Здавалка
Главная | Обратная связь

Каковы основные составляющие медитативного рисования?



1) Постоянно находиться в процессе т.е. рисовать то, что хочет рука, не думая хорошо это получится или плохо, делая движения из тела. Чтобы так рисовать в течение некоторого времени может потребоваться некоторое волевое усилие, но тем интересней будет результат.

2) Подготовительные упражнения - это могут быть дыхательные практики, танец или что-то еще. Способствовать настройке на медитацию может соответствующая музыка. Это необходимо чтобы успокоить ум, отвлечь его от каждодневных проблем.

3) Если нет опыта рисования, можно начинать с рисования элементарных форм (об этом будет отдельная статья).

3. Групповое рисование.

4. Тело и телесность в контексте арт-терапии: этика, механизмы, принципы работы.

Значимой темой совместных обсуждений стала также организация пространства

совместной работы, что было связано с анализом того, где участницы группы

работали в ходе сессий (в определенном личном пространстве; делили свое

пространство с другими или перемещались из одного пространства в другое); каким

образом пространство может получать новые “измерения” (например, путем создания

мобильных скульптур, дополнения визуального творчества иными видами творческой

экспрессии); каким образом пространство может быть “поделено” участницами

группы и других аспектов групповой работы.

С целью стимулирования обсуждения проблем, касающихся телесного опыта в

арт-терапии, участницам мастерских была розданы печатные материалы, содержащие

цитаты и следующие вопросы:

* Какие движения вы совершаете, используя разные изобразительные материалы —

краску, глину, пастель и другие?

* Сколько места на листе вы занимаете при создании изображения?

* Сколько места в пространстве арт-терапевтической студии вы занимаете в ходе

своей работы?

* Как много места, по сравнению с другими членами группы, вы занимаете в ходе

работы?

* Какие движения вы совершаете, создавая изобразительный образ?

* Что вы чувствуете, когда за вашей работой наблюдают другие?

* Осознаете ли вы свое положение в пространстве в ходе изобразительной работы?

* Как вы воспринимаете расположение ведущего в пространстве студии?

* Когда в ходе арт-терапевтических сессий вы воспринимаете прилив энергии?

* Когда в ходе арт-терапевтических сессий вы чувствуете усталость?

* Что заставляет вас двигаться и испытывать прилив энергии в ходе

арт-терапевтических сессий?

* Какое воздействие на движения других членов группы оказываете вы и ваши

работы?

* Каким образом ваши движения связаны с возникновением новых идей и чувств? Как

телесный опыт влияет на содержание образов и их восприятие?

* Какое влияние на движения человека и его телесное “я” оказывает пол, возраст,

социальное положение, сексуальная ориентация, национальность?

Мастерские также побуждали участниц группы к обсуждению тех вопросов, которые

связаны с “рутиной арт-терапевтической практики”, ролью арт-терапевта и членов

группы в ходе сессий и других. Одним из центральных был также вопрос о роли

ожиданий и потребностей в арт-терапевтическом процессе.

Заключение

Привлечение представлений танцедвигательной и телесно-ориентированной терапии и

теории культуры для анализа арт-терапевтического процесса расширяет возможности

арт-терапии и позволяет решить следующие задачи:

1. Критически осмыслить традиционный подход к пониманию арт-терапевтического

процесса как связанного с созданием серии изобразительных образов и

характеризующегося явно недостаточным вниманием к комплексным коммуникативным

проявлениям, затрагивающим телесный опыт и движения тела (как клиента/членов

группы, так и психотерапевта).

2. Развить современные взгляды на субъективность как предполагающую соотнесение

различных референтных систем и феноменов разного уровня сложности.

3. Изучить циклы “ожиданий и разочарований”, связанные с трансформацией объекта

удовлетворения потребностей в арт-терапевтическом процессе, и их отражение в

движениях клиента/участников группы.

4. Рассмотреть импровизацию как “становящийся зримым процесс” (Novak, 1990),

особый, характеризующийся высокой степенью спонтанности способ одновременного

реагирования на внутреннюю и внешнюю реальность.

5. Использовать ведение дневника самонаблюдений в качестве средства,

позволяющего зафиксировать “физические импульсы”, включая те аффективные

проявления, которые лежат в основе творческой деятельности, а также как особого

способа документирования “смысла движений”, включая этап их описания, рефлексии,

изменений и нового описания.

6. Более осознанно использовать в арт-терапевтической работе соматический опыт,

в особенности тот, который связан с переживанием “диссоциации” (ощущением

онемения, “обесчувствливания”, шока) и использованием направленных на

преодоление определенных техник телесно-ориентированной терапии.

7. Лучше понять то, каким образом происходит формирование “жестких” систем

значений, связанных с жестким контролем над эмоциональными и телесными

реакциями и использованием полярных оценок с тем, чтобы преодолев эти системы

значений, достичь большей гибкости и открытости для множества разных

возможностей и освоения новых видов опыта.

8. Использовать стратегию партнерства по обучению, стимулирующую активность

обучающихся и взаимный обмен знаниями в контексте арт-терапевтической группы, в

частности, для развития групповой ответственности и исследования новых

представлений.

Литература

 

5.Понятие, основы и техники контемпорари-арт-терапии. Рисование на теле ладошки и танец ладошек

6. Рисуночный тест Сильвер, Техника стимульного рисования.

 

Рисуночный тест, созданный американским арт-терапевтом Р. Силвер, позволяет оценить пространственное мышление, творческие способности, эмоциональное состояние и отношение к себе и другим. Адаптация теста была произведена под руководством председателя Арт-терапевтической ассоциации, кандидата медицинских наук А.И. Копытина.

Рисуночный тест включает три субтеста: «Задание на прогнозирование», «Задание на срисование с натуры» и "Задание на воображение и имеет два компонента: эмоциональный и когнитивный. Тест полезен при работе с детьми и взрослыми, страдающими нарушениями речи и слуха, при низком уровне развития вербальных способностей.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.