Здавалка
Главная | Обратная связь

Ролевое поведение человека в коллективе



Бытует мнение, что образ организации формируется лишь на экономическом уровне, который она занимает, зависит от ее стабильности, значимости видов работ, услуг и продукции. При этом забывается, что образ организации формируется прежде всего тем, насколько мобилен и сплочен коллектив, каково его социокультурное окружение.

Организация ожидает, что человек будет выполнять определенным образом роль, для которой она его принимает. Человек также смотрит на организацию как на место, где он получает определенную работу, выполняет ее и получает соответствующее вознаграждение от организации.

Если член организации успешно выполняет свою роль и если при этом он сам удовлетворен характером, содержанием и результатами своей деятельности и своего взаимодействия с окружающими, то не возникает конфликтных противоречий.

Одним из важнейших условий этого является правильное построение роли, что включает в себя:

- чтобы роль соответствовала целям организации;

- отвечала запросам человека.

Для этого нужно, чтобы была:

- ясность роли (человеку понятно содержание его работы, способы ее осуществления и связь его работы с общей целью организации);

- приемлемость роли (человек готов выполнять роль осознанно, зная, что это принесет ему удовлетворение).

Если содержание роли недостаточно четко определено, человек, выполняющий эту роль, может ее проинтерпретировать. Нечеткие инструкции и неопределенная постановка задачи, неясность смысла могут привести к тому, что даже при старании результат будет отрицательный.

Однако, взаимодействие человека и организации не сводится только к ролевому взаимодействию, Оно гораздо шире, Человек выполняет работу в окружении людей, во взаимодействии с сними. Он не только исполняет роль в организации, но и член группы, в рамках которой он действует, При этом группа оказывает огромное влияние на поведение человека.

Известны 4 сложившиеся стереотипа о том, что представляет собой человек организации:

1. Стереотип "экономический человек" - в основе заложен принцип денежного расчета. Руководитель такого типа считает, что его подчиненный хорошо работает, потому, что ему хорошо платят, поэтому он вправе максимально его загружать, порой нарушая законодательные акты (работа в выходные, сверхурочно). Такой руководитель нередко прибегает к такому приему, как перекупка ценного работника

2. Стереотип "психологический человек" основывается на умелом использовании психологии для достижения определенной выгоды. Человек, который владеет методами психологического воздействия на людей, используя в своей работе, прежде всего, этот метод

3. Стереотип "технологический человек" - в основу заложен принцип организационного подчинения человека рабочим операциям, когда человек становится придатком машинной техники, жертвой НТП. При этом нередко человек лишен какой - либо инициативы, творчества, он настолько становится "привязан" к технологическому процессу, конвейерным и поточным линиям, что теряет свою индивидуальность. Указанный тип ориентирует руководителей на жесткий пооперационный контроль поведения работников.

4. Стереотип "этический человек" - в основе лежит принцип подчинения человека профессиональной, деловой и управленческой этики.

Этические требования формируются на основе различных соглашений, договоров, контрактов, обязательств, разработанных кодексов и правил поведения работников, где сотрудники оценивают друг друга в соответствии с их представлениями морали. При этом оценки актов поведения, характеризующие, что хорошо, а что плохо для людей имеют большую разбросанность, поскольку эти оценки носят сугубо индивидуальный характер.

 

Вопросы для повторения

1. Какие профессиональные и личные качества работника определяют поведение человека в организации?

2. Раскройте ролевой аспект личности.

3. Перечислите основные элементы структуры личности.

4. Опишите систему сознательного целенаправленного регулирования деятельности организации.

 

Резюме по теме

Личность можно определить как индивидуальная совокупность прижизненно формирующихся и врожденных черт, определяющих образ мышления, строй чувств и специфику поведения конкретного человека. В основе личности лежит ее структура, то есть связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

Психологами создано немало своих теорий личности. Наиболее известными и применимыми для управления считаются теории трех главных школ:

1) психоанализ З.Фрейда (эту школу прошли Карл Юнг, Альфред Адлер, Карен Хорни, Харри Салливан, Эрих Фромм и другие);

2) теория научения, или поведенческая школа (к теоретикам которой относят И.П. Павлова, американских психологов Дж. Б. Уотсона и Б.Ф. Скиннера);

3) теория роста, или «гуманистическая психология» (яркими представителями которой являются американские психологи Абрахам Маслоу и Карл Роджерс).

Вклад отечественных ученых в понимание проблем личности. В отечественной психологии существует четыре главные теории личности:

1) теория отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев);

2) теория деятельности (Л.С. Выготский), А.Н. Леонтьев);

3) теория общения (Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев, К.А. Абульханова-Славская);

4) теория установки (Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили).

Личность менеджера - существуют различные модели, например модель "трижды-семь", разработанная Михайловым Я.В. Она содержит 3 уровня по 7 требований.

1 уровень - важнейшие требования, определяемые функциональным содержанием управленческого труда. Задаются качества менеджера, без которых невозможен успех работы.2 уровень включает основные сервисные требования, которые носят обслуживающий характер по отношению к функциональным требованиям. 3 уровень объединяет сервисные требования меньшей значимости по сравнению с основными.

1.Функциональные требования:

1.1.Понимание людей. Психологическая интуиция - умение понять психические свойства и состояние личности. Психологический такт - умение найти нужную форму общения. Коммуникабельность, понимаемая как способность к поддержанию контактов и связей. 1.2.Качества лидера. Способность понять, выразить и отстоять интересы людей. Желание брать ответственность на себя. Способность неформально влиять на окружающих. 1.3.Знание основ современного менеджмента и умение применять их на практике. Грамотный выбор стиля руководства. Эффективная мотивация. Умение организовать подготовку и принятие решений. 1.4.Компетентность. Знание специальных вопросов, определяемых профилем и спецификой работы организации. Знание основ трудового и хозяйственного законодательства. 1.5.Способность предвидеть развитие событий. 1.6.Умение ставить цели (необходимо для планирования). 1.7. Способность организовать взаимодействия и наладить оптимальный контроль (для рационального разделения труда, для выбора способов контроля).

2.Сервисные основные требования:

2.1.Ясно осознаваемые и четко сформулированные личные цели, связанные с личной жизнью и работой. Осознание целей позволяет менеджеру судить насколько важно для него то, что он делает, как вписывается работа в стратегию его жизни. Это формирует его мотивацию, способствует последовательности и основательности в решениях. Менеджер, не способный прояснить личные цели, не сумеет грамотно ставить цели перед коллективом. 2.2.Стремление к совершенствованию себя и организации в противовес чувству самодостаточности, самоудовлетворения, успокоенности. Проявляется в непрерывном поиске резервов, стремлении к обоснованным нововведениям. 2.3.Энергичность, инициативность, решительность и настойчивость в достижении целей. Качества, необходимые в связи с тем, что менеджер в своей работе встречает не только поддержку, но и сопротивление, которое приходится преодолевать. 2.4.Владение стратегией эффективного мышления. Имеется в виду способность концентрироваться на главном, выявлять существенное, отбрасывать второстепенное. 2.5.Эффективное использование времени как синтетический показатель уровня организации труда. 2.6.Нравственные качества адекватные уровню морали, господствующей в коллективе, в том числе: единство слова и дела, требовательность к себе и другим, непримиримость к недостаткам, но терпимость к людям, забота о персонале. 2.7.Здоровье физическое и психическое достаточное для обеспечения требований к менеджеру.

3.Сервисные дополнительные требования:

3.1.Личая организованность и высокая культура собственного труда, умение распределить силы. 3.2.Объективность и реализм оценки событий в сочетании со стремлением знать мнения других. 3.3.Гибкость, понимаемая как способность быстро перестроиться, отказаться от неэффективной стратегии и тактики. 3.4.Способность сохранять самообладание в непредвиденных ситуациях. 3.5.Способность находить необходимую информацию. 3.6.Знание технических возможностей современной оргтехники. 3.7. Способность коротко и ясно говорить о деле.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.