СОЮЗ КАК ПОЧИТАНИЕ ПАРТНЕРШИ
Йогу соединения, принадлежащую к буддийской Тантре, часто называют «почитанием женщин» или «почитанием партнерши». Вследствие ее эзотерического характера эту практику часто называют «тайным почитанием», а также «великим почитанием». Буддолог Луи де ля Балле Пуссен объявил «почитание женщин» «самой заметной особенностью» буддийской Тантры, имея в виду важность этой темы в тантрической литературе. Выступая в роли почитателя, мужчина делает ряд подношений, а также с помощью символов и конкретных выражений обозначает свое подчиненное положение. Кульминация почитания — это подношение сексуального удовольствия, которое помогает женщине в ее йогических практиках, духовном развитии и преображении страсти в божественный экстаз. Буддийская практика ритуального соединения как форма почитания имеет индуистские параллели. Поскольку буддизм разделяет почитание женщин с индуистской Тантрой, эту разновидность практики можно рассматривать как часть более широкого направления культуры, а не изолированную ветвь исторического развития, которую можно интерпретировать лишь В свете буддийских учений и категорий. Отправная точка этого почитания — признание партнерши божеством, или по природе просветленной. Эта тема находит свое выражение в следующем отрывке из Чандамахарошана-тантры: Мужчина [видит] женщину как богиню, Женщина [видит] мужчину как бога. Соединяя алмазный жезл и лотос, Они должны сделать друг другу подношение. Кроме этого нет иного почитания. Видеть в партнере божество — ключ к этой форме почитания. Увидев в своем партнере бога или богиню, человек естественным образом испытывает чувство благоговения. Здесь нет нужды в сложных наставлениях, поскольку любовная игра сама собой становится усладой божеств. Каждый жест превращается в акт почитания, каждый страстный вздох и каждое слово любви становится молитвой, а взор, устремленный в глаза возлюбленного, — сосредоточенной медитацией. Хотя мужчина и женщина признают друг в друге божество полностью взаимно, от мужчины требуется откликаться на божественность женщины многочисленными знаками почитания, телесными действиями поклонения, а также благоговейным, просительным отношением. Что до женщины, то видеть мужчину как будду — это просто часть ее йоги, или упражнения восприятия. Для мужчины же видеть в женщине божество — это часть целого комплекса почитания, когда он подносит дары и традиционные знаки почитания: светильники, курения, цветы, ткани, украшения и благовония — всё это он подает ей собственными руками. В том же самом отрывке дальше идут указания относительно того, как мужчина должен почитать женщину: Затем йогин с любовью Делает перед [собой] мандалу, И женщина входит в нее. Как воплощению Запредельной Мудрости Он всё время воздает [ей] почести цветами, Курениями, светильниками и другими предметами. Объединив пять мандал, Он должен простереться перед ней, Обойти [ее] посолонь и Воздать почести пылающей страстью йогини. Так, наполнив свой ум благоговением, Почитает мужчина женщину. Простирания и обход вокруг — это традиционные индийские способы выказывания уважения. В тексте также настаивается, чтобы ум мужчины, равно как и его действия, были «полны благоговения». Для мужчины, практикующего почитание женщины, выражения благоговения не ограничиваются ритуальными правилами, но пропитывают всю повседневную жизнь. В целом, мужчина «должен говорить приятные слова и давать женщине то, чего она хочет». В этом тексте предписывается, чтобы после ритуального соединения и в перерывах между практиками мужчина простирался перед женщиной, растирал ее стопы, готовил для нее еду, кормил ее и ждал бы, когда она поест, чтобы взять себе остатки. Такие взаимоотношения, когда мужчина готовит еду и ест только после женщины, являют собой яркую форму служения и ухаживания в индийской культуре. Кроме того, в них проявляется субординация иерархических уровней. Касаясь стоп женщины и массируя их, мужчина еще одним способом проявляет свое смирение и подчиненное положение. Далее, мужчина должен считать чистым любое вещество, выделяющееся из тела женщины, и охотно касаться его и принимать внутрь. Например, он должен желать отведать сексуальной жидкости и менструальной крови из ее полового органа и лизать любую часть ее тела, если его об этом попросят. Его молитва-благо-пожелание заключается в следующем: Я должен практиковать почитание женщин, Пока не постигну сути просветления. В этой практике почитания взаимоотношения между мужчиной и женщиной аналогичны отношениям между мужчиной, поклоняющимся богине, и самой богиней. Эта тема подробно раскрывается в Чандамахарошана-тантре, где будда Ваджрай-огини требует почитания в форме поклонения женщинам. В длинной речи Ваджрайогини провозглашает, что во вселенной все женщины и существа женского пола есть ее воплощения (рупа: гпра), а потому нужно почитать их и служить им. Когда Чандамахарошана спрашивает ее, как йогин должен почитать Ее Святейшество, Ваджрайогини отвечает, что он должен подносить ей свое почитание женщин: Он должен постоянно почитать Ваджрайогини Цветами, курениями и тканями, а также Славить ее речами и изысканными выражениями, Сложив ладони. Он должен смотреть на нее, касаться ее и созерцать [ее], Соответствующим образом применяя свою речь. Целуя и обнимая, он должен всегда почитать Ваджрайогини: Если может — физически, или же мысленно и словесно, если не может. Тот, кто ублаготворяет меня, обретает высшее достижение. Мое тело неотличимо от тел всех женщин, И нет другого способа почитать меня, Кроме как почитать женщин (стрипуджа). Представляя, что она — целиком мое воплощение, Он должен предаваться любви со своей женщиной. Благодаря соединению алмазного жезла и лотоса Я дарую просветление. Ваджрайогини также утверждает, что частью поклонения ей должно быть сексуальное удовольствие и удовлетворение. Метод почитания партнерши иногда представляется как поклонение женскому органу. Женский орган иногда называется прямо как бхага, йони (yoni) или метафорически — как лотос (падма). Наружные части полового органа напоминают лепестки лотоса, а влагалище и шейка матки — сердцевину цветка. Это сходство формы, а также тот факт, что лотос — 1буддийский символ чистоты и просветления, делают этот цветок естественным символом женского полового органа. Чакрасамвара-тантра учит, что «тот, кто искусен, почитает чистый лучезарный лотос йогини». Ваджрайогини сулит свое благоволение и благословение мужчине, который почитает ее так: А ХО! Вот он, мой лотос, Кладезь всяческого блаженства! Тому, кто почитает его ритуалом, Я дарую высший успех. Мудрый отдает должное соединению, Совершая необходимые действия в лотосе. В Чандамахарошана-тантре Ваджрайогини описывает, как должно происходить это тантрическое почитание. Для совместной практики йогину и йогини нужно удалиться в уединенное место. После долгого взирания друг на друга и достижения устойчивого сосредоточения женщина должна обратиться к мужчине, утверждая, что он — ее сын и муж, брат и отец, и заявляя, что на протяжении семи поколений он был ее слугой и рабом, которого она приобрела и которым владела. Он в свою очередь должен, пав к ее стопам, сложив ладони в почтительном жесте, заявить о своей преданности и смиренном служении ей и просить ее одарить его любящим взглядом. Тогда она привлекает его к себе, целует и направляет его уста между своих бедер, обнимает и игриво щиплет его.68 Она объясняет, как сделать ей поношение удовольствия: Мой друг... всегда принимай прибежище у моих ног. Будь щедр, возлюбленный, И доставь мне наслаждение своим алмазным жезлом. Взгляни на мой трех лепестковый лотос: Его середина украшена пестиком. Это рай Будды, украшенный красным Буддой, Праматерью, дарующей тем, кто страстен, Блаженство и покой. Отбрось все рассудочные мысли И соединись со мной, лежащей навзничь, Поставь мои стопы себе на плечи И рассмотри меня сверху донизу. Пусть полностью пробужденный жезл Женщины в тантрических: взаимоотношениях: Войдет в отверстие в середине лотоса. Двигайся сто, тысячу, сто тысяч раз В моем трехлепестковом лотосе Из набухшей плоти. Поместив туда жезл, доставь удовольствие моему уму. Ветер, внутренний ветер — мой лотос непревзойден! Пробужденный кончиком алмазного жезла, Он ал, как цветок бандхуки (bandhQka). IB этом отрывке из йогини-тантры будда в женском облике требует доставить удовольствие своему воплощению, земной женщине. Здесь находит свое отражение то, что можно назвать «женским взглядом», или гиноцентрической перспективой, потому что эротическое переживание и телесное воплощение описаны с женской точки зрения. Этот женский будда то называет женщину в третьем лице, как кого-то другого, то говорит от первого лица, отождествляя женщину с собой. Это отождествление — важная часть практики созерцания и для мужчины и для женщины, когда они выполняют йогу соединения. В наставлениях уточняется, что мужчина должен быть свободен от похоти и сохранять ясное, нерассудочное состояние ума. Его наставляют не заканчивать почитание, пока женщина полностью не удовлетворена. Только тогда ему позволительно сделать паузу, чтобы подкрепиться пищей и вином, — но, разумеется, только подав сначала всё это женщине, чтобы она вкусила первой! Для него не идет никакой речи об эгоистичном поиске наслаждений, поскольку он должен служить своей богине и ублаготворять ее. Чтобы тантрический йогин сумел выполнить эту благую задачу, в различных тантрах описываются достоинства, которые он должен в себе развивать, что требует применения целого ряда эротических приемов, сходных с теми, которые описываются в светском руководстве по искусству любви, или камашастра (kamasastra). В Чандамахарошана-тантре описываются которые приемы и приводится перечень рекомендуемых поз, таких как «раскачивание качелей», в которой партнеры переплетают руки и медленно раскачиваются, «потирание бедер», которой женщина ставит ступни на основание бедер мужчины. Особенно рекомендуется «обратный союз», при котором «чина лежит навзничь, а женщина берет на себя более активную роль. Хотя все эти указания обращены к мужчине, подразумевается, что женщина тоже осведомлена. Судя по этим длинным перечням, можно догадываться, что тантрические пары могли применять сексуальную технику столь же виртуозно, как и наслаждающиеся любовники, украшающие стены индийских храмовых башен. Атмосфера безудержного восторга, изысканной чувственности, а также взаимности, свойственная скульптурным изображениям влюбленных пар, наполняет и соответствующие литературные описания в тантрических текстах, с их торжествующе откровенным утверждением чувственности в духовном контексте. Сокровенное подношение сексуального удовольствия, называемое соответственно «тайное подношение» или «тайное почитание», протекает поэтапно. Одна из целей эротической игры состоит в том, чтобы возбудить истечение женской сексуальной жидкости, равноценной семенной жидкости мужчины. С поэтической деликатностью этот процесс описывается в Хевадж-ра-тантре: В лесу, в уединенном месте или даже в собственном доме Сведущий йогин должен постоянно почитать Возвышенную супругу, представшую без одежд. Поцеловав и обняв, коснись бхаги. Кончик мужчины, прижавшись (или целуя), Пьет сладкий нектар с нижних губ. Обладатель жезла должен упорно руками Делать то, что рождает мускус страсти... Снова и снова соединяйся алмазным жезлом, Рассматривая ее сверху донизу. Так обретешь обширные духовные совершенства И станешь равным буддам. В этом отрывке описывается, как кончик фаллоса извлекает нектар из венчика лотоса женщины, словно уста, пьющие сладкое вино из цветка лотоса. В санскритском оригинале присутствует множество поэтических оттенков. Мужской орган именуется «алмазным жезлом» (ваджра) и «носом», или «кончиком», (насика: nasika). О контакте, который побуждает женщину источать свою сексуальную жидкость, говорится как о «вкушении» и «наслаждении», а термин, который означает «пить», имеет еще значения «целовать» и «извлекать», что происходит от сходства между поцелуем, извлечением прессом нектара из сомы и получением опьяняющего напитка. Мужская и женская сексуальные жидкости обозначаются одним и тем же термином (шукра: sukra), хотя обычно его переводят на западные языки как «семя», что привело к широко распространенному заблуждению о том, что имеется в виду только мужская жидкость. Женская жидкость называется и другими словами, например, мадху (madhu), что означает нечто сладкое, как мед, нектар или вино. Другой эпитет — «цветочная вода», или «самовозникшая цветочная вода». Поскольку истечение нектара из «лотоса» партнерши сопровождается ощущением ею блаженства и повышенной осознанности, эту жидкость также называют «мускусом страсти» или «мускусом опьянения», имея в виду опьянение блаженством. Тантрический союз подразумевает смешение сексуальных жидкостей для обретения духовного просветления, а не для продолжения рода. Мужчина и женщина соединяют, а затем впитывают свои объединенные жидкости — смесь, которую часто упоминают как смешение белых и красных капель, или камфары и красного сандала. Существует широко распространенное заблуждение, что под красным элементом, который дает женщина подразумевается менструальная кровь, но это вовсе не так. Словом «красное» обозначается эндокринное содержимое женской сексуальной жидкости, а не ее цвет. Йогическую практику смешения белой и красной жидкостей поэтически описал Бабхаха, один из последователей Тантры, который стремился обрести просветление совместно с женщиной, имевшей ту же цель: В священной обители бхаги Возвышенной, искусной спутницы Выполняй практику смешения белого семени С ее океаном красного семени. Потом впитай, подними и распространи нектар, Дабы породить поток восторга, доныне неведомого. Затем ради удовольствия преодоления удовольствия, Созерцай всё это как нераздельное с пустотой. Считается, что сексуальные жидкости обладают особым свойством питать психическую, или йогическую, структуру. Поэтому йогин и йогини представляют, как в них впитывается и распространяется по всему телу дарующий блаженство нектар. Цонгкапа восхваляет сущность сексуальной жидкости как нектар, дарующий состояние всеведения будды. В Чандамоха-рошана-тантре о ней говорится так: «Это лучшее из яств, вкушаемое всеми буддами». Хотя этот йогическии процесс (который присутствует и в индуистской Тантре и йоге) выполняют как мужчина, так и женщина, «смешивая свои сущности», в тантрах (как индуистских, так и буддийских) акцент делается на поглощении мужчиной женских жидкостей. В Хеваджра-тантре говорится, что духовные женщины, или женщины, принадлежащие к пяти семействам будд, являются «даровательницами сиддхи, и их сексуальная жидкость несокрушима, а потому ее выпивает йогин, воздав женщине почести)». Считается, что извлечение сущности женской жидкости дает самый утонченный вид питания — рождает великое блаженство. В Хеваджра-тантре мужчина получает наставление принять обет во всех будущих жизнях продолжать впитывать женские сущности. Упор на то, что мужчина впитывает женскую сущность, — одна из особенностей, отличающих этот союз от обычных сексуальных отношений. Индологи Фредерик Марлен и Венди О'Флайерти отмечают, что тантрический подход, согласно которому мужчина намеренно впитывает женские жидкости, противоположен обычному супружескому соединению, когда, в первую очередь, именно женщина поглощает мужскую жидкость. Тема получения мужчиной женских жидкостей присутствует также и в индуистской Тантре традиции шакта, что свидетельствует о ее сродстве с буддийской Тантрой. О'Флайерти предполагает, что так находит свое выражение в ритуале относительность статуса мужского и женского, поскольку он отражает энергию, перетекающую от женщины к мужчине. Хотя в текстах явно говорится о том, что мужчина поглощает женскую жидкость, это, безусловно, предполагает смешивание и обмен жидкостями. Мужчина также использует «собственную субстанцию», дабы сделать подношение партнерше: «Необходимо делать подношение женщине своего семейства будды, предлагая ей свои субстанции». Это «подношение своей субстанции» подразумевает самый интимный йогическии аспект этого ритуала. Таким образом, в ритуале почитания женщины мужчина в качестве подношения отдает самого себя — что подразумевает уважение и обожание, — собственное тело в качестве удовольствия, которое он ей доставляет, сексуальные жидкости, которые он смешивает с ее жидкостями, дыхание, которое он объединяет с ее дыханием, и тонкие энергии, которые переходят от одного к другому и циркулируют в обоих, благодаря чему оба получают возможность обрести переживания, которых не смогли бы получить самостоятельно. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|