Здавалка
Главная | Обратная связь

СМЕНА МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ



Ученые говорят о смене моделей социализации в современном россий­ском обществе. Вместо коллективистской модели, которая характеризова­ла процесс социализации всех предшествующих поколений, у нынешнего преобладает индивидуалистическая.

По мнению большинства педагогов, за последние годы старшеклассники изменились: их поведение стало более независимым, усилились практицизм и индивидуализм. По сравнению с прошлыми поколениями возросли ценность хорошего образования и стремление продолжать учебу после школы.

Экономическая действительность заставляет нынешних подростков взрослеть быстрее. Еще недавно необходимостью работать пугали тех, кто плохо учился. Сегодня подростки взрослеют раньше. Вузы уже свыклись с работающим студентом дневных отделений. Возможно, то же самое придет­ся сделать и средней школе. В 1997 г. правительством РФ принято решение о снижении возраста паспортизации с 16 лет до 14. Это ответ на стихийное развитие подросткового рынка труда. Теперь на работу можно устраиваться раньше.

«Стать Ротшильдом», обеспечить себе абсолютную независимость от об­щества — всепоглощающая мечта некоторых «русских мальчиков» в пере­ломные периоды жизни нашей стра­ны, когда на неокрепший организм ложится груз сложных психологиче­ских и нравственных проблем. Давно замечено, что кризис общества часто ведет к кризису духа, стрессу, дезори­ентации личности, проявлениям аг­рессии и жестокости.

Старшая подростковая группа — молодежь от 14 до 17 лет — часть на­селения, сознание которого особо уяз­вимо в эпохи кризисов. Ее жизненный опыт недостаточен и представления о морально-этических ценностях неус­тойчивы. Проблема усугубляется пе­реходным возрастом, наличием «взрослых» потребностей и желаний при отсутствии достаточных матери­альных возможностей. Распростране­ние среди юношества девиантного поведения, особенно его тяжелых форм, служит симптомом неблагополу­чия в обществе. Россия — не исключение.

В правоохранительных органах отмечают следующие тенденции: выход на первое место в качестве мотива преступления корысти, жажды легкой на­живы, увеличение «случайных» преступлений, совершенных подростками в состоянии аффекта, под действием алкоголя или наркотиков. Все чаще ис­точником подростковой преступности становится не маргинальная среда, а нормальные семьи, в которых накопились взаимные претензии, раздра-

жение и неприязнь. Лавинообразный характер приобрел «исход» детей из семей. В стране насчитывается 2 млн беспризорников и 3 млн подростков, еще остающихся в семьях, но ведущих асоциальный образ жизни, не посе­щающих школу и не работающих. На рубеже 1993—1994 гг. в два с лишним раза увеличилось число подростков, больных алкоголизмом и наркомани­ей. Тревожит катастрофический рост курящих подростков, особенно дево­чек, увеличение почти в 4 раза числа тех, кто тратит карманные деньги на сигареты (с 5% в 1996-м до 19% в 1997 г.)17.

Смена модели социализации в 90-е гг. XX в.

В 90-е гг. социализация российской молодежи проходит совсем в иных условиях, нежели в 60—80-е гг. Физическую акселерацию (ускоренное раз­витие) подростков дополняет сегодня акселерация социальная, юридиче­ская и экономическая. Однако никакой политической и нравственной ак­селерации у них не происходит. Возникает противоречие вначале в обще­ственной позиции подростка, а затем в формах поведения. Он тянется к предпринимательству и бизнесу, но как разумно распорядиться деньгами не знает. Он старается казаться взрослее, но психологически не способен это сделать. Многие подростки стремятся заработать быстрые деньги, не брез­гуя незаконными путями. Они стремятся к полнокровным проявлениям жизни и разнообразному досугу, единственным способом достичь которых нередко становится наркотик.

17 Новый курс России: предпосылки и ориентиры. М., 1996. С. 90; Ковалева Т.В., Степанова O.K. «Подростки смутного времени» (К проблеме социализации старшеклассников) // Социс. 1998. № 8. С. 57-58; Иванов В.Н. Россия: обретение будущего. М., 1997. С. 103.

Социологические исследования подтверждают вывод о качественном скачке материальных притязаний молодежи. С одной стороны, выросли стан­дарты потребления по образцу западных стран, с другой — материальное положение многих семей значительно ухудшилось по сравнению с пред­шествующим, советским, периодом. Заботы по содержанию школьника го­сударство переложило со своих плеч на родителей. Сегодня даже скромное, на уровне прожиточного минимума (весной 1997 г. он составлял примерно 0,8 млн руб.) содержание подростка старшего возраста обходится в месяц около 1 млн руб. Подростки из малообеспеченных семей зачастую вынуж­дены оставлять учебу после 9 классов. Они идут работать, а учебу продол­жают те, кому позволяют материальные условия. Оплата репетиторов и за­нятий на подготовительных курсах далеко не всем по карману.

С одной стороны, молодежь приучается к инициативности, изживает иждивенчество, обретает жизненный опыт, с другой — нельзя закрывать глаза на слабую совместимость регулярных приработок с интенсивной учебой в выпускных классах. Очень немногие родители и родственники, тем более

сами подростки, в состоянии нако­пить деньги для улучшения жизнен­ных шансов и обеспечения карьеры своим детям. Отсюда существенный рост тех, кто берет инициативу в поис­ке дополнительных денег на себя. Подрабатывать наряду с учебой прихо­дится сегодня примерно 20% школьников18.

Переход на индивидуалистическую модель социализации грозит обер­нуться десоциализацией. Молодежи приходится вырабатывать взгляды на жизнь в обстановке моральной вседозволенности так называемого «периода первоначального накопления капитала». Хотя всем понятно, что приобще­ние к высоким нравственным ценностям — один из показателей успешной социализации.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.