ВНУТРЕННЕЕ ОГНЕННОЕ ПОДНОШЕНИЕ
Тантрическое пиршество (ганачакра) включает в себя ряд подношений, совершаемых собранием йогинов и йогини. «Внешнее подношение» (бахъяпуджа: bahyapuja) присутствует и в других разновидностях буддизма. Оно подразумевает подношение того, что услаждает взор, обоняние и слух: яств, цветов, курений, светильников, танцев и музыки. За внешними подношениями следуют особые тантрические подношения. Главное место в этих «внутренних подношениях» занимают алкоголь, пять видов мяса (собаки, коня, коровы, слона и человека) и «пять нектаров» (сперма, кровь, мозг, моча и кал). Буддийские тантристы выполняют также огненное подношение (тиб. чжинсег: sbyin-bsreg), которое по форме сходно с индуистскими огненными жертвоприношениями (хома: homa; агнихотра: agnihotra или яджня: yajna). Индуистские жертвоприношения включают в себя целый комплекс ритуалов ведийского происхождения, которые сохраняют жизненно важную роль в индуистском брахманическом ритуале, а также во внутренних йогических и медитативных аспектах жертвоприношения. В литературе Упанишад в качестве внутренних подношений выступают жизнь человека, его пищеварение, дыхание и мистическое созерцание. Согласно Брихадараньяка-упанишаде (BrhadaranyaJca-upanisad), сексуальный союз тоже представляет собой огненное жертвоприношение, как его исполнил бог-творец Праджапати (Prajapati) после создания женщины: Сотворив ее, он почтил ее бхагу; Поэтому бхагу женщины должно почитать. Он простер из себя камень для выжимания нектара [т. е. вызывающий истечение шукры женщины] И оплодотворил ее им. Ее колени — жертвенный алтарь; Ее волосы — жертвенная трава; Ее кожа — пресс для сомы; Лепестки бхаги, огонь посредине. Многие смертные... уходят из этого мира... без заслуг: Те, кто совокуплялся с женщиной, не обладая знанием. Основная схема жертвоприношения — это подношение материальных вещей (твердых, жидких или смешанных) в космическое вместилище, которое символизирует йони (лоно, матка), преображающее всё в более простое, более концентрированное или более высокое состояние, идет ли речь о пищеварении, расщепляющем сложные вещества пищи на более простые частицы, или о мудрости, преобразующей двойственное мышление и восприятие в просветление. Следуя этой схеме, буддийская Тантра, скорее, составляет часть более широкого русла индийской духовности, а не является чисто буддийским направлением философии и практики. Как и в индуистской традиции с ее внешним и внутренним огненными жертвоприношениями, в буддийской Тантре тоже появилось множество разновидностей огненного подношения. Внешнее огненное подношение рассматривается как возможность для совершения четырех видов ритуальных действий: успокоения, возрастания, подчинения и разрушения. Внутреннее огненное подношение — это йогическая практика высокого уровня, которую мужчина и женщина выполняют вместе во время йогического соединения. Когда духовные супруги практикуют сексуальную йогу — например, на тантрическом пиршестве, — они совершают «тайное подношение», поднося блаженство и наслаждение своим союзом божествам мандалы и всем существам вселенной. В соответствии с системой Чакрасамвары, в это время может быть совершено внутреннее огненное подношение. Внутреннее огненное подношение — это особая визуализация для объединения блаженства, рожденного страстным союзом, с созерцанием пустоты. В ходе этой практики, в первую очередь обычная, общепризнанная реальность приносится в жертву, или отрицается тем, что всех существ во вселенной представляют пребывающими во дворце просветленной осознанности (мандале) и наслаждающимися, как божества, своим блаженством и мудростью. Затем йогин и йогини подносят саму мандалу, начиная растворять ее с внешних кругов и переходя к внутренним, в завершение доходя до четы будд в центре, которые отождествляются с созерцающими мужчиной и женщиной: Представляй, что все существа трех миров [подземного, земного и небесного], составляя мандалу, наслаждаются великим блаженством. Испытав блаженство, герои и героини трех внешних миров растворяются в трех великих местах сожжения трупов, а эти места растворяются в безмерном дворце, который, в свою очередь, растворяется в четырех [сокровенных йогини]: Кхандарохе и других. Эти [четыре затем] растворяются и входят в левые ноздри четырех ликов [херуки Чакрасамвары], а затем через межбровье проникают в центральный канал. Тогда нисходит нектар, наполняя четыре чакры. После того ты сам и Ваджраварахи таете в великом блаженстве. Затем йогин и йогини сами приступают к совершению жертвоприношения. В том месте, где соприкасаются, или, говоря метафорическим языком Тантры, «целуют друг друга», концы их половых органов, — собравшиеся капли сексуальной жидкости смешиваются и сливаются, верша заключительное возлияние. В тексте нельзя найти подробностей, достаточных для выполнения этой практики, но в общих чертах можно сказать, что капли сексуальной жидкости (которые называют «красными» у женщины и «белыми» у мужчины, имея в виду не их цвет, а содержащиеся в них женские и мужские эндокринные элементы) перемешиваются и плавятся, знаменуя успешное введение каждым партнером внутренних ветров в срединный канал (авадхути). Точное местоположение внутреннего очага в разных йогах может отличаться, хотя обычно его указывают у пупка, где его воображают в виде пылающего краткого «А». Независимо от того, где представляют внутренний очаг, его истинный огонь — это высшая форма сознания, поглощающая все более низкие формы, которые служат для него топливом, или приносятся ему в жертву. В буддийском понимании огненное жертвоприношение означает подчинение всех явлений и переживаний постижению пустоты. В йогическом измерении философский принцип пустоты связан со срединным каналом тела и внутренним огнем. Они взаимосвязаны, потому что одновременно совершают переход к свободе от понятий, или к прекращению двойственного мышления. Как заметил Камбала, «огонь», устраняющий все загрязнения мышления, можно приравнять к срединному каналу,120 потому что прекращение двойственного мышления и сосредоточение внутреннего ветра в срединном канале происходят одновременно. В этом жертвенном огне пылающей мудрости совершается подношение метафорических мяса и крови — составляющих элементов вселенной, которые в своей исходной форме являют собой четыре первоэлемента и пять восприятий органов чувств вместе с соответствующими им объектами (звуком, формой, вкусом, запахом и тем, что осязается). По мере того как блаженство усиливается, а все следы привязанности исчезают, пламя игры спонтанной осознанности (сахаджа) разгорается всё ярче. Цель заключается в полном сжигании всего двойственного мышления и привычных склонностей, накопленных за столетия последовательных жизней. Поскольку этот процесс не мгновенный, но требует длительных и постепенных усилий, необходимы долгие занятия практикой. Поначалу огню нужно предать более грубые аспекты личности и заблуждения, а затем подносят все более тонкие разновидности рассудочного мышления и привязанности. Как в индуистских Упанишадах высшим огненным жертвоприношением является мистическое созерцание, так в Чакра-самвара-тантре недвойственные состояния мудрости становятся истинным огненным подношением, вершина которого — полное просветление благодаря пламени мудрости. Как говорит Цонгкапа, «истинный смысл огненного подношения — это сжигание рассудочного мышления, иными словами, растворение в Ясном Свете». Описанное здесь на основе системы Чакрасамвары внутреннее огненное подношение в общих чертах повторяет огненное жертвоприношение, описываемое как в Ведах, так и в Упанишадах. Несмотря на свое сходство с индуистскими ритуалами, внутреннее огненное подношение в буддизме содержит иную идею спасения, поскольку, помимо полного отречения и просветления огнем мудрости, подразумевает дополнительный шаг — выражение сострадания, порожденного жаром огня мудрости. После растворения всей вселенной, всех представлений, основанных на двойственности восприятия и вступления в Ясный Свет становятся возможными высшие состояния ума, а также проявление творческого мышления и бескорыстности. Предав вселенную внутреннему огню и растворив ее, йогин и йогини вновь представляют себе мандалу, но на этот раз пребывая в более тонком состоянии ума. Согласно Цонгкапе, когда мандала создается снова, она «возникает только из ветра-ума Ясного Света». Этот процесс визуализации качественно отличен от предыдущих, потому что прежде ветер-ум был обременен загрязнениями, а теперь он подобен чистому ветру. Эту мандалу, полностью содержащую все подробности драгоценного дворца, нужно «представлять размером с атом или пылинку на белом лотосе в сердце божества [джнянасаттвы (jiianasattva)]... чья сущность — блаженство, который испускает гирлянды пульсирующих лучей света и излучает тела различных будд». Так, после того как всё обычное было предано жертвенному огню блаженства, внутреннего жара и мудрости, мир обычных видимостей замещается изысканностью просветленных образов и создаются невесомые, подобные радуге божественные тела, которые и составляют цель тантрической практики. Как разъясняется в описаниях внутреннего огненного подношения, и йогин и йогини выполняют одну и ту же визуализацию и вместе проходят все ее стадии, приводя в согласие свои умы и объединяя свои энергии для совместного путешествия. Вследствие гармонии их умов и тел, а также происходящего между ними обмена мыслями, дыханием и жидкостями, достижение на определенном этапе успеха одним партнером благодаря их взаимному созвучию может ускорить этот процесс в другом.127 Тесная связь духовных супругов делает для них возможным обмениваться состояниями тела и ума и завершить этот процесс в полном согласии и единстве. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|