Здавалка
Главная | Обратная связь

Разновидности гнева



Экман: Я думаю, что гнев имеет много разновидностей. Мы ис­пользуем слово «досада» для обозначения очень слабого, а слово «ярость» — для обозначения очень сильного гнева. Здесь мы имеем дело с вариациями гнева по силе или интенсивности. «Негодо­вание» — это гнев человека, уверенного в своей правоте. «Я прав. Я имею право не одобрять то, что вы сделали». «Угрюмость» — это пассивный гнев. «Я готов простить вас за то беспокойство, которое вы мне причинили, но разговаривать с вами я не буду». «Раздражение» — «мое терпение на исходе». «Кипение» — едва сдерживаемый сильный гнев. Интересная особенность слова «без­умный» состоит в том, что оно обозначает и психическое нездоро­вье, и сильный, неконтролируемый гнев, при котором мы переста­ем что-либо чувствовать. Он заметно отличается от негодования или угрюмости.

Вы используете выражение «затаенная злоба»?

Далай-лама: Простите? А что это такое?

Экман: Это еще одна разновидность гнева. Она подобна ожесто­чению. Это гнев, который имеет свою историю, и благодаря такой истории приобретает мучительный характер. Это, образно говоря, прокисший гнев. Разгневанный человек, испытывающий затаенную злобу, не получает от этого удовольствия. Но есть люди, кото­рые любят испытывать гнев. Он доставляет им наслаждение.

Далай-лама: Гм-м.

Экман: Для некоторых людей проявление гнева является пре­людией к близости. «У нас вышла ужасная ссора, мы чуть не под­рались. Но я люблю тебя!»

Далай-лама: Да.

Экман: Удивительно. Но некоторые люди после ссоры говорят друг другу: «Я не могу с тобой разговаривать! Я не могу находить­ся рядом с тобой». В этом отношении люди могут сильно разли­чаться между собой.

«Мстительность» — это еще один тип гнева, который обычно предполагает какое-то размышление о полученном оскорблении. Он отличается от других типов гнева тем, что не проявляется не­медленно.

Далай-лама (через переводчика): Возможен ли мстительный гнев, который проявляется немедленно, не требуя размышле­ния? Разумеется, возможны обстоятельства, в которых вы буде­те размышлять о том, как с вами поступили, и затем в результате размышления ваша мстительность усилится и вы захотите причи­нить вред другому человеку. Но возможен ли мгновенный мсти­тельный гнев? В некоторых областях Тибета существовала куль­тура, в которой мщению придавалось очень большое значение (как в сицилийской культуре в Италии), так что если член семьи не мог совершить убийство из мести, то такая семья теряла уважение. В та­ких случаях мстительный гнев проявляется намного быстрее.

Экман: Я не уверен, что это правильное применение понятия ме­сти. Чтобы отомстить надлежащим образом, вы должны заплани­ровать уровень наказания. Однако всегда имеются исключения.

Далай-лама (через переводчика): Частично проблема здесь сно­ва заключается в использовании термина «гнев» и его соответ­ствии тибетскому аналогу. По-тибетски этот термин обознача­ется как shay dang. Этимология этого слова передает больше, чем просто раздраженное состояние психики, здесь присутству­ет также желание причинения вреда, намерение причинения вре­да, которое, по-видимому, не предполагает английское слово anger (гнев).

Экман: Не существует неопровержимых научных доказательств того, что желание причинения вреда является внутренне прису­щим гневу.

Далай-лама (через переводчика): В буддистской психологии присутствует понимание наличия корреляции между двумя силь­ными эмоциями — привязанностью, с одной стороны, и тем, что переводится как гнев или антипатия, — с другой. Они восприни­маются как выражения двух разных способов связи с конкретным предметом или человеком. Привязанность — это главным образом выражение притяжения к предмету или индивиду. Это способ со­единения, в то время как антипатия или гнев — это совершенно противоположный тип взаимоотношений.

В привязанности присутствует даже ощущение определенного слияния с объектом, своего рода объединение с ним. Здесь при­сутствует притяжение, в то время как антипатия подразумевает отталкивание этого объекта. То, что происходит в случае гнева, мотивируемого состраданием, в действительности не является от­талкиванием, потому что ваша связь с объектом по-прежнему со­храняется. Вы не ощущаете отторжения этого объекта благодаря испытываемому вами состраданию. Однако то, как вы помогаете этому объекту, определяется более раздраженным, более возму­щенным состоянием вашей психики.

Экман (вздыхает): Здесь действует очень много различных фак­торов.

Далай-лама (через переводчика): В буддистской литературе со­держится немало рассуждений о вероятности того, действительно ли такие переживания могут конструктивно использоваться в ду­ховном контексте. Но во многих текстах признается, что эта ан­типатия, этот гнев всегда подразумевает намерение причинения вреда.

Экман: Давайте обсудим вопрос о «вреде». Мой коллега Джозеф Кампос, профессор психологии Калифорнийского университета в Беркли, занимается изучением эмоций у младенцев из разных культур. Для исследования эмоций ему нужно было найти что-то такое, что вызывало бы гнев в каждой культуре. Он делал следу­ющее: перед ребенком, который едва научился ползать, помещал­ся очень соблазнительно выглядящий предмет — игрушка. Когда ребенок начинал ползти к игрушке, Кампос удерживал его руками, создавая таким образом препятствие и не позволяя достичь желаемой цели. Эти действия вызывали гнев у всех младенцев представлявших все обследовавшиеся культуры. Такой результат позволяет утверждать, что основной целью гнева является устранение препятствия к достижению цели. Если это верно, то это еще не означает, что единственный или самый лучший способ реагирования заключается в причинении вреда тому, кто создает препятствие, — поскольку это может только укрепить намерение к его сохранению.

Далай-лама (через переводчика): Но даже в случае младенца испытывающего гнев, присутствует желание, не обязательно от­четливо выраженное, удалить препятствие и создающего его чело­века, а также определенная враждебность в отношении этого пре­пятствия.

Экман: Возможно.

Далай-лама: Возможно, намерение причинить вред — это сле­дующий этап! Например, если препятствие не удаляется, то тог­да гнев мог бы...

Экман: У младенца, разочарованного результатами таких уси­лий, гнев не приводит к целенаправленным действиям, его энер­гия растрачивается на бессистемные движения.

Далай-лама: Это потому, что младенцы не способны наносить нацеленные удары. (Смеется.)

Экман: Если препятствие находится близко к ребенку, то в ре­зультате случайных движений руками и ногами он может нанести удар удерживающему его взрослому человеку.

Далай-лама (через переводчика): Потому что даже взрослые люди иногда бывают очень сильно разгневаны, — а когда вы не можете остановить мешающего вам человека, то вы наносите ему удар.

Экман: Да?

Далай-лама (смеется.) Это позволяет утверждать, что желание нанести удар, намерение причинить вред заключено в самой при­роде гнева.

Экман: Я вижу, что здесь имеется две возможности, Во-первых» большинство младенцев усваивают, что, когда они делают бессистемные движения руками и ногами, они могут нанести удар чело­веку, создающему для них препятствие, в результате чего это пре­пятствие довольно часто устраняется. Это означает, что, когда вы находитесь в состоянии гнева, вы усваиваете ценность причине­ния вреда другому человеку, создающему препятствие на вашем пути к цели. Во-вторых, намерение причинения вреда присуще самой природе гнева. Когда я спросил об этом Джо Кампоса, то он ответил, что возможно и то и другое. Практически здесь нет ни­какой разницы, так как вполне вероятно, что большинство людей на основании своего опыта усвоили, что причинение вреда друго­му человеку может оказаться полезным в краткосрочной перспек­тиве. Если это так, то тогда это поведение должно быть врожден­ным.

Далай-лама (через переводчика): Даже в случае устранения препятствия посредством причинения ему вреда сам вред оказы­вается неотъемлемой составляющей гнева как такового; базовая эмоция более нацелена на устранение препятствия. Как только цель достигается, намерение причинения вреда исчезает.

Особенность человеческих существ заключается в том, что мы имеем очень долгую память. Мы помним, что какой-то человек создал препятствие на нашем пути, и, даже несмотря на то что этот человек может уже находиться за тысячи миль от нас, мы по-прежнему думаем о том, как не допустить его возращения. (Смеется.)

Экман: Это очень опасный вопрос, потому что он означает, что желание удалить препятствие может быть подчинено желанию причинить вред человеку, который это препятствие создал. «Поче­му вы это сделали? Почему вы хотите причинить мне вред? Почему вы препятствуете мне?» Теперь фокус направлен не на устранение препятствия, но на восприятие мотивации человека и на желание наказать его за причиненное беспокойство. Это очень опасно.

Далай-лама: Тогда это становится злом. И даже животные в опре­деленной степени обладают способностью помнить то, что было для них сделано. Много лет назад у меня была маленькая собач­ка. Однажды собачка заболела, и к ней пришел мой врач, чтобы сделать ей укол, который оказался довольно болезненным. После этого всякий раз, когда врач приходил ко мне домой, собачка начинала на него лаять. (Смеется.) Она стала относиться к нему враждебно.

Экман: Мы называем это научением с первого раза. И в этом случае произошло именно такое научение. Она все поняла после получения первого опыта. Отучить ее от этого было бы трудно, очень трудно.

Когда мы возмущаемся тем, что сделал другой человек, то да­же когда он находится, как вы сказали, за тысячи миль от нас, мы все равно думаем о том, как бы отплатить ему. Пример с вашей со­бачкой слишком прост. Предположим, что какая-то другая соба­ка проникла в чей-то дом, схватила кусок мяса, предназначенный хозяйской собаке, и убежала. Будет ли хозяйская собака, остав­шаяся без обеда, помнить об этом событии и думать о том, как бы ей отомстить? Я не знаю ответа. Возможно, собака повела бы себя также плохо, как ведут себя люди.

Доржи: Это зависит от размера и породы собаки. Если хозяй­ская собака, оставшаяся без еды, крупнее чужой собаки, то, воз­можно, она погонится за ней. Разные собаки имеют разный тем­перамент.

Экман: Верно, темперамент породистых собак отличается от темперамента дворняг.

Далай-лама (через переводчика): Когда хозяйская собака уви­дит эту чужую собаку еще раз, то, возможно, она ощутит беспо­койство или гнев. Определяющим фактором для человеческих су­ществ является способность к сложным размышлениям, наличие мощного интеллекта.

Экман: Это очень интересный момент, потому что мы рассма­триваем прочную память только как положительное качество. Вы же указываете на негативные последствия, которые могут возник­нуть при наличии прочной памяти.

Далай-лама (через переводчика): Мое собственное мнение за­ключается в том, что в случае эмоции, подобной гневу, главная роль эмоции заключается в устранении препятствия. Она может проявляться в разных формах. Но основная роль или назначение заключается в удалении препятствия.

Экман: По этому вопросу у нас с вами полное согласие.

Актор и действие

Далай-лама (через переводчика): Применение осознанности (па­мятования) к гневу заключается в припоминании того, что вы узнали о деструктивной природе гнева и деструктивной природе определенного поведения. С точки зрения буддистской этики вы осуществляете физические действия, психические действия и вер­бальные действия.

Памятование применимо ко всем трем. Отличительная особен­ность физических и вербальных действий заключается в том, что для них промежуток времени между состоянием психики и прояв­лением действия обычно оказывается длиннее, чем в случае психи­ческих процессов. Если вы хорошо овладели навыком памятова­ния, то использование знания о деструктивности гнева и осущест­вление мониторинга осведомленности может оказаться достаточ­ным для того, чтобы удержать вас от способных причинить вред посредством физических и вербальных действий, потому что про­межуток времени оказывается более длительным. Благодаря па­мятованию этих деструктивных процессов вы постоянно наблю­даете за состоянием своей психики, чтобы обнаруживать ранние сигналы возникновения гнева. Но насколько успешно вы сможете предотвратить возникновение гнева на самом деле, это уже дру­гой вопрос. Потому что это может зависеть от вашего собственного уровня практической подготовки, от развития вашего разума и от других факторов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.