Здавалка
Главная | Обратная связь

И. Робертсон Неудачи социализации пожилых людей



Процесс социализации в простых и сложных об­ществах протекает неодинаково. Примером вто­рого является современное американское обще­ство. Оказывается, оно не способно эффектив­но подготовить людей к смене жизненных циклов. Рядовые американцы не готовы решать проблемы, с которыми они сталкиваются в юно­сти. Средства массовой информации буквально навязывают своей аудитории ценности сексуаль­ного удовлетворения и денежного успеха. Но юноши, несмотря на физическую готовность до­биваться того и другого, попросту не имеют к ним доступа.

К сожалению, и взрослые сталкиваются с не меньшими трудностями, особенно в возрасте от 40 до 50 лет. Американок учат выглядеть, как в молодости, и быть добродетельными матеря­ми. Но когда молодость уходит, а выросшие дети покидают семейное гнездышко, женщины чувст­вуют себя опустошенными, никому не нужными. Американцев социализируют с ориентацией на ценности профессионального и денежного успе­ха, но мужчина, не достигший подобных целей чуть после сорока, ощущает полную обречен­ность: кредо неудачника разрушает психологи­ческий комфорт и Я-концепцию. Но наибольший


провал социализации ждет американцев, пожа­луй, в конце жизненного пути. Их не готовят к восприятию старости и смерти. Доиндустриаль-ное общество ориентировано, скорее в сторону старости, нежели юности. Пожилых уважали за их мудрость, а в семье для них было приготов­лено самое почетное место. В современном об­ществе их знания кажутся архаичными, автори­тет — низложенным, а сами они — ненужными своим детям. Самое лучшее, что они могут сде­лать, это не быть обузой. Не столько общество отвергло пожилых, сколько исчезли соци­альные роли, некогда выполнявшиеся ими. Они страдают даже не от естественного процесса старения, а от изоляции, отчуждения и непони­мания.

Понятия «социализация к смерти» вообще не существует в США. В доиндустриальном обще­стве смерть встречали в кругу семьи, и молодые видели, что это такое. Однако сегодня смерть — объект табу. Мы стараемся не говорить о ней вовсе или употреблять эвфемизмы типа «жизнь прошла». Мы изгоняем смерть из повседневно­сти — стариков отсылаем в дома престарелых и больницы. Вопреки сложившейся практике со­циологи свидетельствуют: смерть переживает­ся гораздо лучше, если она открыта обсужде­нию, если людей готовят к ней заранее.

Robertson. I. Sociology. N.Y.,1977.

В молодом возрасте жизненные планы принимают форму неопределен­ной мечты, смутных желаний, в зрелом — четко выстроенной должностной карьеры, а в пожилом возрасте они исчезают.

Благодаря жизненным планам социализация из стихийного и неуправ­ляемого процесса превращается в целенаправленную стратегию поведения. Зрелый индивид сверяет с поставленной целью то,\его он реально достиг, и вносит необходимые поправки. Но пожилой человек подобного уже сде­лать не может — впереди у него нет необходимого запаса времени и сил. Жизненные планы ориентируют человека особым образом: они вносят мо­тивацию достижения. Но у пожилых нет ни того, ни другого. Поэтому у них преобладают пассивные формы деятельности и стихийное приспособление к новым социальным ролям.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.