Каковы основные составляющие медитативного рисования?
1) Постоянно находиться в процессе т.е. рисовать то, что хочет рука, не думая хорошо это получится или плохо, делая движения из тела. Чтобы так рисовать в течение некоторого времени может потребоваться некоторое волевое усилие, но тем интересней будет результат. 2) Подготовительные упражнения - это могут быть дыхательные практики, танец или что-то еще. Способствовать настройке на медитацию может соответствующая музыка. Это необходимо чтобы успокоить ум, отвлечь его от каждодневных проблем. 3) Если нет опыта рисования, можно начинать с рисования элементарных форм (об этом будет отдельная статья). 3. Групповое рисование. 4. Тело и телесность в контексте арт-терапии: этика, механизмы, принципы работы. Значимой темой совместных обсуждений стала также организация пространства совместной работы, что было связано с анализом того, где участницы группы работали в ходе сессий (в определенном личном пространстве; делили свое пространство с другими или перемещались из одного пространства в другое); каким образом пространство может получать новые “измерения” (например, путем создания мобильных скульптур, дополнения визуального творчества иными видами творческой экспрессии); каким образом пространство может быть “поделено” участницами группы и других аспектов групповой работы. С целью стимулирования обсуждения проблем, касающихся телесного опыта в арт-терапии, участницам мастерских была розданы печатные материалы, содержащие цитаты и следующие вопросы: * Какие движения вы совершаете, используя разные изобразительные материалы — краску, глину, пастель и другие? * Сколько места на листе вы занимаете при создании изображения? * Сколько места в пространстве арт-терапевтической студии вы занимаете в ходе своей работы? * Как много места, по сравнению с другими членами группы, вы занимаете в ходе работы? * Какие движения вы совершаете, создавая изобразительный образ? * Что вы чувствуете, когда за вашей работой наблюдают другие? * Осознаете ли вы свое положение в пространстве в ходе изобразительной работы? * Как вы воспринимаете расположение ведущего в пространстве студии? * Когда в ходе арт-терапевтических сессий вы воспринимаете прилив энергии? * Когда в ходе арт-терапевтических сессий вы чувствуете усталость? * Что заставляет вас двигаться и испытывать прилив энергии в ходе арт-терапевтических сессий? * Какое воздействие на движения других членов группы оказываете вы и ваши работы? * Каким образом ваши движения связаны с возникновением новых идей и чувств? Как телесный опыт влияет на содержание образов и их восприятие? * Какое влияние на движения человека и его телесное “я” оказывает пол, возраст, социальное положение, сексуальная ориентация, национальность? Мастерские также побуждали участниц группы к обсуждению тех вопросов, которые связаны с “рутиной арт-терапевтической практики”, ролью арт-терапевта и членов группы в ходе сессий и других. Одним из центральных был также вопрос о роли ожиданий и потребностей в арт-терапевтическом процессе. Заключение Привлечение представлений танцедвигательной и телесно-ориентированной терапии и теории культуры для анализа арт-терапевтического процесса расширяет возможности арт-терапии и позволяет решить следующие задачи: 1. Критически осмыслить традиционный подход к пониманию арт-терапевтического процесса как связанного с созданием серии изобразительных образов и характеризующегося явно недостаточным вниманием к комплексным коммуникативным проявлениям, затрагивающим телесный опыт и движения тела (как клиента/членов группы, так и психотерапевта). 2. Развить современные взгляды на субъективность как предполагающую соотнесение различных референтных систем и феноменов разного уровня сложности. 3. Изучить циклы “ожиданий и разочарований”, связанные с трансформацией объекта удовлетворения потребностей в арт-терапевтическом процессе, и их отражение в движениях клиента/участников группы. 4. Рассмотреть импровизацию как “становящийся зримым процесс” (Novak, 1990), особый, характеризующийся высокой степенью спонтанности способ одновременного реагирования на внутреннюю и внешнюю реальность. 5. Использовать ведение дневника самонаблюдений в качестве средства, позволяющего зафиксировать “физические импульсы”, включая те аффективные проявления, которые лежат в основе творческой деятельности, а также как особого способа документирования “смысла движений”, включая этап их описания, рефлексии, изменений и нового описания. 6. Более осознанно использовать в арт-терапевтической работе соматический опыт, в особенности тот, который связан с переживанием “диссоциации” (ощущением онемения, “обесчувствливания”, шока) и использованием направленных на преодоление определенных техник телесно-ориентированной терапии. 7. Лучше понять то, каким образом происходит формирование “жестких” систем значений, связанных с жестким контролем над эмоциональными и телесными реакциями и использованием полярных оценок с тем, чтобы преодолев эти системы значений, достичь большей гибкости и открытости для множества разных возможностей и освоения новых видов опыта. 8. Использовать стратегию партнерства по обучению, стимулирующую активность обучающихся и взаимный обмен знаниями в контексте арт-терапевтической группы, в частности, для развития групповой ответственности и исследования новых представлений. Литература
5.Понятие, основы и техники контемпорари-арт-терапии. Рисование на теле ладошки и танец ладошек 6. Рисуночный тест Сильвер, Техника стимульного рисования.
Рисуночный тест, созданный американским арт-терапевтом Р. Силвер, позволяет оценить пространственное мышление, творческие способности, эмоциональное состояние и отношение к себе и другим. Адаптация теста была произведена под руководством председателя Арт-терапевтической ассоциации, кандидата медицинских наук А.И. Копытина. Рисуночный тест включает три субтеста: «Задание на прогнозирование», «Задание на срисование с натуры» и "Задание на воображение и имеет два компонента: эмоциональный и когнитивный. Тест полезен при работе с детьми и взрослыми, страдающими нарушениями речи и слуха, при низком уровне развития вербальных способностей. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|