ВНУТРЕННЯЯ ЙОГА ЙОГИНИ
Почитание партнерши включает в себя подношение сексуального удовольствия, необходимого для ее тантрической практики созерцания. Подношение удовольствия — не самоцель, а отправная точка для опытного тантрического йогина, который использует блаженство соединения как основу для медитации. Это интимное почитание является, по сути, подношением мужчиной женщине йогических переживаний. Особый йогический процесс, который она стремится освоить, — это сосредоточить внутреннее дыхание, или ветер, в месте около основания позвоночника, а затем ввести его в срединный канал, проходящий через тело вертикально, и там удержать. В визуализации, на которую опирается эта йога, внутренняя анатомия женского полового органа представляется как мандала, драгоценный дворец в середине страны Будды. В этом дворце нет установленных измерений, потому что это «безмерный дворец» на уровне переживания видения. Центр мандалы — шейка матки, находящаяся в глубине влагалища, но размеры воображаемой мандалы могут быть разными и зависят от задач медитации. Иногда воображают, что мандала, расширяясь, выходит за пределы тела женщины и объемлет весь мир и всех живых существ в совершенстве небесного измерения. Для некоторых практик йогини располагают внутри дворца пары будд и их божественные свиты, согласно иконографии той мандалы, которую они созерцают. Каковы бы ни были подробности медитации — чистота, блаженство и мудрость, объединенные в мандале, излучаются из центра мандалы, на котором женщина сосредоточивает свое внимание. «Тайное место» йогини — говоря тантрическим языком — иногда называют Ликом Вороны. Лик Вороны (Какасья: Kakasya) — имя женского божества, одной из восьми охранительниц врат мандалы Чакрасамвары. Эти восемь богинь носят имена, соответствующие названиям восьми главных каналов, которые расходятся от вагинального нервного центра, согласно представлениям о женской анатомии, которые отражены в тантрических текстах. Использование имен божеств объединяет влагалище и мандалу в этом символическом мире. «Войти в мандалу» на этой стадии означает, что женщина направляет свою осознанность туда, где будет развертываться просветление. Чтобы помочь женщине направить внимание на внутреннюю мандалу, мужчина делает тонкое подношение: «Пальцем, то есть алмазным жезлом, тронь землю, то есть каналы основы — лотоса, и, пробудив каналы, свяжи алмазный скипетр. Другими словами, в практике, которая связывает, объедини нераздельно два канала». Мужчина помогает женщине в ее практике внутренней йоги, трогая каналы в лотосе и «пробуждая их», и тем самым помогает ей собрать энергию там, где она будет втянута в срединный канал. Стимуляция этого узла каналов помогает ей объединить все свои ощущения и сосредоточить внимание на точке близ нижнего отверстия срединного канала. Мужчина должен быть осмотрителен, чтобы вызвать подъем, не уменьшая ее сосредоточенности, что требует от него виртуозного владения эротическими и йогическими приемами. Женщина, которая обрела искусность в этом процессе, может в это время вовлечь внутренний ветер, или дыхание, в срединный канал. Именно в этот момент очень важно получить поддержку от энергии партнера. Такой обмен энергией начинается с соприкосновения «концов» половых органов тантрических партнеров, что иногда называют «соприкосновением концов большого и безымянного пальцев» или «поцелуем». Как объясняет Цонгкапа, «кончик тайного места партнера — это нижнее отверстие срединного канала (авадхути), а кончик тайного места партнерши называют Лик Вороны, и эти два канала соединяются в поцелуе». Срединный канал мужчины заканчивается на самом кончике полового органа, в то время как срединный канал женщины заканчивается в самой глубине влагалища, и во время сексуального соединения эти две точки соприкасаются. Благодаря соприкосновению каналов происходит смешивание красной и белой сущностей, а это в свою очередь обеспечивает тонкий, но ощутимый обмен энергией между партнерами, а также ее циркуляцию в них. Йогин и йогини особыми способами направляют свою объединенную энергию, чтобы получить тонкие состояния блаженства и прозрения. Когда нектар женщины начинает истекать и смешивается с нектаром мужчины, о женщине говорят, что она «опьянена эликсиром союза». Этим опьянением рождается блаженство, которое занимает центральное место в тантрическом созерцании: Практикующий мантру опьяняется жидкостью, и это значит, что у него есть партнерша, принадлежащая к одному из семейств будды (кулика: kulika), что он знает мантру и опьянен соком... Это означает практику с обладающей большими достоинствами женщиной, которая будет опьянена соком эликсира союза, когда он нисходит. Благодаря этому все будды соберутся в мандале тела практикующего, и точно так же все женские божества соберутся в мандале тела принадлежащей к этой линии передачи великой супруги, которую представляют как Спаршаваджри (Sparsavajri). Почитай эту женщину. Независимо от того, поглощается ли «опьяняющая» смесь красной и белой капель в буквальном смысле, визуализация приносит блаженство, когда воображают, как распространяются эти капли. В заключение женщина сосредоточивает этот процесс в срединном канале. Она «вдыхает» ветер, или энергию, в срединный канал и поднимает его к макушке, а затем «выдыхает», или позволяет энергии снова опуститься, представляя, как капли нектара устремляются вверх и вниз по срединному каналу. По словам знаменитой йогини: Из макушки, на лунном диске, Пять нектаров бьют ключом и ниспадают вниз. Закрепи это и представляй слог ОМ. Постоянно выполняя так эту йогу, Делай, чтобы [нектар] падал и поднимался — Такова практика всех йогини! Йогини наслаждается чувством опьянения, которое разливается по ее телу. Она упивается разнообразными оттенками чувств блаженства и радости, вкушая возвышенные переживания, когда ощущает, что парит в небе, или, говоря на языке Тантры, «наслаждается небесами». Однако, как бы ни были восхитительны эти неземные услады, они всего лишь, основа для более высоких последующих состояний ума. Их достижение свидетельствует, что настало время созерцать пустоту. Таким образом, тайное подношение, или «союз пахтанья», делает возможным заключительный этап йоги соединения, «истинное подношение» союза блаженства и пустоты. На этом этапе йогини (и йогин) должны расстаться с привязанностью к удовольствию и медитировать о том, что всё, в том числе и блаженство, пусты, то есть лишены собственного бытия. В разгар горячей страсти необходимо отринуть желание, видя в нем порожденную двойственностью привычку держаться за то, что, в конечном счете, не существует. Здесь может быть полезным представить себя томящимся жаждой человеком, который гоняется за миражом в небе. Обычное блаженство никогда не может принести высшую реализацию, как мираж не может утолить жажды. Если размышлять о том, что объект блаженства не более реален, чем мираж в небе, это может помочь растворить привязанности в пространстве осознанности, подобной небу. В «Жемчужных четках», раннем комментарии школы сакья, перечисляются шаги, благодаря которым женщина использует почитание со стороны мужчины как основу для своей внутренней йоги. Она последовательно принимает ряд доставляющих ей удовольствие подношений мужчины и использует наслаждение каждой стадией для того, чтобы войти в более глубокое состояние медитативного сосредоточения, обращая свое внимание внутрь по мере того, как мужчина делает всё более интимные подношения. Первая стадия — это подношение того, что радует чувства: благовония, яства, напитки, любовные слова, прекрасные ткани, а также мясо и вино. Говоря языком йоги, эти подношения делаются у «девяти врат» тела (глаз, ушей, ноздрей, рта, нижних отверстий), то есть врат, через которые входят чувственные удовольствия. Когда внешние чувства женщины удовлетворены, она естественным образом отвращает от них свое внимание, чтобы получить подношение следующего уровня — сексуальное наслаждение. Мужчина разжигает и возбуждает страсть, которая служит топливом для медитации, а затем предлагает особое подношение ее тайной чакре. Он пробуждает каналы, или нервы, полового органа, чтобы породить блаженство и капли нектара. Партнеры могут воображать каналы как божеств, которые наслаждаются нектаром, изливаемым на них четой будд в середине. Например, в одном методе визуализации мандалы Чакрасамвары, которую мысленно накладывают на половой орган женщины, на двадцати четырех каналах, или нервах, представляют двадцать четыре пары героев и героинь, поглощающих нектар, как яство, на своем тантрическом пиршестве. Теперь, когда внимание женщины полностью отключено от внешних чувств и мирских проявлений, наступает время для высшего подношения. Высшее подношение происходит в ее срединном канале, авадхути. Женщина использует подношение, чтобы ввести свои ветры и капли в срединный канал и там их закрепить. Это подношение заключается в излиянии самой тонкой энергии йогина, соединяющейся с ее энергией, благодаря чему вспыхивает и усиливается переживание радости, прозрения и ясности, которые рождаются в срединном канале. Поскольку это подношение позволяет женщине пройти последний перевал на пути к просветлению, «это самое сущностное почитание женщины». Женщина должна обладать большими способностями к сосредоточению и медитации, чтобы суметь воспользоваться подношением такого рода. Такое почитание очень легко может стать причиной утраты внимания и возрастания желания и привязанности. Важно, чтобы женщина понимала пустоту, и желательно, чтобы у нее уже было переживание пустоты, дабы теперь она сумела сочетать его с блаженством. Если она применяет свое понимание пустоты к этому переживанию, ее внутренний ветер в срединном канале становится «ветром мудрости» — колесницей недвойственного восприятия, свойственного будде. Ум, наполненный блаженством, но одновременно осознающий пустоту, будет обладать чувственным восприятием, в корне отличающимся от обычного. Свободные от мыслей и двойственных представлений, желания и привязанности, йогин и йогини пребывают в созерцании, храня полную ясность ума. На этом уровне женщина переживает изначальную природу собственного ума как бескрайнюю, беспрепятственную осознанность. Она постигает, что всё, в том числе и собственный ум, ясно, чисто и необъятно как небо. Таково «истинное подношение». ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|