем адаптационных и интеграционных возможностей. Тип заболевания и отклонения в развитии, особенности течения заболевания, специфика поражения различных органов и систем, характер и выраженность дефекта определяют снижение адаптационных и интеграционных возможностей. Ребенок-инвалид, имея значительные ограничения жизнедеятельности в детстве, зачастую теряет способность к самообслуживанию, самоконтролю, саморазвитию.

Социальная депривация детей-инвалидов углубляется за счет долгого пребывания больного ребенка в специальных стационарах, санаториях, интернатных учреждениях, где ограничен социальный опыт и общение осуществляется между детьми с такой же патологией. В этом случае происходит задержка развития социальных и коммуникативных навыков, формируется недостаточно адекватное представление об окружающем мире.

Проблемы, вызванные пребыванием в доме-интернате, свойственны не только детям-инвалидам, но и людям пожилого и старческого возраста, проживающим в стационарных учреждениях социальной защиты. Практика подтверждает актуальность установки ООН на то, чтобы “позволить жить стареющим людям в собственных семьях”, ибо в домах-интернатах пожилой человек попадает в сложную ситуацию: с одной стороны, резкая смена окружающей обстановки, с другой – переход к коллективной жизни, необходимость подчиняться установленному порядку, боязнь утраты независимости.

Проживающие в домах-интернатах для престарелых в основном жалуются на качество ухода за ними, питание, нарушение их прав. Наблюдаются значительные различия в психике инвалидов, живущих в домашних условиях, и инвалидов, проживающих в домах-интернатах.

Самочувствие инвалидов во многом определяется и отношениями, сложившимися в семье. Трудоспособные инвалиды и инвалиды, проживающие в домах-интернатах, обычно не очень интенсивно общаются со своими родственниками, в отличие от тех инвалидов, которые нуждаются в постоянном уходе и находятся на попечении родных.

К сожалению, к наиболее острым проблемам людей с ограниченными возможностями, особенно детей-инвалидов, относятся взаимоотношения с другими членами семьи. Эта проблема носит комплексный и многоплановый характер. С одной стороны, семья ребенка-инвалида – это комплекс взаимосвязанных проблем выживания, социальной защиты, образования; с другой стороны, проблема ребенка-инвалида как личности заключается в том, что он лишен обычного детства, забот и интересов, свойственных его здоровым ровесникам.

В каждой семье, имеющей ребенка-инвалида, существуют свои особенности, свой психологический климат, который так или иначе воздействует на ребенка – либо способствует реабилитации, либо тормозит ее. Практически все семьи с детьми-инвалидами нуждаются в различных видах помощи, в первую очередь психологической. Обычно с рождением ребенка-инвалида, в семье возникает целый ряд сложных психологических проблем, которые приводят не только к психологической дезадаптации родителей, но и к распаду семьи.

Материальное положение – единственная проблема, которая может соперничать по своей значимости со здоровьем. Инвалиды гораздо болезненнее, чем представители других категорий населения, переносят последствия политических и экономических реформ: большинство из них вынуждены отказаться от привычного образа жизни, сложившихся стандартов потребления, снизить уровень социальных притязаний, расстаться со своими социальными ожиданиями и планами, вести пассивный образ жизни.

Постоянный рост цен на продукты питания, товары народного потребления, коммунально-бытовые и другие услуги не позволяет большинству инвалидов преодолеть “черту бедности”. Ухудшение рациона питания, минимизация расходов на социально-культурные нужды повышают уязвимость инвалида и, в конечном счете, сказываются на состоянии его здоровья и продолжительности жизни. Таким образом, ухудшение здоровья населения сопровождается процессом снижения уровня жизни.

Рассмотрим, каково же материальное обеспечение различных групп инвалидов в Российской Федерации.

Материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством РФ.

1. Социальная пенсия по инвалидности.

На основании ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» дети-инвалиды имеют право на социальную пенсию по инвалидности.

Статьей 18 (в редакции федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ) установлен размер такой пенсии в сумме 8 704 рубля в месяц.

На основании ст. 25 Закона о пенсионном обеспечении социальные пенсии ежегодно индексируются с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством РФ.

На настоящий момент такая пенсия составляет 10376,86 рублей в месяц.

Если по каким-то причинам пенсия по инвалидности не может быть предоставлена, на основании ст. 28.1 закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату.

2. Ежемесячная компенсационная выплата неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.

Указом от 26 февраля 2013 года N 175 Президента Российской Федерации «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» определены дополнительные выплаты для родителей солнечных детей:

«В целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан постановляю:

1. Установить с 1 января 2013 г. ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы (далее — ежемесячные выплаты):

а) родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) — в размере 5500 рублей;

б) другим лицам — в размере 1200 рублей…

4. Ежемесячные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого ребенка-инвалида или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним».

5. Ежегодная компенсация инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников.

Обеспечение инвалида по зрению собакой-проводником осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Данная ежегодная денежная выплата предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 30.11.2005 N 708 «Об утверждении Правил обеспечения инвалидов собаками-проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников».

4. Компенсация уплаченной страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В соответствии с федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»:

«Статья 17. Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования

1. Инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям предоставляется компенсация в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования.

Указанная компенсация предоставляется при условии использования транспортного средства лицом, имеющим право на такую компенсацию, и наряду с ним не более чем двумя водителями».

Таким образом, для получения 50% компенсации по договору ОСАГО необходимо, чтобы имелись соответствующие медицинские показания о необходимости предоставления транспортного средства ребенку-инвалиду, при этом – кроме законного представителя ребенка (одного из родителей), транспортным средством может пользоваться (быть вписанными в страховой полис ОСАГО) в дополнение не более чем 2 других водителя.

Выполнив нехитрые вычисления получаем, что, например, семья матери-одиночки с ребенком-инвалидом получает ежемесячный доход около 16 000 рублей (мать просто вынуждена не работать по уходу за ребенком), что это за сумма для человека, не имеющего статуса инвалида мы прекрасно представляем, особенно в нынешних экономических условиях (очень мала), а такая семья просто находится у «черты бедности», при установленном прожиточном минимуме на человека 6918 рублей.

В условиях модернизации российского общества инвалидам труднее равноправно конкурировать на рынке труда с полноценными в физическом отношении людьми, несмотря на установленное законом квотирование рабочих мест для инвалидов. В условиях общего роста безработицы их участие в общественном производстве существенно сокращается. К тому же вопросы занятости инвалидов в большинстве случаев решают Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество глухих и другие общественные организации инвалидов. Серьезные проблемы с поиском работы возникают не только у самих инвалидов, но и у родителей, воспитывающих ребенка-инвалида: в силу необходимости ухода за ним они не могут полноценно трудиться и, следовательно, неконкурентоспособны на рынке труда.

Среди признанных безработными - лица, получившие инвалидность в результате заболеваний, травм, пострадавшие на производстве и в ходе боевых действий, инвалиды с детства. Средний возраст безработных инвалидов 26-45 лет, более 80% - инвалиды III группы и около 15% - II группы.

Наличие инвалидности – не препятствие к посильной трудовой деятельности, но нежелание работодателей принимать на работу инвалидов, ограниченность количества вакансий приводят к тому, что для большинства из них пенсия является единственным источником существования: в период 1992-2008 гг. удельный вес работающих инвалидов в их общей численности уменьшился с 16,6% до 11%, и тенденция сохраняется.

Результаты социологических исследований, проведенных органами службы занятости, свидетельствуют, что желание работать почти у 80% инвалидов трудоспособного возраста, имеющих соответствующие показания (85% обладателей III группы, около 50% инвалидов I группы и почти 70% - II группы). Среди стремящихся к труду преобладают мужчины среднего возраста, по группам заболевания - слабослышащие и слабовидящие граждане; около 40% инвалидов готовы пройти профессиональное обучение (переобучение) для последующего трудоустройства; свыше 60% хотели бы работать на обычных предприятиях и лишь треть - на специализированных.

Работодателям в настоящее время невыгодно принимать на работу инвалидов, которым требуются специализированные рабочие места, льготные условия труда (сокращенное рабочее время, сниженные требования к производительности).

Согласно международно-правовым нормам политика государств по отношению к инвалидам должна быть направлена на предотвращение ущемления их человеческого достоинства и социального отторжения, на создание условий для равноправного и всестороннего участия лиц с ограниченными возможностями в жизни общества. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеей ООН от 20 декабря 1993 г., предусматривают, что государствам следует признать принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получать возможность осуществлять свои права человека, особенно в области занятости. Как в сельской местности, так и в городских районах они должны иметь равные возможности для занятия производительной и приносящей доход трудовой деятельностью на рынке труда. Законы и правила в области занятости не должны быть дискриминационными в отношении инвалидов и не должны создавать препятствий для их трудоустройства (п. 1 правила 7) .

По сравнению с другими социальными группами лиц, являющихся неконкурентоспособными на рынке труда, инвалиды испытывают наибольшие сложности в процессе реализации формально равного права на труд. Множественной дискриминации в сфере занятости подвергаются женщины-инвалиды, лица с ограниченными возможностями старших возрастных групп. Нерешенные проблемы трудоустройства инвалидов снижают качество их жизни, влекут серьезные угрозы маргинализации населения.[15, с. 112]

Как лица, ограниченные в трудоспособности и жизнедеятельности, инвалиды нуждаются в создании условий для повышения их конкурентоспособности, реализации права на образование, в облегчении условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и в опоре на общую стратегию социальной инклюзии. В развитых странах преобладает мнение, что такие проявления дискриминации, как экономическое и психологическое давление, ограничение доступа к социальным благам (например, отсутствие специальных приспособлений в общественных местах), не могут быть решены только путем оптимизации трудового законодательства.

За рубежом и в России есть противники установления для инвалидов мер социальной и правовой защиты (например, квот при приеме на работу), считающие их «дискриминацией наоборот». Специальные позитивные меры, направленные на обеспечение подлинного равенства обращения и возможностей инвалидов и других трудящихся, не должны считаться дискриминационными в отношении других трудящихся.

В Конвенции о защите прав инвалидов особо выделен принцип недискриминации. Он является производным от провозглашенного принципа уважения неотъемлемого достоинства, личной самостоятельности, независимости человека, включая свободу делать свой собственный выбор, и получает развитие в иных общих принципах Конвенции о защите прав инвалидов (ст. 30). Подтверждено, что конкретные меры, необходимые для ускорения или достижения фактического равенства инвалидов, не считаются дискриминацией, по смыслу данной Конвенции (ст. 5).

Принятие ООН Конвенции о защите прав инвалидов убеждает в незыблемости гуманистических подходов к реализации прав лиц с ограниченными возможностями и обусловливает целесообразность учета этих подходов при оценке состояния действующего российского законодательства о занятости и социальной защите инвалидов и практики его применения.

В отечественной юриспруденции предоставление инвалидам мер социальной и правовой защиты (дополнительных гарантий) в области занятости обычно соотносится с понятием дифференциации в правовом регулировании труда на основе такого субъективного фактора, как состояние здоровья. Исходя из ст. 3 Трудового Кодекса Российской Федерации не являются дискриминацией ограничения при приеме на работу с учетом состояния здоровья инвалидов, установление для них реабилитирующих условий труда, гарантий в области рабочего времени и времени отдыха, преимущественного права на заключение трудового договора о надомной работе. [15, с. 117]

По официальным данным, численность российских инвалидов превышает 11 млн. человек, и только 15 % инвалидов трудоспособного возраста «вовлечено в профессиональную деятельность». На основе системы многопрофильной реабилитации инвалидов в Федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы» установлено замедлить процесс инвалидизации населения, вернуть к профессиональной, общественной, бытовой деятельности около 800 тыс. инвалидов, тогда как в течение 2000-2008 гг. были реабилитированы 571,2 тыс. человек. Предусмотрено увеличение производственных мощностей, укрепление материально-технической базы и техническое перевооружение, модернизация предприятий Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, Общероссийской организации инвалидов войны в Афганистане, создание на предприятиях, находящихся в собственности общероссийских организаций инвалидов, не менее 4250 рабочих мест за счет федерального бюджета и внебюджетных средств.

В настоящее время на российском рынке труда сохраняется возникшая при переходе к рынку тенденция сокращения численности работающих инвалидов. Лица с ограниченными возможностями сталкиваются с различными проявлениями дискриминации в сфере занятости. Многие работодатели и работники воспринимают инвалидов исключительно как обузу на производстве. Нередко это психологически обусловлено отсутствием понимания положения инвалидов, их потребностей и возможностей. Сказывается недостаток информации о том, в какой мере работодатели финансируют предоставление установленных законодательством гарантий для лиц, испытывающих трудности в поиске работы.[16, с.97].

Актуальными для России являются положения Конвенции о защите прав инвалидов о необходимости принимать безотлагательные, эффективные и надлежащие меры с тем, чтобы:

а) повышать осведомленность в обществе в целом об инвалидах и укреплять уважение их прав и достоинства;

б) вести борьбу со стереотипами, предрассудками и пагубной практикой в отношении инвалидов, в том числе по признаку пола и возраста, во всех случаях жизни;

в) расширять понимание потенциала и вклада инвалидов (ст. 8). Разработка и реализация таких мер (просветительских кампаний, обучающих программ и т. д.) должна содействовать преодолению явлений социал-дарвинизма в обществе, усилившихся в условиях рыночной экономики. [12]

Трудоустройство инвалидов осложняется тем, что большинство из них нуждаются в специальных условиях труда. Установленные федеральным законодательством налоговые льготы для работодателей, использующих труд инвалидов и организующих их обучение, не компенсируют требуемые расходы. Проблемы финансового обеспечения, а также организации деятельности по созданию специальных рабочих мест для инвалидов обострились в условиях осуществляемой ныне бюджетной и административной реформы, передачи для осуществления полномочий федеральных органов власти в сфере занятости на региональный уровень. В субъектах Российской Федерации только формируются банки данных инвалидов, желающих трудиться, определяются финансовые возможности специального трудоустройства исходя из расчетной стоимости рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями. Механизм сотрудничества региональной власти и работодателей в сфере занятости инвалидов находится в стадии становления. Привлекают внимание и заслуживают более широкого применения, предпринимаемые в субъектах Российской Федерации меры по субсидированию на конкурсных началах проектов предпринимателей по созданию рабочих мест для инвалидов, иному стимулированию социально ответственного поведения работодателей, использованию в сфере трудоустройства лиц с ограниченными возможностями инструментов социального партнерства.

Есть место дискриминации инвалидов и на закрытом рынке труда. Некоторые меры поддержки предоставляются общероссийским объединениям инвалидов, их организациям и учреждениям (например, налоговые льготы, предусмотренные п. 3 ст. 381, п. 5 ст. 395 Налогового Кодекса Российской Федерации) и не установлены для региональных, местных объединений инвалидов, их организаций и учреждений. В юридической литературе обоснованно указывается, что не соответствует нормам международного трудового права и, в конечном счете, дискриминирует инвалидов то, что решение вопросов государственной поддержки одной и той же категории граждан-инвалидов зависит от статуса общественной организации.

На практике инвалиды не могут конкурировать со здоровыми работниками по стоимости производимой продукции и услуг, несмотря на их высокое качество. В целях сохранения рабочих мест для инвалидов в Федеральном законе РФ от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»установлены некоторые преимущества при размещении заказов общероссийским организациям инвалидов в отношении предлагаемой цены контракта. Но гарантии получения таких заказов являются недостаточными, и основной проблемой для специализированных предприятий инвалидов становится обеспечение инвалидов работой.

Ограничивают право инвалидов на труд нормы законопроектов, не отвечающие международно-правовым стандартам, а также сохраняющийся вакуум в правовом регулировании некоторых насущных вопросов трудоустройства инвалидов.

Российская система содействия занятости населения формировалась в условиях серьезнейшего социально-экономического кризиса; в результате разрушения хозяйственных связей и массового закрытия предприятий работу потеряла значительная часть квалифицированных кадров. Высокая доля безработных среди здоровых граждан и молодежи определила характер деятельности служб занятости, ориентировав их в первую очередь на помощь в поиске работы мотивированным к труду людям. В ряду претендентов на трудоустройство инвалиды оказались фактически на последнем месте.

Недостатки, обнаружившиеся в этой сфере, побудили государство принять ряд законов и норм, направленных на организацию системы реабилитации (в том числе профессиональной) и содействия занятости инвалидов. Однако статьи Закона РФ ”О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”(1995 г.), касавшиеся формирования и развития государственной службы реабилитации, в последующих его редакциях были утрачены.

В полной мере намеченные задачи решить не удалось. Было создано лишь несколько реабилитационных учреждений, реализующих программы по улучшению качества рабочей силы инвалидов. В результате организованные в ряде регионов (в экспериментальном порядке) Центры занятости, специализирующиеся на содействии инвалидам в трудоустройстве, в большинстве случаев оказались не подкрепленными реабилитационными учреждениями, что затрудняет подбор подходящей работы лицам со сложной патологией и расстройством здоровья. Поэтому уровень трудоустройства инвалидов по-прежнему остается невысоким.

Одним из выходов в данной ситуации, государство увидело создание системы квотирования рабочих мест для инвалидов. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 181-ФЗ ”О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”предусматривает обязательное квотирование рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями (от 2 до 4% к среднесписочной численности персонала) в организациях, где численность работников превышает 30 человек. В случае непредоставления вакансий в пределах установленной квоты работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов РФ плату за каждого нетрудоустроенного инвалида. Размеры и порядок внесения указанной платы определяются региональными органами государственной власти. Много нареканий вызывает непродуманность механизма реализации закона. В частности, не ясно, почему размер штрафов за нетрудоустроенного инвалида одинаков для малых и крупных предприятий, расположенных в городе и в районах; не понятен порядок распределения ”штрафных” средств; не прописана роль государства в процессе трудоустройства инвалидов.

Острым остается вопрос об определении оснований для приема инвалида на работу. Некоторые работодатели считают, что сегодня специалисты Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) неадекватно оценивают состояние граждан, вынося подчас заключение о трудоспособности инвалида, в то время как работать он не может. Другая крайность - злоупотребление формулировкой заключения: ”Противопоказан тяжелый физический труд”, предполагающей, что человеку нельзя много ходить, переносить тяжести весом более 2-3 кг и т.д. На практике рабочих мест, отвечающих этим требованиям, очень мало. В результате квотируется рабочее место для инвалида, имеется заключение экспертов о его трудоспособности, а предприятие не может принять человека, так как состояние его здоровья не соответствует требованиям рабочего процесса.

Нередка ситуация, когда человека принимают на забронированное рабочее место, а через год инвалидность с него снимается. В данном случае руководство предприятия уволить его не может, как не может и бесконечно создавать новые специализированные места.

С точки зрения работодателей, в законе не прописаны многие принципиальные моменты. К примеру, не ясно, почему работодатель должен платить штраф, если рабочее место, предоставленное в соответствии с квотой, оказалось невостребованным.

В тех случаях, когда трудоустройство инвалидов предполагает налоговые льготы, работодатели стараются предоставить специализированные рабочие места. Так, заполнение квот на предприятиях в сфере коммуникаций позволяет значительно сократить размеры налоговых вычетов.

Реализация закона о квотировании сдерживается сопротивлением и работодателей, и инвалидов, так как не учитывает интересы обеих сторон. Недостаточно продуман механизм действия закона. Гипотеза о том, что инвалиды не желают трудоустраиваться, не хотят работать, в целом не подтвердилась - случаи отказа чаще всего связаны с объективными причинами: во-первых, с низкой и нестабильно выплачиваемой заработной платой, что делает ее менее привлекательным источником дохода по сравнению с государственной пенсией, пособием; во-вторых, с недостаточной объективностью сотрудников БМСЭ, занижающих степень инвалидности, а то и вообще лишающих статуса инвалида тех граждан, которым удалось официально трудоустроиться.

Аттестация рабочих мест для инвалидов, по мнению многих работодателей, позволила бы упорядочить деятельность специалистов БМСЭ, заключения которых нередко противоречат требованиям, предъявляемым к работнику определенной специальности.

Успешное трудоустройство и профессиональная адаптация лиц с ограниченными возможностями во многом определяются уровнем их квалификации. Решению проблемы может способствовать создание специализированной учебной сети, переобучение этой категории граждан по направлению службы занятости.[29, с. 214].

Важной проблемой являются также хозяйственно-бытовые трудности, возникающие у инвалидов вследствие ограничения возможностей жизнедеятельности. Исследования показывают, что наибольшая потребность выявлена в медицинской помощи – 99,5% инвалидов, в амбулаторном лечении – 65,4%, стационарном – 84,2%, санаторно-курортном – 40,1%, в диспансерном наблюдении – 96,3%. Большой процент инвалидов нуждается в социально-бытовых услугах – 81,4%. В обеспечении специальными техническими средствами нуждаются 17% инвалидов, в том числе по таким направлениям, как приспособление квартирных условий к его психосоматическим возможностям – 12%; расширение дверных проемов – 13,8% инвалидов I группы; адаптация путей перемещения инвалида в подъезде жилого дома – 7% и в микрорайоне – 3% (необходимо отметить, что проблема создания инфраструктуры, позволяющей инвалидам удовлетворять свои потребности в нормальной жизнедеятельности, до сих пор практически не решена). В обеспечении социальной защищенности нуждаются 67,8% инвалидов, в том числе в юридической консультации – 38,5%, в доступе к информации о правах и льготах – 26,3%. в оказании помощи в реализации прав и льгот – 49,4%. [9, с. 102]. Однако далеко не все нуждающиеся инвалиды получают всю необходимую помощь.

Таким образом, положение инвалидов в современной России характеризуется наличием множества проблем материально-финансового, психологического, медицинского и бытового характера. В социальных отношениях доминирует практика социального исключения, ограничивающая доступ инвалидов к ресурсам и жизненным шансам. Подобная социальная несправедливость по отношению к людям с ограниченными возможностями не должна допускаться в цивилизованном обществе, поэтому так важно обеспечение инвалидам равных с другими людьми возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Для этого необходимо всестороннее изучение проблем инвалидов, которое позволяет лучше понять их потребности и определить пути устранения трудностей в соответствии с принципом адресного подхода.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.