Здавалка
Главная | Обратная связь

В) Обзор литературы по исследуемому вопросу



Обзор литературы - это статьи и книги, в которых прямо или косвенно затронута тема, изучаемая автором курсовой работы.

Обзор литературы по проблеме имеет своей целью выявить степень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной науке и, следовательно, не может быть лишь простым перечислением ранее написанных монографий и статей.

Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение систематизировать научные работы, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы.

Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации.

Обычно выделяют принципы: проблемный и хронологический. Если принят проблемный принцип, то обзор проводится так, чтобы литература вопроса была сгруппирована по основным проблемам курсового исследования. Например:

  • Литературу, использованную для подготовки данной курсовой работы, можно разделить на две большие группы. Во-первых, это учебники и учебные пособия, затрагивающие различные аспекты теории и практики связей с общественностью, а также смежные с данной темой сферы. Во-вторых, это публикации последних лет в специализированных печатных и онлайн-изданиях по связям с общественностью, посвященные практическим аспектам профессиональной культуры специалистов по связям с общественностью, а также проблемам современного PR-образования.
  • Литературу, использованную при написании данной работы, по характеру рассматриваемых в ней проблем, можно разделить на три группы: труды, посвященные сфере связей с общественностью в целом; исследования по маркетинговым коммуникациям; работы, рассматривающие имидж личности и организации.

В том случае, когда принят хронологический принцип, обзор проводится так, чтобы выделить этапы развития взглядов на изучаемые проблемы, показать борьбу концепций и школ на тех или иных этапах. Изученная специальная литература располагается по хронологии выхода в свет. При этом, конечно, эти работы в обзоре группируются по направлениям.

Принцип обзора источников и литературы подсказывается характером собранного материала по конкретной теме, а также целью и задачами исследования.

Если работа посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а вовсе не по всей проблеме в целом. В таком обзоре незачем излагать все, что стало известно исследователю из прочитанного, и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме научной работы, должны быть названы и критически оценены.

Иногда автор работы, не находя в доступной ему литературе необходимых сведений, берет на себя смелость утверждать, что именно ему принадлежит первое слово в описании изучаемого явления, однако это позднее не подтверждается. Разумеется, такие ответственные выводы можно делать только после тщательного и всестороннего изучения литературных источников и консультаций со своим научным руководителем.

В целом требуемое обозрение должно кратко ответить на вопрос: в какой мере тот или иной автор (или группа авторов) пытался решить и решил вопрос, вынесенный в заглавие курсовой работы. Обзор литературы должен быть обязательно снабжен ссылками на используемую и цитированную литературу, цитирование – выделено кавычками. В конце обзора необходимо сделать вывод о возможности, опираясь на имеющуюся литературу, раскрыть исследуемую тему в необходимом объеме.

Рассуждение такого рода может носить следующий характер:

  • Работы первой группы призваны дать развернутую теоретическую характеристику понятия профессиональной культуры и содержания профессиональной культуры специалиста по связям с общественностью. К сожалению, далеко не все учебники по теории и практике связей с общественностью уделяют должное внимание данной теме. Наиболее полно по сравнение с остальными работами понятие и содержание профессиональной культуры специалиста по связям с общественностью представлено в учебнике С.М. Емельянова, где этому вопросу посвящена целая глава.[2] В большинстве прочих работ теме профессиональной культуры в лучше случае уделено несколько абзацев. Вторая группа научных работ позволяет охарактеризовать, каким образом происходит реализация теоретических аспектов профессиональной культуры специалиста по связям с общественностью на практике и какими сложностями сопровождается данный процесс. Авторами объединенных в данную группу публикаций являются преподаватели вузов, студенты и PR-практики различных регионов России и ряда зарубежных стран. Это позволяет, во-первых, представить комплексное видение ситуации через сопоставление точек зрения основных участников процесса формирования профессиональной культуры в сфере связей с общественностью. Во-вторых, предоставляется возможность сравнить достижения и проблемы PR-образования и требования работодателей к специалистам по связям с общественностью в России и зарубежных странах. В совокупности обе группы работ позволяют осветить основные теоретические и практические аспекты сферы профессиональной культуры специалиста по связям с общественностью. Однако для создания наиболее полного представления об особенностях профессиональной культуры специалиста по связям с общественностью необходимо привлечь целый ряд источников.

Обзор литературы должен показать знание студентом динамики изучения проблемы (темы), что позволит определить место исследования самого студента в изучении темы, решении проблемы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.