Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРИГОДНОСТЬ ЖЕНЩИНЫ ДЛЯ ТАНТРИЧЕСКОГО СОЮЗА



Женщин, последовательниц Тантры, больше всего обвиняли в недостатке у них качеств, требуемых для выполнения практи­ки сексуальных йог. Знания женщин, их способность позна­вать и проявлять инициативу последовательно отрицаются в большинстве исследований вследствие сформулированных или не сформулированных выводов из предположения о том, что женщины были незаинтересованными участницами, которых вовлекали в тантрические ритуалы по велению йогинов, нуж­давшихся в них для достижения собственных целей. Таким об­разом, единственное качество, в котором не отказывали жен­щинам, — это их сексуальная доступность.

Мирче Элиаде довольно ясно высказал широко распростра­ненное мнение, когда написал, что «чем более порочна и раз­вратна женщина, тем больше она подходит для этого ритуа­ла». В действительности распущенность и сексуальная доступность, главные качества, упоминаемые в западной лите­ратуре, вовсе не упоминаются в тантрической литературе как желательные качества для мужчин или женщин; однако есть качества, которые требуются как для мужчин, так и для жен­щин, приверженных к тантрической практике. Тантра — это путь, который использует страсть как основу для самопреображения с помощью экстатического блаженства. Поэтому страсть (рага: raga) и желание, особенно любовное или сексуальное желание (кама: kama), необходимы для тантристов, как муж­чин, так и женщин. Как утверждается в Чандамахарошана-тантре: «Нет большего греха, чем бесстрастие, нет большей добродетели, чем наслаждение». Если предстоит преображать страсть, то и йогин и йогини должны в избытке обладать эротической чувственностью, способностью и влечением. Однако одной страсти недостаточно, потому что еще необходимы навык в практике и правильное намерение. Тантрические тексты схо­дятся в том, что сексуальную йогу для преображения страсти в божественный экстаз следует выполнять в состоянии медита­тивной осознанности, которое свободно от похоти, обычной при­вязанности и рассудочного мышления. Это предполагает как страстный темперамент, так и ощутимые успехи на пути разви­тия чистого сердца и чистого ума. Страсть такого человека иногда называют «великой страстью» (махарага).

Если понять истинную природу тантрического союза, как она описана выше, будет ясно, что медитативная подготовка и духовная чистота партнера, с которым выполняется практика, чрезвычайно важны. Обучение и подготовка требуются и пото­му, что сексуальные практики включают в себя внутренние йоги высокого уровня, а они предполагают наличие глубокой подготовленности. Мужчины получают наставление не выби­рать в партнерши женщин «невежественных и похотливых». Например, в Чакрасамвара-тантре говорится: «Не прибли­жайся к тем, кто невежествен и похотлив. Освобождение любит вестниц (обладающих достойными качествами практикующих женщин)... Не оставайся с низшими партнершами и не служи им». Цонгкапа говорит так: «Не соединяйся с теми, кто неве­жествен и одержим желанием, а только с вестницами — жен­щинами, обладающими обетами, — и ни с кем иным, особенно с женщинами, имеющими обычную привязанность». Цонгка­па дает такие комментарии:

Если у женщины нет знаков вестницы и высших качеств, то это низший лотос. Не оставайся с такой, потому что она полна дурных качеств. Сделай подношение и прояви уваже­ние, но не практикуй [с ней].

Согласно Камбале: «Той, которая обладает признаками вест­ницы, поднеси яства, напитки и другое, не ограничиваясь этим и не скупясь. Соединись с ней».

Блаженство обретают благодаря страсти. Поэтому соединяйся щедро. [Реализацию] обретают благодаря страстности, а иначе духовный экстаз не возникнет.

Хотя большинство качеств, необходимых для тантрического со­юза, применимы и к мужчинам и к женщинам, в текстах иног­да указываются особые качества последовательниц Тантры. Например, в своем комментарии к Чакрасамваре Цонгкапа ут­верждает, что мужчина должен искать спутницу чистую и об­ладающую знанием множества жестов рук {мудра: mudra) и священных песнопений (мантра). Она должна стремиться к просветлению так же страстно, как и он сам: «Высшая спутни­ца этого практикующего... должна быть прилежной, а не лени­вой, и страстно стремиться к практике и обретению духовных достижений. Найдя такую, соединись с ней, выполни все свя­занные с этим ритуальные действия и наслаждайся радостью горячей страсти». В других местах того же сочинения Цонг­капа объясняет, что мужчина должен искать женщину с тремя превосходными качествами (тела, речи и ума), знаками обре­тения просветленной осознанности (махамудры) и божествен­ным телом, то есть способностью представлять себя божеством и верить в свою неотъемлемую божественность. Женщина дол­жна быть духовно развита и полна добродетельных качеств. Цонгкапа цитирует Херукабхьюдаю (Herukabhyudaya), где гово­рится, что и мужчина и женщина должны обладать полными качествами и что ошибки в тантрическом союзе приведут к рож­дению в аду. Если оба партнера «не обладают всеми нужными качествами, наказание будет чрезвычайно велико».

В тантрических текстах иногда упоминается о трех разно­видностях духовной супруги: лучшей, средней и низшей. Можно найти разные толкования этих категорий; Цонгкапа делает об­зор этих определений в своем комментарии к Чакрасамваре. Одно из них касается дакини наилучшей разновидности: это та, чья осознанность настолько высока, что ее ум свободен от мирских мыслей и течет естественным и спонтанным потоком — таков уровень достижения, которое называется осуществление сахаджи, или «самопросветленность». Вторая разновидность — это йогини, которые родились в тантрических священных мес­тах и хранят их, благословляя, наставляя и уча тех, кто ищет их там. Третью разновидность составляют совершенные йоги­ни, которые получили посвящение и искусны в тантрической визуализации. Ясно, что все три разновидности — даже так называемая низшая — это в высшей степени совершенные жен­щины. Ни одну из них нельзя рассматривать как неравнознач­ную замену при отсутствии более достойной партнерши.

Очень важно, чтобы оба партнера обладали нужными каче­ствами для практики йоги союза. Чувствительность, умение визуализировать и духовная развитость обоих партнеров должны быть вложены в их совместные усилия. Качество и сила пере­живаний зависят от йогической опытности обоих партнеров и их способности достигать тонкой взаимной гармонии и совмест­но подниматься на последовательные уровни медитативных со­стояний. Поэтому совершенно необходимо, чтобы кроме приверженности к Тантре и опыта практики каждый партнер обладал глубокой совместимостью с другим. Партнеры со­единяют свои энергии на самых глубинных уровнях бытия.

Они сознательно вбирают энергию друг друга, а затем наме­ренно направляют эту энергию по каналам своей йогической структуры в центры тонкой энергии (чакры), расположенные вдоль срединного канала (авадхути). Эта энергия несет каче­ство эмоций партнера, его сознания и кармических следов. Сле­довательно, на этом уровне партнеры проникают в существо друг друга и буквально сливают воедино свою карму и духов­ную судьбу. Такова одна из причин, почему тантрический союз называют практикой кармамудры.

С точки зрения сложного взаимопроникновения, слияния и объединения, которые предполагает тантрический союз, здесь совместимость необходима даже сильнее, чем в обычном браке. При заключении обычного индийского брака на первый план выступают вопросы касты (джати: jati) и рода (готра: gotra). В тантрическом контексте эти представления интерпретируют­ся как необходимость для мужчины найти ту женщину, кото­рую можно назвать кулика (kulika, тиб. ригдэнма: rigs-ldan-ma); этот термин одинаково верно можно перевести и как «подходя­щая партнерша», и как «кровная родственница», женщина из своего рода. Род в данном контексте означает семейство будды (кула: Ыа), то есть духовный тип, и подразумевает такие каче­ства, как характер, психологические особенности и духовные склонности. Совершенно неверно соображение, высказанное одним западным автором, о том, что «традиция определяет "выс­шую духовную супругу" с телесной точки зрения». Внешняя привлекательность и телесные особенности не имеют решающе­го значения, хотя телесные признаки могут служить свидетель­ством духовного происхождения женщины и ее способностей. Не существует единственного и идеального физического или духовного типа, которому должен соответствовать тантричес­кий партнер, как это можно найти в светских системах, напри­мер, в камашастре. Мы встречаем образы как вспыльчи­вых, неуживчивых и гордых личностей, так и спокойных, мягких. Главные качества — это духовная развитость, предан­ность и соответствие тантрическим требованиям.

В системе Чакрасамвары подчеркивается, что женщина, прак­тикующая йогу союза, должна быть из числа тех, кто хранит тантрические обеты, или «обязательства», (самайя: samaya). Та­ким образом, подходящую партнершу часто называют «обла­дающая обетами», «хранительница обета» или «ненарушительница» обетов. Чакрасамвара-тантра настаивает, что «йо-гин должен быть усерден в соблюдении обетов и практики с обладающей обетами женщиной своего семейства будды. Это подтверждает, что духовные спутники предаются одним и тем же практикам для достижения одной и той же цели. Цонгкапа объясняет: «Когда видишь йогини, которая хранит тантричес­кие обеты, устраивай пиршество и делай подношение мяса и... всевозможных даров. Не подноси даров тем, кто не хранит обеты». Это с виду простое качество на самом деле является исчерпывающим, потому что обеты отражают целый спектр ус­тановок ума, речи и поведения. Например, многие из обетов подразумевают, чтобы женщина хранила чистоту тантрическо­го воззрения, что означает намерение видеть всё по природе чистым и избегать общепринятых взглядов, основанных на обыч­ном двойственном подходе. Постоянство в тантрическом воззре­нии требует со стороны женщины бдительной осознанности и устойчивости в медитации, а в ее речи и поведении должна находить внешнее отражение чистота ее видения. Таким обра­зом, требование хранить обеты не сводится к простому соблю­дению формальности, но предполагает высокий уровень пре­данности, усердия и внимательности.

Большинство качеств, необходимых для практикующих сек­суальную йогу, одинаковы для мужчин и женщин. Они под­разумевают, что человек должен стать учеником тантрического гуру, получить посвящение и хранить тантрические обеты пре­данности, соблюдения тайны и чистоты видения. Цонгкапа, опираясь в своих воззрениях на изучение множества индийс­ких источников и на беседы со многими живыми хранителями традиции, утверждает, что в равной степени важны качества обоих партнеров. В своем комментарии к шести йогам Наропы он кратко описывает качества, необходимые для практики с реальной партнершей (кармамудра), которые приводятся в индийском тексте Херукабхъюдая:

Ты сам и йогическая партнерша должны обладать знаниями, получить чистое посвящение, искусно поддерживать корень и ветви тантрических обетов, быть искусными в методах практики мандалы, совершенствоваться с помощью медита­ции в течение четырех ежедневных медитативных сессий, быть знакомыми с шестьюдесятью четырьмя искусствами, изложенными в светских трактатах о любви (камашастра), ясно понимать учение о пустоте, иметь представление о ста­диях четырех радостей и возникновения мудрости сахаджи, а также обладать способностью удерживать сексуальные жидкости внутри.

Что же до тех людей, кто, не обладая и малой толикой качеств, о которых говорится в тантрах и написанных вели­кими сиддхами трактатах-первоисточниках, объявляют свои поверхностные наставления глубокими, а затем сообразно им практикуют, — это чрезвычайно дурно и открывает вра­та рождения в низших мирах.

Признавая строгость этих требований, Цонгкапа постоянно под­черкивает, что, если человек не обладает достаточными каче­ствами, чтобы взять реальную партнершу, он должен выпол­нять практику с воображаемой, визуализируемой партнершей (джнянамудрой). Здесь мы снова видим, что именно более под­готовленный человек должен становиться реальным партнером и соединяться с реальной партнершей.

В источниках буддийской Тантры подразумевается, что жен­щины занимаются саморазвитием. Практикующие женщины, описанные в тантрических произведениях, это не те преслову­тые темные и несчастные существа, которые выведены в запад­ных научных трудах, а полные многих достоинств и знаний люди, которые готовы к практике и извлекают из нее ожидае­мые блага. Тексты подтверждают, что женщины, также как и мужчины, развивали на пути Тантры свои ум и тело, предава­ясь духовным практикам, изучая символические движения тела (йогу и мудры) с целью общения и самопреображения, а также используя свое блаженство и страсть как основу для обретения просветления с помощью йоги тантрического союза.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.