Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕМА 13. ИННОВАЦИОННАЯ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ



13.1. Научно-технический потенциал предприятия

Инновационная деятельность предприятия направлена на использование результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок для получения прибыли на основе расширения и обновления номенклатуры выпускаемой продукции (товаров, услуг) и улучшения ее качества, совершенствования технологии их изготовления и организации их производства.Инновация (нововведение) представляет результат комплексного процесса, состоящего из создания, разработки, коммерческого использования и распространения новшества, удовлетворяющего конкретную общественную потребность.

По данным статистики масштабы выпуска инновационной продукции на предприятиях российской промышленности крайне незначительные, и доля инновационных предприятий мала, что, в свою очередь, не соответствует ни научно-техническому потенциалу страны, ни ее потребностям в современной высококачественной и конкурентоспособной продукции.

Научно-технический потенциал предприятия выступает составной частью инновационного потенциала, т. е. способности предприятия к развитию на основе разработки и внедрения новых продуктов и технологий.

Научно-технический потенциал предприятия (как и страны в целом) характеризуется следующими показателями:

1. Кадровые – число научно-технических специалистов, их квалификация, творческие способности, опыт, эрудиция.

2. Материально-технические – величина затрат на НИОКР, уровень оснащенности сотрудников, занимающихся научными и техническими разработками, оборудованием, материалами, приборами, электронно-вычислительной организационной техникой и т. п.

3. Уровень развития и возможности системы научно-технической информации – количество и качество накопленных информационных фондов; степень удовлетворенности потребностей научно-технических специалистов в необходимой для работы информации и т. п.

4. Организационно-управленческие, отражающие состояние планирования и управления в сфере НИОКР – степень соответствия организационной структуры предприятия решаемым им научно-техническим задачам и т. д.

5. Инновационные – количество открытий и изобретений за период; число полученных патентов на изобретения и промышленные образцы.

6. Обобщающие – количество осуществленных за период научно-технических мероприятий; экономия от снижения себестоимости продукции, роста производительности труда, общего повышения эффективности производства, полученных благодаря проведению научно-технических мероприятий и др.

Важным моментом управления инновационной деятельностью является классификация инноваций. Можно выделить несколько основных групп инноваций.

1. По сфере приложения:

- инновация продукции (что создается);

- инновация процессов (на каком оборудовании и по какой технологии производится продукция);

- инновация управленческих технологий, совершенствование управленческих процессов в целом (что необходимо сделать для поддержки инновационного производства).

2. По предмету:

- инновации, создающие новые рынки или сектора рынка;

- технологические инновации.

В зависимости от размеров производства, ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия, характера продукции, традиционных форм организации научно-технической деятельности в отрасли и ряда других факторов предприятие может осуществлять следующиевиды инновационной деятельности:

- полный инновационный цикл(фундаментальные исследования – поисковые исследования – прикладные научно-исследовательские работы (НИР) – опытно-конструкторские работы (ОКР) – промышленное освоение – производство – сбыт);

- поисковые исследования – прикладные НИР – ОКР – промышленное освоение – производство – сбыт;

- прикладные НИР – ОКР – промышленное освоение – производство – сбыт;

- ОКР – промышленное освоение – производство – сбыт;

- только промышленное освоение;

- только производство.

Фундаментальные научные исследования – теоретическая или экспериментальная деятельность, направленная на получение принципиально новых знаний о закономерностях развития природы, общества, человека. Как правило, в нашей стране фундаментальные исследования выполняются академическими исследовательскими организациями и научными подразделениями высших учебных заведений и финансируются государством.

Поисковые научные исследования направлены на определение возможностей использования новых теоретических знаний в целях удовлетворения конкретных общественных потребностей. Обычно поисковые исследования выполняются научно-исследовательскими организациями – отраслевыми НИИ и КБ, научно-производственными объединениями, вузами и т. д.

Прикладные научные исследования направлены преимущественно на решение конкретных задач. Результатом выполнения прикладных НИР является количественное определение той или иной общественной потребности (нового продукта, процесса, новой техники). На основе этих характеристик составляется техническое задание на выполнение ОКР.

Опытно-конструкторские работы имеют целью создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем и методов их дальнейшего совершенствования; выполнение ОКР базируется на знаниях, приобретенных в результате предшествующих научных исследований.

НИОКР являются наиболее важным звеном инновационной деятельности (по оценкам американских специалистов, затраты на НИОКР составляют 40% общих затрат предприятий на нововведения).

13.2 Управление и планирование инновационной деятельности

Инновационный проект – охватывает жизненный цикл новшества от момента возникновения идеи до момента прекращения выпуска продукта или использования технологического процесса. Такой проект включает: НИОКР, освоение производства продукта и проведение пробных продаж, развертывание массового или серийного выпуска и работ по реализации продукта, поддержание выпуска и продаж, модернизацию и обновление продукта, прекращение его выпуска.

Перечень задач, решаемых в процессе управления инновациями, чрезвычайно широк. Применительно к продуктовым инновациям он включает:

- исследование рынка;

- прогноз длительности, характера и стадий жизненного цикла нового продукта;

- исследование конъюнктуры рынков ресурсов;

- нахождение субподрядчиков (контрагентов) по проекту создания нового продукта;

- анализ патентной чистоты, способов ее обеспечения, планирование методов защиты;

- выбор вариантов кооперации с возможными конкурентами по поводу реализации технически сложных и высокорисковых нововведений;

- комплексный анализ затрат, цены, объема производства и продаж с целью планирования оптимального объема выпуска;

- оценку эффективности проекта и его привлекательности для инвесторов, разработку механизма привлечения инвестиций;

- анализ связанных с проектом технических и коммерческих рисков, выбор методов их минимизации и страхования;

- определение способов продажи нового продукта;

- выбор оригинальной формы создания, освоения и размещения на рынке нового продукта, определение эффективной маркетинговой стратегии;

- поощрение занятого в разработке и производстве персонала и управление им;

Применительно к технологическим инновациям в сфере управления нововведениями возникают аналогичные проблемы и практические задачи.

Инновационный маркетинг – комплекс маркетинговых исследований и мероприятий, направленных на коммерчески успешную реализацию разработанных фирмой продуктов, технологий, услуг.

Маркетинг в инновационной сфере имеет следующие особенности:

- межотраслевой характер результата инновационной деятельности (т. е. возможность реализации инноваций в различных областях и сферах деятельности);

- ориентация на опытного, искушенного, часто коллективного покупателя;

- обязательность рекламы: потребитель должен знать, в чем преимущество нового, как правило, незнакомого товара;

- обязательное послепродажное обслуживание (связано с технологической сложностью наукоемкой продукции);

- учет научно-технического уровня возможного потребителя, поскольку многие инженерные инновации не находят покупателя из–за технологической отсталости потребителя.

Естественно, что в процессе маркетинговых исследований определяется и предварительная эффективность инноваций, под которой подразумевают прежде всего экономическую эффективность, т. е. соотношение затрат и результатов реализации того или иного инновационного проекта.

Эффективность инновации оценивается на основе следующих показателей:

- стоимости проекта с учетом источников его финансирования;

- чистой текущей стоимости;

- уровня рентабельности капитала;

- внутренней нормы рентабельности;

- срока окупаемости капиталовложений.

Инновационные проекты, выходящие за рамки традиционных направлений бизнеса, оценивается на основании анализа рисков.

13.3 Научно-технологическая подготовка производства

На стадии инновационного процесса, когда происходит воплощение идеи в конкретный продукт и его запуск в производство, необходимо уделять особое внимание внедрению новых технологий.

Эффективность изготовления продукции определяется уровнем научно-технологической подготовки производства.

Под научно-технологической подготовкой производства понимается совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих конструкторскую и технологическую готовность предприятия к выпуску новой продукции заданного уровня качества при установленных сроках, объеме выпуска и затратах. Включает конструкторскую и технологическую подготовку производства.

Конструкторская подготовка производства (КПП) – стадия ОКР, которая включает разработку и совершенствование технологических процессов и документации на:

- основное изделие;

- технологическую оснастку;

- нестандартное оборудование;

- средства для контроля качества и испытаний продукции.

Результаты КПП отражаются в соответствующей конструкторской документации, создаваемой на разных этапах подготовки. После испытаний документы корректируют и передают технологическим службам для проектирования технологического процесса производства изделия.

Технологическая подготовка производства (ТПП) – совокупность взаимосвязанных научно-технических процессов, обеспечивающих технологическую готовность производства: наличие полных комплектов конструкторской и технологической документации и технологического оснащения, необходимых для выпуска в заданные сроки запланированного объема продукции с установленными технико-экономическими показателями и соответствующих стандартам и техническим условиям качества.

13.4 Сущность инвестиций и их классификация

Инвестициями являются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и/или иной деятельности в целях получения прибыли и/или достижения иного полезного эффекта.

Инвестиции обеспечивают динамическое развитие фирмы и позволяют решать такие задачи, как:

- расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов;

- приобретение новых предприятий;

- диверсификация деятельности вследствие освоения новых областей бизнеса.

Предпринимательские фирмы могут осуществлять инвестиции в различных формах, так как существует достаточное многообразие объектов инвестиций.

Рис. Объекты инвестиционной деятельности

Инвестиции можно классифицировать по различным признакам (рис. 23).

Рис. Классификация инвестиций по основным признакам

Главным признаком классификации является объект вложения капитала, на основании которого выделяют реальные (прямые) и финансовые (портфельные) инвестиции.

Реальные (прямые) инвестиции – любое вложение денежных средств в реальные активы, связанное с производством товаров и услуг для извлечения прибыли. Это вложения, направленные на увеличение основных фондов предприятия как производственного, так и непроизводственного назначения.

Подготовка и анализ инвестиций в реальные активы существенно зависят от того, какого рода эти инвестиции, т.е. какую из стоящих перед предприятием задач необходимо решить с их помощью. С этих позиций все возможные разновидности инвестиций можно свести в следующие основные группы:

1. «Вынужденные инвестиции», необходимые для соблюдения законодательных норм по охране окружающей среды, охраны труда, безопасности товаров, либо иных условий деятельности, которые не могут быть обеспечены только за счет совершенствования управления;

2. Инвестиции для повышения эффективности. Их целью является прежде всего создание условий для снижения затрат фирмы за счет замены оборудования, обучения персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства;

3. Инвестиции в расширение производства. Задачей такого инвестирования является расширение возможностей выпуска товаров для ранее сформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств;

4. Инвестиции в создание новых производств. Такие инвестиции обеспечивают создание новых предприятий, которые будут выпускать ранее не изготавливавшиеся предприятием товары (или оказывать новый тип услуг) либо позволяет предприятию предпринять попытку выхода с ранее уже выпускавшимися товарами на новые для него рынки;

5. Инвестиции в исследования и инновации.

Такая классификация обусловлена различным уровнем риска, с которым они сопряжены.

Логика такой зависимости определяется степенью опасности не угадать возможную реакцию рынка на изменение результатов работы предприятия после завершения инвестиций. С этих позиций исследования и инновации, сопряжены с очень высокой степенью неопределенности, тогда как повышение эффективности (снижение затрат) в производстве уже принятого рынком товара несет минимальную опасность негативных последствий инвестирования.

Финансовые (портфельные) инвестиции – приобретение активов в форме ценных бумаг для извлечения прибыли. Это вложения, направленные на формирование портфеля ценных бумаг.

Следующий признак классификации инвестиций – период инвестирования, на основании которого выделяют краткосрочные и долгосрочные инвестиции.

Краткосрочные инвестиции – вложения денежных средств на период до одного года. Как правило, финансовые инвестиции фирмы являются краткосрочными.

Долгосрочные инвестиции – вложения денежных средств в реализацию проектов, которые будут обеспечивать получение фирмой выгод в течение периода, превышающего один год. Основной формой долгосрочных инвестиций фирмы являются ее капитальные вложения в воспроизводство основных средств.

По характеру участия фирмы в инвестиционном процессе выделяют прямые и непрямые инвестиции. В случае прямых инвестиций подразумевается непосредственное участие фирмы-инвестора в выборе объектов вложения капитала, к ним относятся капитальные вложения, вложения в уставные фонды других фирм, в некоторые виды ценных бумаг. Непрямые инвестиции подразумевают участие в процессе выбора объекта инвестирования посредника, инвестиционного фонда или финансового посредника. Чаще всего это инвестиции в ценные бумаги.

В зависимости от формы собственности инвестируемых средств различают частные и государственные инвестиции. Частные инвестиции характеризуют вложения средств физических лиц и предпринимательских организаций негосударственных форм собственности. Государственные инвестиции – это вложения средств государственных предприятий, а также средств государственного бюджета разных уровней и государственных внебюджетных фондов.

Кроме этого, отдельно выделяют венчурные инвестиции. Венчурные инвестиции – это рискованные вложения капитала, обусловленные необходимостью финансирования мелких инвестиционных фирм в областях новых технологий. Это вложения в акции новых предприятий или предприятий, осуществляющих свою деятельность в новых сферах бизнеса и связанных с большим уровнем риска. В расчете на быструю окупаемость вложенных средств венчурные инвестиции направляются в проекты, не связанные между собой, но имеющие высокую степень риска.

 

13.5 Особенности инвестиционной деятельности

1. Инвестиционная деятельность фирмы является составной частью общей экономической стратегии развития предпринимательской фирмы. Объемы инвестиционной деятельности фирмы позволяют оценить темпы ее экономического развития и характеризуются двумя показателями:

- валовые инвестиции – это общий объем инвестиционных средств в определенном периоде, направленных на создание, расширение или обновление основных фондов, приобретение нематериальных активов, прирост запасов товарно-материальных ценностей;

- чистые инвестиции – это сумма валовых инвестиций за определенный период, уменьшенная на сумму амортизационных отчислений за этот период. Когда сумма чистых инвестиций положительна, значит на предприятии обеспечивается расширенное воспроизводство внеоборотных активов и такое предприятие является растущим. Если сумма чистых инвестиций отрицательна, то можно сделать вывод о том, что предприятие “проедает” свой капитал. Когда сумма чистых инвестиций равна нулю, у предприятия отсутствует экономический рост, несмотря на инвестиции.

2. Особенностью инвестиционной деятельности предприятия является ее цикличность, определяемая:

- необходимостью накопления и формирования инвестиционных ресурсов;

- влиянием внешней среды на активность инвестиционной деятельности;

- постепенностью формирования внутренних условий для так называемых “инвестиционных рынков”.

3. В процессе инвестиционной деятельности предприятия затраты носят долговременный характер, в результате чего между этапом осуществления затрат и этапом получения инвестиционной прибыли проходит достаточно много времени.

4. Инвестиционная деятельность сопровождается возможностью возникновения инвестиционных рисков.

13.6 Управление инвестициями на предприятии

Управление инвестициями на предприятии включает в себя несколько этапов:

1. Анализ инвестиционного климата страны.

2. Выбор конкретных направлений инвестиционной деятельности предприятия с учетом стратегии его экономического и финансового развития. Для этого изучается инвестиционная привлекательность отдельных отраслей экономики – их конъюнктура, динамика и перспектива спроса на продукцию этих отраслей. Кроме того, предприятие проводит и оценку инвестиционной привлекательности регионов.

3. Выбор конкретных объектов инвестирования, который начинается с анализа предложений на инвестиционном рынке. Объекты инвестирования анализируются с позиции их экономической эффективности.

4. Определение ликвидности инвестиций. В результате изменения инвестиционного климата по отдельным объектам инвестирования ожидаемая доходность может существенно снизиться и придется принять решение о выходе из отдельных инвестиционных программ. Поэтому необходимо отдавать предпочтение тем инвестициям, которые имеют наибольший потенциальный уровень ликвидности.

5. Определение необходимого объема инвестиционных ресурсов и поиск источников их формирования. При недостатке собственных финансовых средств привлекаются заемные.

В результате осуществления всех перечисленных мероприятий формируется инвестиционный портфель, который представляет собой совокупность инвестиционных программ, осуществляемых фирмой.

6. Управление инвестиционными рисками. Необходимо вначале выявить риски, а затем разработать мероприятия по их минимизации.

13.7 Сущность реальных инвестиций

Основу инвестиционной деятельности предприятия, составляет реальное инвестирование.

Реальные инвестиции осуществляются в конкретных формах.

Выбор конкретной формы реального инвестирования определяется многими факторами:

- задачами отраслевой, товарной и региональной диверсификации деятельности предприятия;

- возможностями внедрения новых технологий;

- наличием собственных инвестиционных ресурсов и возможностью использования заемных ресурсов.

 

Рис. Основные формы реального инвестирования

Процесс реального инвестирования включает в себя ряд этапов и стадий. В международной практике принято различать три основных этапа:

- предынвестиционный этап, в процессе которого осуществляется выбор конкретного инвестиционного проекта и проводится его оценка;

- этап инвестирования, который связан непосредственно с реализацией конкретного инвестиционного проекта;

- постынвестиционной этап – этап эксплуатации объекта инвестирования.

Инвестиционный проект представляет собой обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимую проектно-сметную документацию и описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

В соответствии с рекомендациями ЮНИДО (Организация по промышленному развитию ООН) инвестиционный проект должен содержать следующие основные разделы:

1. Краткая характеристика инвестиционного проекта (включает в себя перечень всех ресурсов, в том числе финансовых, необходимых для реализации проекта, сроки реализации проекта и возврата вложенных средств, оценку экономической и финансовой эффективности проекта, его социальной значимости).

2. Основная идея проекта (рассматриваются наиболее важные параметры проекта, приводится характеристика инициатора инвестиционного проекта).

3. Анализ рынка и концепция маркетинга.

4. Обоснование объемов материальных ресурсов, необходимых в процессе реализации инвестиционного проекта (включает классификацию и объем потребности в сырье и материалах, программу поставок сырья и материалов, оценку связанных с ним затрат).

5. Характеристика технических основ реализации проекта (содержит производственную программу и анализ производственной мощности предприятия, обосновывается будущая технология и необходимый парк оборудования).

6. Месторасположение проекта.

7. Организация управления (включает характеристику организационной структуры предприятия с обоснованием ее конкретной формы и существующей системы управления).

8. Необходимые трудовые ресурсы (приводятся требования к основным категориям персонала фирмы, указывается система формирования персонала и т. д.).

9. График реализации проекта (осуществляется обоснование отдельных стадий реализации проекта и потребности в ресурсах на каждой стадии).

10. Характеристика финансового обеспечения проекта и оценка его эффективности.

При сравнении различных инвестиционных проектов используют несколько показателей:

1. Чистый дисконтированный доход (ЧДД) определяется как разница между приведенными к настоящей стоимости суммой чистого денежного потока за период эксплуатации инвестиционного проекта и суммой инвестиционных затрат на его реализацию. Проект является эффективным, если ЧДД положителен.

2. Индекс доходности (ИД) представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине капиталовложений.

,

где К – сумма капитальных затрат на реализацию инвестиционного проекта.

ИД удобен при сравнении проектов, имеющих примерно одинаковые значения ЧДД. В целом же, если , проект эффективен.

3. Внутренняя норма доходности (ВНН) представляет собой ту норму дисконта, при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капиталовложениям. Определенная в процессе расчета ВНН сравнивается с требуемой инвестором нормой дохода на вкладываемый капитал. Если ВНД равна или больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал, инвестиции в данный проект оправданы.

4. Срок окупаемости (СО) – это период, начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными результатами его осуществления.

,

где ИЗ – сумма инвестиционных затрат необходимых для реализации проекта;

– среднегодовая (среднемесячная) сумма чистого денежного потока за период эксплуатации проекта.

Недостатком этого показателя является то, что он не учитывает чистые денежные потоки, которые формируются после срока окупаемости инвестиционного проекта.

13.8. Финансовые инвестиции предприятия

Финансовое инвестирование в самом общем плане рассматривается как форма временно свободных денежных средств и может осуществляться в трех основных формах:

- вложение денежных средств в ценные бумаги (акции, облигации, векселя и т. д.);

- вложение денежных средств в доходные виды денежных инструментов (например, депозитный вклад в кредитных организациях);

- вложение денежных средств в уставные фонды других предприятий.

Вложения, осуществляемые предприятиями в ценные бумаги разного вида, разного срока действия и разной ликвидности, управляемые как единое целое, формируют портфель ценных бумаг. Главная цель при формировании портфеля состоит в достижении наиболее оптимального сочетания риска и дохода.

Можно выделить следующие этапы формирования портфеля ценных бумаг:

- выбор оптимального типа портфеля (в зависимости от цели формирования инвестиционного дохода и от уровня инвестиционного риска);

- оценка приемлемого сочетания риска и дохода портфеля;

- определение количественного состава портфеля;

- определение первоначального состава портфеля;

- выбор схемы управления портфелем.

Важнейшей величиной, рассчитываемой с целью оценки эффективности инвестиций, является величина доходности.

Полная конечная доходность от операции инвестирования, полученная за период владения ценной бумагой рассчитывается:

,

где – доход инвестора;

– затраты инвестора в начале операции инвестирования.

Чтобы привести вычисленную таким образом величину доходности к среднегодовой величине, используют понятие среднегодовой доходности (СГД), отражающей доходность инвестирования в процентах годовых.

,

где Т – длительность операции инвестирования в годах.

ТЕМА 14. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

14.1 Содержание процесса планирования

Процесс планирования включает в себя формулировку стратегических, тактических и текущих целей предприятия, выработку политики предприятия, конкретизацию ожидаемых результатов, расчет предполагаемых значений основных технико-экономических показателей.

В соответствии с горизонтами планирования (периодами, на которые составляются планы) различают:

- долгосрочное планирование

- среднесрочное планирование

- краткосрочное планирование.

Отдельно выделяют стратегическое планирование.

Горизонт долгосрочного (стратегического) планирования в определенной степени зависит от размеров предприятия и может составлять от 5 лет до 7 для малого предприятия и до 20 лет – для крупного.

Показатели долгосрочного планирования определяют цели предприятия на рассматриваемую перспективу. Долгосрочное планирование проводится, как правило, в отношении следующих показателей:

- объем продаж;

- темп роста объема продаж;

- размер прибыли;

- норма прибыли на совокупный капитал;

- рентабельность продаж;

- доля на рынке.

Базисным показателем деятельностипредприятия являетсяобъем продаж, поскольку большинство остальных показателей характеризуют предприятие либо с точки зрения формирующих объем продаж факторов, либо являются производными от объема продаж.

Ограничение горизонта планирования 1 – 5 годами (в зависимости от размера предприятия) соответствует среднесрочному или перспективному планированию.

Перспективное планирование предполагает выделение следующих основных разделов:

1. План реализации продукции (программа сбыта). Программа сбыта формируется, как правило, на основании данных маркетинговых исследований и стратегических целей предприятия. Она содержит информацию о сбыте продукции предприятия по годам всего периода среднесрочного планирования. Формируется в натуральном и стоимостном выражении с учетом прогнозируемых цен реализации и является основой разработки плана производства.

2. План производства (производственная программа). В этом разделе содержится план выпуска основных видов производимой продукции в натуральном выражении, обоснованный расчетом производственных мощностей.

Необходимо учитывать, что если производственная мощность предприятия больше прогнозируемого объема продаж, то имеет место неполное использование производственной мощности (недогрузка). Это, в свою очередь, приводит к завышенным издержкам на производство продукции. Если же производственная мощность, наоборот будет меньше прогнозируемого объема продаж, то в этом случае объем продаж не может быть выполненным и необходимо либо увеличивать производственную мощность, либо уменьшать объем продаж (т.е. вносить коррективы в план реализации).

Решением данного вопроса может также являться изменение производительности труда рабочих, изменение структуры выпускаемой продукции и т.д.

План производства продукции должен быть представлен и в стоимостном выражении.

Стоимостным выражением производственной программы являются объемы валовой, товарной, чистой и реализованной продукции.

Объем товарной продукции ( ) в плане включает в себя стоимость: готовых изделий, предназначенных для реализации; полуфабрикатов собственной выработки; продукции вспомогательных и подсобных производств, предназначенной к отпуску на сторону; стоимость работ промышленного характера, выполняемых по заказам или со стороны, или непромышленных подразделений самого предприятия.

Объем валовой продукции включает в себя весь объем работ, намеченных к выполнению в данном периоде (производство готовой продукции, полуфабрикатов, выполнение каких-либо работ, оказание услуг), включая незавершенное производство (объем товарной продукции плюс незавершенное производство).

Объем чистой продукции определяется как объем товарной продукции за вычетом амортизационных отчислений и материальных затрат.

Т.е. чистая продукция характеризует вновь созданную на предприятии стоимость.

Объем реализованной продукции определяется в плане как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий; полуфабрикатов собственного производства; работ промышленного характера на сторону и др.

Объем реализуемой продукции по плану ( ) можно определить по следующей формуле:

,

где – объем товарной продукции по плану;

– остатки нереализованной продукции на начало планового периода;

– то же на конец планового периода.

Все другие разделы плана разрабатываются в соответствии с производственной программой и направлены на обеспечение её выполнения.

3. План технического развития и организации производства. Этот план должен включать в себя следующие подразделы:

- освоение новых видов и повышение технического уровня выпускаемой продукции;

- внедрение прогрессивных технологий;

- повышение уровня механизации, автоматизации производства;

- совершенствование системы управления, планирования и организации труда и производства на предприятии.

В этом же разделе должны быть приведены расчеты ожидаемого эффекта от инновационной деятельности в управленческой и производственной сферах.

4. План капитального строительства. В этом разделе плана определяются объемы вводимых в плановом периоде в действие основных фондов, производственных мощностей и других объектов капитального строительства, а также уровень инвестиционного обеспечения и источники инвестиций.

5. План закупок (материально-техническое снабжение). В этом разделе определяются потребность в основных материальных ресурсах и источники их получения, а также повышение эффективности их использования и хранения.

6. План по труду и кадрам. В этом разделе содержится анализ динамики производительности труда и ее прогноз, на этом основании определяется потребность в трудовых ресурсах, намечаются источники набора дополнительных трудовых ресурсов и методы повышения квалификации кадров, рассчитывается фонд оплаты труда.

7. План по себестоимости, прибыли и рентабельности производства и предприятия. Содержит динамику издержек производства, определяет резервы снижения себестоимости продукции, влияние изменения уровня себестоимости на прибыль и рентабельность. В этом же разделе приводятся расчеты ожидаемой прибыли и рентабельности производства и их динамика по годам рассматриваемой перспективы.

8. Финансовый план (бюджет). Этот раздел включает баланс доходов и расходов предприятия, кредитные взаимоотношения, обязательства перед федеральным и местным бюджетом.

9. Охрана окружающей среды. Этот раздел предусматривает мероприятия, имеющие экологическую направленность.

 

Следующий уровень конкретизации плана – этапкраткосрочного планирования – расчет годового плана предприятия.

Годовой план экономического и социального развития является уточненной в количественных и качественных показателях годовой программой производственно-хозяйственной деятельности предприятия, содержит все необходимые технико-экономические расчеты, охватывает все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия и разрабатывается по тем же разделам, что и перспективный план с разбивкой по кварталам.

Оперативно-производственное планирование является завершающим этапом планирования на производственном предприятии. Оно конкретизирует и детализирует производственную программу, обеспечивает своевременное доведение до подразделений плановых заданий, а также выполняет координирующую функцию, обеспечивая слаженную работу всех подразделений предприятия. Главной целью оперативно-производственного планирования является обеспечение равномерного бесперебойного производства продукции в заданных количествах и в установленные сроки при соответствии выпускаемых изделий стандартам качества продукции и при оптимальном использовании производственных мощностей.

В качестве основных функций оперативно-производственного планирования можно выделить следующие:

- разработка календарно-плановых нормативов производства (длительность производственного цикла, величина заделов, размер партий и т. п.);

- объемные расчеты загрузки оборудования и площадей;

- составление оперативных программ основных производственных и заготовительных цехов;

- оперативный управленческий учет и контроль выполнения оперативных программ;

- оперативное регулирование хода производства, своевременное выявление отклонений от плана, разработка и реализация мер по их устранению.

 

Часто в рамках системы планирования отдельно выделяют стратегическое планирование, непосредственным предметом которого является разработка и анализ стратегии предприятия. Стратегия предприятия определяет, какие товары и услуги будет производить предприятие, взаимоотношения предприятия с поставщиками, потребителями и конкурентами, а также внутрифирменные нормативы, регламентирующие систему управления предприятием в прогнозируемой перспективе.

Основой любого стратегического плана является базовая стратегия предприятия, определяемая в соответствии с фазой цикла развития предприятия. В соответствии с фазами цикла развития предприятия могут быть выбраны следующие стратегии:

- Стратегия роста – основная стратегия предприятия, выражающая стремление к увеличению объемов производства, прибыли, капитала, т.е. стратегия развития. Эта стратегия также может быть определена как стратегия наступления.

- Стратегия стабилизации – стратегия деятельности предприятия в условиях нестабильного объема продаж и доходов. Эта стратегия направлена на достижение стабилизации на возможно ранней стадии колебаний объемов продаж и доходов с последующим переходом к стратегии роста. Стратегия стабилизации носит наступательно-оборонительный характер;

- Стратегия выживания применяется в условиях глубокого кризиса экономической деятельности предприятия и носит чисто оборонительный характер.

Для каждой базовой стратегии существует ряд стратегических альтернатив, позволяющих добиться поставленных целей, используя различные подходы.

Количественные показатели, определяемые на этапе стратегического планирования, представляют собой своего рода ориентир для их дальнейшей детализации и уточнения уже в процессе краткосрочного планирования.

14.2 Бизнес-план его сущность и назначение

Бизнес-план (или технико-экономическое обоснование будущего бизнеса с учетом рыночных факторов) разрабатывается, как правило, начинающим предпринимателем с целью определения ориенти­ров, в соответствии с которыми предприниматель будет действо­вать на этапе становления предприятия; жизнеспособности буду­щего предприятия в условиях конкуренции; оценки своих сил и надежд.

Действующее предприятие создает бизнес-план для опреде­ления возможностей получения финансовой помощи (кредитов, займов и других инвестиций) под конкретные проекты, связан­ные с развитием производства. При этом главная задача — убе­дить инвестора (расчетами, грамотными ответами) в эффектив­ности проекта.

Разработкой бизнес-плана могут заниматься специалисты, но участие руководителя фирмы или предпринимателя в разработ­ке плана необходимо, так как, включаясь в разработку бизнес-плана, предприниматель моделирует свою будущую деятель­ность, проверяя на крепость и сам замысел и себя—хватит ли сил довести дело до успеха и двинуться дальше, учитывая и про­рабатывая все “мелочи”.

Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят: от размеров создаваемого предприятия; от сферы деятельности, к которой оно относится (производство, сфера услуг, торговля и т. п.; например, производство компьютера — сложный бизнес-план, розничная торговля видеокассетами — более простой); от размеров предполагаемого рынка сбыта; от наличия конкурен­тов; от перспектив роста создаваемого предприятия.

Время, которое занимает составление бизнес-плана, зависит от опыта и подготовки предпринимателя. По оценкам зарубеж­ных специалистов, на это уходит не менее 250 ч при наличии не­обходимой информации.

14.3 Характеристика основных разделов бизнес-плана

Бизнес-план готовится в виде отдель­ного документа, рассчитанного на внешнего пользователя, поэто­му на титульном листе дается полное название предприятия, ад­реса учредителей, суть (название) предлагаемого проекта, стои­мость проекта. Если в проекте содержится секретная информа­ция, то надо указать, что содержащиеся в документе данные не подлежат разглашению.

Состав бизнес-плана:

1. Титульный лист

2. Вводная часть

3. Анализ положения дел в отрасли (сфере бизнеса)

4. Сущность предполагаемого проекта

5. Производственный план

6. План маркетинга

7. Организационный план

8. Оценка и страхование риска

9. Финансовый план

10. Приложения

Вводная часть — резюме — содержит основные положения предлагаемого проекта в сжатой форме (разрабатывается эта часть в конце, после разработки всех других разделов бизнес-плана, но приводится в начале документа с тем, чтобы читаю­щий данный бизнес-план сразу определил его суть и необходи­мость дальнейшего ознакомления с ним).

Анализ положения дел в отрасли (сфере выбранного бизне­са). Необходимо раскрыть следующие вопросы:

1. Какова была динамика объемов продаж в отрасли (сфере выбранного биз­неса) за последние годы (не менее трех лет)? 2. Какие темпы прироста в отрасли за последние три года? 3. Сколько новых фирм возникло в отрасли за последние три года? 4. Какие новые виды продукции появились в отрасли за последние го­ды? 5. Кто потенциальные конкуренты? 6. Как идут дела у конкурентов: растут ли их доходы, объемы продаж или они снижаются, не изменяются? 7. В чем сила и слабость конкурентов? 8. Кто потенциальные потребители вашей продукции (услуг)? 9. Отличается ли возможный круг потребителей вашей продукции от потребителей ваших конкурентов?

При рассмотрении существа предлагаемогопроекта необхо­димо описание продукта (услуги) и условий его (их) производст­ва. Для этого следует дать ответы на следующие вопросы:

1. Какие потребности призван удовлетворять ваш продукт (услуга)? На ка­кой стадии находится его разработка?

2. Что в нем особенного, почему потребители отдадут ему предпочтение по сравнению с аналогичной продукцией?

3. Какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенно­сти вашего продукта или технологии?

4. Какой торговый знак (марку) имеет ваша продукция? Когда и кем он зарегистрирован?

5. Если это принципиально новое изделие, то очень важно наглядное его изображение: образец, фото, рисунок.

6. Продуман ли вопрос с паковкой вашей продукции?

7. Как планируется организация послепродажного обслуживания техниче­ской продукции?

8. Где будет располагаться предприятие?

9. Нуждается ли помещение в ремонте и во что он обойдется?

10. Это помещение — ваша собственность или вы его собираетесь арендо­вать?

11. Какое оборудование понадобится? Как вы будете его приобретать: в соб­ственность, в аренду, напрокат?

12. Есть ли у вас опыт предпринимательской деятельности? Руководящей ра­боты?

13. Почему вы решили стать предпринимателем?

14. На чем основана ваша вера в успех?

Производственный план составляется в условиях про­изводства продукции, торговый—торговли. При создании последнего необходимо определить:

1. У кого предполагается закупать свой товар?

2. Где он будет храниться и какова система управления запасами на складе?

3. Есть ли подходящее помещение для магазина и склада?

4. Как будет транспортироваться товар, осуществляться его охрана?

5. Кому будет продаваться товар (ниша на рынке)?

Создание производственного плана - трудный и сложный процесс, так как в нем надо “убедить” себя и будущих партнеров в том, что вы реально будете производить нужное ко­личество товаров в нужные сроки и с требуемым качеством. Надо опре­делить:

1. Где будете изготавливать товар: на действующем или вновь создаваемом предприятии?

2. Какие для этого потребуются производственные мощности?

3. Где и у кого будете закупать сырье, материалы, комплектующие и на ка­ких условиях? Какова репутация поставщиков и есть ли уже у вас опыт работы с ними?

4. Предполагается ли производственная кооперация и с кем?

1. Какое производственное оборудование потребуется и где намечается его приобрести? Какие при этом могут возникнуть проблемы?

Возможный объем производимой продукции (В) можно рас­считать следующим образом:

а) для машинного способа производства:

(натуральные единицы), где

М — количество единиц оборудования;

Т — время работы оборудования, ч;

— производительность единицы оборудования в час;

б) для ручного или машинно-ручного производства, %

, где

численность рабочих, чел.;

рабочее время одного рабочего, ч;

трудоемкость изготовления единицы продукции, чел.-ч.

План маркетинга определяет систему мероприятий по изуче­нию рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью завоевания рынка и расширения сбыта производимых товаров (услуг). В разрабатываемом проекте необходимо дать оценку рынка сбыта проектируемых товаров, схему их распространения, опре­делиться с необходимостью использования рекламы. Для техни­чески сложных изделий потребуется организация послепродаж­ного обслуживания. Здесь же определяется механизм ценообра­зования с точки зрения сбыта товаров, необходимость формиро­вания общественного мнения о вашей фирме и товарах, а также разработки и регистрации товарного знака фирмы.

Для оценки рынка сбыта необходимо определить, какая нуж­на информация и где ее получить, обеспечить поиск информа­ции; проанализировать полученные данные и на их основе при­нять правильное решение о выбранном бизнесе.

Основная информация для оценки рынка должна выявить воз­можных конкурентов на планируемом рынке сбыта, позволить определить, как обстоят у них дела с объемами продаж, с вне­дрением новых моделей, с техническим сервисом; много ли средств они уделяют рекламе; что представляет собой их продук­ция (по уровню качества, основным потребительским характери­стикам, дизайну); каков уровень цен и ценовая политика (рост цен, их снижение).

Организационный план включает решение следующих вопро­сов: 1. С кем собираетесь организовать свое дело: а) какие спе­циалисты вам нужны: какого профиля, образования, с каким опытом, с какой зарплатой? б) как собираетесь их получить: на постоянную работу, в качестве совместителей; сами будете наби­рать или через бюро по трудоустройству, работников бывшей ор­ганизации? 2. Какова организационная схема управления пред­приятием: а) кто и чем будет заниматься? б) как будут взаимо­действовать друг с другом все службы? в) как будет координи­роваться и контролироваться их деятельность? 3. Какая будет использована система оплаты и стимулирования труда руково­дящего персонала?

Оценка риска и страхования. В этом разделе необходимо пре­дусмотреть все типы риска, с которыми можно столкнуться (тех­нические, экономические и т. п.), источники и моменты их воз­никновения; возможности предотвращения рисков и расчет по­терь, которые они могут вызвать. Так как ассортимент рисков весьма широк: от пожаров и землетрясений, забастовок и меж­национальных конфликтов до изменений в налоговом законода­тельстве и колебаний валютных курсов, а вероятность их возник­новения и сумма возможных убытков также различны, то дела­ется лишь ориентировочная оценка потерь с целью определения, по каким видам риска и на какую сумму следует застраховать свое дело. Здесь же предусматриваются возможные организаци­онные меры профилактики рисков (на случай сбоя): замена од­ного вида транспортных средств другим, одного поставщика другим и т. д.

Финансовый план обобщает материалы предыдущих разде­лов и представляет их в стоимостном выражении. При этом ре­шаются следующие вопросы: сколько нужно средств для реали­зации идеи, откуда намечается их получить и в какой форме (де­нежной, натуральной), когда можно ожидать полного возврата вложенных средств и получения дохода?

Для ответа на эти вопросы готовится несколько документов:

1. Составляется план доходов и расходов. Исходной инфор­мацией для составления этого раздела является объем продаж, цены и затраты. Доходы (D) определяются как сумма производственного объема продаж по каждому изделию ( ) на цену это­го изделия ( ), т. е.

где i - вид изделия, n - количество изделий.

Расходы определяются по смете затрат (см. главу 5 пособия). Разница между доходами и расходами определит возможную прибыль предприятия.

2. Определяется точка самоокупаемости — минимальный объем продаж, при котором доходы равны расходам, т. е. пред­приятие не получает прибыли и не несет убытков.

Если предприятие производит несколько видов товаров, то точку самоокупаемости надо определять по каждому виду то­вара.

В условиях многовариантности цен и затрат лучше пользо­ваться графическим изображением, которое принято называть “графиком безубыточности”.

3. План денежных поступлений и платежей определяет дви­жение денег в кассе или на расчетном счете предприятия. Необ­ходимость разработки этого раздела финансового плана объяс­няется тем, что вполне рентабельное предприятие может потер­петь банкротство, если в нужный момент у него не хватит денег. Наличие прибыли на этот момент не означает успеха, если нет денежных средств, необходимых для обязательных платежей.

План денежных поступлений и выплат строится на основе плана доходов и расходов с учетом ожидаемого лага (разрыва во времени между поступлением доходов и временем выплаты рас­ходов). При составлении плана принимается в расчет, какая доля объема продаж будет поступать ежемесячно (например, 40%, 60% и т. п.), определяется своевременно сумма заемных средств или, наоборот, сумма, которая может быть положена на срочный депозит (вклад) под проценты. План денежных поступлений основывается на предположениях и требует постоянного контроля и корректировки, чтобы в нужный момент не оказаться без средств. Поэтому лучше предусматривать различные сцена­рии этого плана, чтобы учесть наихудшие ситуации.

4. План по источникам и использованию средств определяет, из чего складываются доходы и на что они расходуются.

Вводная часть — резюме является обобщающим разделом, в котором просто и лаконично с минимальным применением специ­альных терминов излагаются основные пункты идеи (проекта), начиная с краткой характеристики продукта (работы, услуги) и обоснования, почему он будет пользоваться успехом на рынке, и заканчивая финансовыми результатами проекта: объемы про­даж продукции, выручка от продаж, затраты на производство, прибыль, уровень рентабельности продукции, срок окупаемости капитальных вложений. Раздел помещается в начале бизнес-плана.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.