Здавалка
Главная | Обратная связь

КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ



От понятия «кризис социализации», или «кризисная точка социализа­ции», надо отличать другое, близкое ему по значению, но полностью не тож­дественное понятие «критический период для социализации». Оно появилось в этологии и затем перешло в возрастную психологию. Иногда в литературе два понятия — критические периоды и кризисы развития, через смену кото­рых происходит возрастное развитие психики, подчеркивающие его нерав­номерность, — отождествляются19.

18 Ковалева Т.В., Степанова O.K. «Подростки смутного времени» (К проблеме социализации стар­
шеклассников) // Социс. 1998. № 8. С. 57-64.

19 См.: Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии.
1972. № 2; Сандомирский М.Е., Белогородский Л.С., Еникеев Д.А. Периодизация психического раз­
вития с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий // Современные про­
блемы физиологии и медицины. Уфа, 1997. С. 44—63.

Критические периоды социализации существуют и у животных. Как уже говорилось, термин пришел в социопсихологическую сферу из этологии — науки о поведении животных. Специалисты доказали, что знание ранних периодов развития собак помогает понять мотивы собачьей агрессии. Щен­кам крайне необходимо пройти период социализации в возрасте от 3 недель, когда они уже могут видеть и слышать, до 14 недель. Как оказалось, лучше всего приобретать шенка в возрасте от 7 до 9 недель, чтобы он прошел соци­ализацию в новом доме. Период от 9 до 10 недель — критический, в это вре­мя нельзя требовать от щенка жесткой дисциплины, с ним надо обращаться мягко как взрослым, так и детям. В возрасте 14 недель начинается ювениль-ный период, который заканчивается, когда щенок достигает половой зрело­сти, обычно к 14—15 мес. Если щенок не пройдет социализацию к 14 мес, он, возможно, никогда не сможет нормально общаться с людьми и други­ми собаками. Щенки, выросшие в питомниках, где они получают минимум внимания со стороны человека, часто остаются робкими с людьми, если, конечно, не будут проданы в возрасте до 14 недель20.

Если кризис обозначает максимальное ухудшение положения дел, то критический период означает максимально располагающее для наступле­ния какого-либо события или изменения время, не важно, в лучшую или худшую сторону происходят подобные изменения. В эти периоды организм

человека или животного оказывается наиболее восприимчивым к вредным или благоприятным воздействиям внешней среды. Было установлено, к примеру, что дети — наиболее радио­чувствительная часть населения, осо­бенно в критические периоды роста и развития21. Независимо от плотности выпадения радиоактивных осадков, возрастом интенсивного накопления щитовидной железой радиоактивного йода является внутриутробный пери­од, так называемый «молочный пери­од детства» и период полового созре­вания. В эти критические фазы онто­генеза величина поглощения изотопа превосходит значения для взрослого человека в 1,5—3 раза22.

В теории научения, которая часто входит в учение о социализации, кри­ тические периоды называют сенси­тивными (чувствительными) для обу­чения. Считается, что если обучение не происходит в течение этого време­ни, то оно может никогда не произойти. Обучение не только важно для поддержания и полного развития врожденных механизмов, подчеркивают

20 Веб-страница http://www.zooclub.ru.

21 БалеваЛ.С. и др.// Рос. мед. журн. 1998. № 5. С. 6-10.

2 Касаткина Э.П. и др.// Рос. вестн. перинатолог. и педиатр. 1996. № 3. С. 10-14.

американские психологи. Если обучение необходимо сделать наиболее эф­фективным, оно должно быть приурочено к определенному отрезку време­ни. Так, младенцы способны воспринимать сложные зрительные стимулы при рождении, но они теряют эту способность при отсутствии зрительной стимуляции. В области критических периодов обучения было получено множество экспериментальных фактов:

Координируемое зрением поведение может быть нарушено при лишении живот­ного в раннем возрасте возможности видеть свои передние конечности (Р. Хелд); собаки, подвергшиеся в раннем возрасте различным депривациям, в старшем воз­расте отдают предпочтение более простым стимулам (М. Фоке); у приматов име­ется предпочтение зрительных нарисованных изображений увеличивающейся сложности с возрастом, но выращенные в изоляции особи того же возраста отда­ют предпочтение менее сложным зрительным стимулам (Г. Саккет).

Ученые пришли к важному выводу: обучение животного или человека происходит наиболее успешно тогда, когда оно к этому готово — не раньше, но и не позже. Даже средние способности можно превратить в выдающиеся, если угадать сенситивный период — время максимальной предрасположен­ности организма к данному виду деятельности или воздействию. Критиче­ские периоды — время наибольшей податливости (пластичности) для. вос­приятия нового. Вмешательство в развитие человека должно совершаться в самом раннем детстве, так как именно в этот период уровень пластично­сти наиболее высок.

Критический период для социализации определяется, по мнению Л.Ф. Обуховой23, появлением поведенческих механизмов, которые под­держивают контакт между животными. Это реакция цепляния у обезьян, реакция следован ия у стадн ых жи вотных, махание хвостом, и гривая борьба у щенков, улыбка у младенцев. Они сопровождаются ответными реакци­ями взрослых членов вида: поддерживание у матерей приматов, хождение с выводком у птиц, зов матери-овцы, забота и воспитание младенцев у человека. Развитие привязанности останавливается, когда возникает ре­акция страха, которая заставляет избегать контактов. Эту реакцию можно наблюдать у многих птиц и млекопитающих, даже у детей около 8 мес возрастает страх по отношению к незнакомцу. К. Лоренц заметил, что у выводковых птиц привязанность возникает раньше, чем они начинают есть.

Этологи установили, что наибольший след в жизни организма оставляет опыт ранних лет, и это было показано в экспериментах на многих позвоноч­ных и беспозвоночных животных. Подобные явления наблюдаются и у че­ловека. При изучении формирования социальной привязанности было уста­новлено, что пищевое подкрепление само по себе не является необходимым в процессе социализации. Известны опыты Харлоу с обезьянами, изолиро­ванными при рождении и вскормленными искусственными матерями. Де­теныши, воспитанные с искусственной матерью, во взрослом состоянии были плохими матерями, не обращали внимания на своих отпрысков и час­то били их, когда те кричали. Несмотря на такое отношение матерей, дете-

в Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учеб. М, 1996.

ныши ползли к ним. Значит, наказание не тормозит образования соци­альных связей.

Первоначально исследователи концентрировали внимание на критиче­ском периоде первичной социализации. Под социализацией понималась привязанность к членам своего сообщества, которая зависит, главным обра­зом, от общения с другими членами группы. Например, социализация у со­бак выражается в том, что примерно с 3 до 10 недель щенок восприимчив к социальным влияниям. Первичная социализация определяет, к какому имен­но существу прочно привяжется это животное. В опытах на обезьянах Хар-лоу установил, что между 3 и 6 мес жизни существует критический период, во время которого социальная депривация, особенно депривация от обще­ства равных себе, необратимо подавляет способность животного к социаль­ному регулированию поведения24.

По отношению кдетям было высказано мнение, что существуют два кри­тических периода социализации: один — в первый год жизни, когда у ребен­ка формируется связь с близкими ему людьми, когда он учится зависимо­сти. И другой — в 2—3 года, когда он приучается быть независимым в важ­ных отношениях. Процесс социализации у младенцев начинается с возраста около 6 недель, но достигает максимума в 4—5 мес, на что указывает появ­ление так называемой социальной улыбки25.

Психологические знания крайне важны для родителей, которые редко когда угадывают сенситивные периоды социализации своих чад. То музы­ке начинают обучать не вовремя, то к труду и дисциплине приучают слиш­ком поздно. Правильно поступают те мамы и бабушки, которые с самых первых месяцев жизни ребенка не только интенсивно разговаривают с ним, но дают нагрузку на зрительную и эмоциональную сферу. Оказывается, умственное, физическое и эмоциональное развитие детей происходит в самые ранние годы.

Дети, выросшие в детдоме, пропускают ряд важных критических для со­циализации периодов, когда детскому организму для полноценного разви­тия крайне необходимы эмоциональные контакты с матерью, ее ласка и за­бота. Работники детдома, какими бы внимательными они ни были, заменить мать не в состоянии. Недополучение социализирующих действий матери в раннем возрасте негативно сказывается на всем последующем развитии ре­бенка.

Это явление называется в психологии сенсорной депривацией (лишение ре­бенка или взрослого человека эмоциональных связей, их недостаточность), которое надо отличать от другого явления, обозначаемого термином «соци­альная изоляция»:лишение человека социальных связей, общения и взаимо­действия с другими людьми. Оба явления негативно сказываются на успеш­ности прохождения социализации и часто истолковываются специалистами как препятствие, или барьеры социализации.

Таким образом, если мы знаем потенциальные возможности и опасно­сти каждого периода развития, то можем использовать эти возможности и уменьшить влияние вредного опыта. Сегодня психологические знания ак­тивно пропагандируются на самых разных уровнях. В частности, в феврале

Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учеб. М., 1996. 25 Там же.

Сенсорная депривация — эмоциональная «дверь» для детдомовского ребенка

2001 г. проходил семинар «Критиче­ские периоды взросления маленького человека» Возраст, затрагивающийся на семинаре, — от 10 мес до 5 лет. На этом семинаре затрагивались важные психологические моменты, связанные с воспитанием ребенка: Как реагировать на упрямство и истерики? Что де­лать в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях? Как вести себя родите­лям, когда ребенок кусается, плюется, дерется?

ЮНОСТЬ

Как мы уже говорили, процесс социализации проходит фазы, которые называют еще стадиями жизненного цикла человека. Это детство, юность, зре­лостьи старость.

Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет. Их еще на­зывают тинейджерами. Вэтом возрасте происходят важные физиологиче­ские изменения (одно из них — наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические сдвиги: появляются вле­чение к противоположному полу, агрессивность, зачастую немотивирован­ная, проявляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и са-мостоятел ьности.

Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и со­держание социализации. Склонность к инноватике и творчеству, непри­знание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая авто­номия и независимость — с другой, порождают особое явление, которое называют молодежной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главны­ми негативными чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый период называют «трудным возрастом», «пере­ломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведен­ческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного ма­лым детям, юноши переходят к сдержанному непослушанию — скрытому неповиновению родителям. Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счет: у подростков и юношей выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается с позицией родителей, а частично — со взглядами сверстников.

' В этот период заканчивается формирование фундамента личности, до­страиваются ее верхние — мировоззренческие — этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Под­ростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, осо­бенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, т.е. всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофированная самостоятельность находит выраже­ние в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих тинейдже­ров «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.

Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обсто­ятельствами:

несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низким социальным статусом, который задан их возрастом;

несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остается ребенком, и новых потен­циальных возможностей тинейджеров, заданных их психофизиологи­ческим повзрослейием;

противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.

Психофизиологическое повзросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении тинейджеров. Социальные статусы родителей и юношей по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкос­новенность имущества, участвуют в общественной и производственной жиз­ни. Взрослые — собственники, распорядители, опекуны, производители, за­конодатели, потребители, защитники и т.д. А тинейджеры экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступа­ют участниками правоотношений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, за­конодателями. Они — лишь потребители. Хотя в правовом смысле они не могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане

тинейджеры созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и зак­лючается исходное противоречие.

В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправиитинейджеров — меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Обла­дая меньшими возможностями, тинейджеры сталкиваются с такими гло­бальными мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте уже решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их

совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употреб­ление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над лич­ностью. Многие тинэйджеры бросают школу, в результате чего нарушается естественный процесс социализации. Недополучение знаний сразу же ска­зывается на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработи­цы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых.

Социологи полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребле­ние алкоголем и лихачество — не что иное, как попытка играть роль взрос­лых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать шко­лу. Статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует дос­тижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников. Тинэйджеры ищут признания своей психологической взрослости за рамками школы и семьи — институтов, где их продолжа­ют считать детьми.

Современная молодежь, несмотря на достаточно короткий срок молодо­сти, разбивается на несколько поколений. Она уже не выступает, как преж­де, единым поколением, противостоящим старшему поколению. Внутри молодежи противоборствуют и сосуществуют несколько поколений, испо­ведующих разные идеалы, ценности, поклоняющиеся разным музыкальным кумирам. Стало быть, нормы поведения и ценности одного поколения не адекватны нормам и ценностям другого.

В свою очередь, ускоряющаяся смена молодежных поколений и возрас­тающее число поколений внутри молодежи стимулируют ускорение техни­ческого прогресса, стимулируют бизнесменов к выпуску все более разнооб­разной технологии, компьютеров, аудио- и видеокассет, плейеров и т.п.

Перед молодыми людьми в сложный период перехода из детства во взрос­лость возникает множество сложных проблем, которые они не способны решить, опираясь на свой детский опыт либо жизненный опыт взрослых. Им необходима группа сверстников, которые сталкиваются с теми же самы­ми проблемами, имеют такие же ценности и идеалы. Этот период неопре­деленности возникает потому, что человек покидает детство — период ми­нимальной ответственности, и вступает во взрослость — период максималь­ной ответственности. Для смягчения перехода от одной крайности к другой и нужна молодежная субкультура, аккумулировавшая в себе опыт решения жизненных проблем, накопленный многими поколениями молодых людей и отличающийся от опыта старших поколений.

Теоретически в своей семье ребенок получает необходимые ему соци­альную защиту и эмоциональную привязанность. Вырастая, он стремится выйти за рамки первичной общности, приобрести большую, чем была в се­мье, свободу действий, но без утраты зашиты и принадлежности.

ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ

В зрелом возрасте преодолевается ролевой конфликт (ролевое беспра­вие). Психофизиологическое повзросление совпадает с социальным и эко­номическим взрослением, притязания, амбиции и надежды юности полу­чают удовлетворение пропорционально затраченным усилиям и приобре­тенным знаниям. Зрелый возраст характеризует расцвет человеческой личности.

В начале взрослой жизни наблюдаются следующие ролевые изменения: окончание школы, вступление в трудовую жизнь, брак, родительство, вклю­чение в общественную и гражданскую деятельность. Эти изменения требу­ют десоциализации (обучение отказа от роли) и ресоциализацие (обучение новым нормам и ценностям), так же как и социализации (обучению новым ролям)26.

На любом переломе — с началом брака, уходом в армию или началом трудовой деятельности — многие люди кардинально меняются. Как час­то можно слышать «он изменился с тех пор, как женился» или «работа сделала его неузнаваемым». Конечно, это не новые люди, но те же самые, с которыми произошли ролевые переходы. Изменился их образ жизни, их взгляд на себя, стиль общения с другими. Переходы в середине и конце жизни воспринимаются как «кризисы». Особенно это ощущается, когда люди теряют главный социальный статус и переходят в другой — женщи­на в середине жизни перестает быть матерью, несколько позднее — любов­ницей, мужчина, в 60 лет выйдя на пенсию, перестает быть производите­лем материальных благ и кормильцем семьи. Они чувствуют себя несчас­тными. Родительство для женщины и работа для мужчины — главное в их жизни. Женщина, просидевшая в до­ мохозяйках долгие годы, после смер­ти мужа вынуждена идти работать. С точки зрения социологии, она прошла путь десоциализации от роли за­висимой жены (обучения) и ресоциализации в статус независимой лично­сти (обучение новой роли), требующих радикального смещения в ее от­ношениях с другими людьми, образе жизни, чувствах, мышлении. Она обу­чилась профессии и новой роли, научилась подчиняться новым социальным нормам и правилам. Постепенно ее «Я-концепция» сформи­ровалась вокруг роли работника, а не домохозяйки.

Как таковой зрелый возраст не является самостоятельным этапом соци­ализации. Это собирательное понятие, охватывающее несколько циклов че­ловеческой жизни, разделенных важнейшими событиями: овладение профес-

26 Hess В.В., Markson E.W., Stein P.J. Sociology. N.Y., 1991. P. 116.

сией, прохождение армейской службы, начало трудовой деятельности, же­нитьба или замужество, создание семьи, рождение детей.

Наступление зрелого возраста, т.е. взрослой жизни, может затянуться вследствие продолжения обучения (в вузе и аспирантуре) до 21—23 лет или ускориться по причине раннего начала трудовой деятельности. Если ниж­няя граница зрелого возраста точно не определена и зависит от конкретных обстоятельств, то его верхняя граница обозначена выходом на пенсию.

Социологическим критерием разграничения двух периодов — молодеж­ного и зрелого — служит экономическая, социальная и политическая само­стоятельность. Но что считать прояв­лением такой самостоятельности? В прежние времена 20-летние юноши командовали армиями, а сегодня они сидят в студенческих аудиториях и не в состоянии прокормить семью. В эк­стремальные периоды истории — войны и революции — молодежь быстрее достигает общественного признания, ее социальный статус растет благода­ря повышению военной значимости молодежи как источника рекрутов. На­против, в спокойные периоды истории этап несамостоятельности затяги­вается. Для таких периодов социологи разработали набор критериев, кото­рым должен соответствовать молодой человек, претендующий на статус взрослого:

• сам себя обеспечивать средствами существования;

• распоряжаться деньгами независимо от других;

 

• быть самостоятельным в выборе образа жизни;

• проживать независимо от родителей.

В Испании социологи выяснили, например, что только 20% молодежи в возрасте от 15 до 30 лет соответствует четырем приведенным критериям и поэтому вправе называться взрослыми.

Наряду с вышеуказанными, социологи употребляют и некоторые дру­гие признаки, в частности: а) способность отвечать перед законом; б) до­пуск к голосованию на выборах; в) вступление в брак. С точки зрения со­циализации, лишь вступление в брак служит значимым критерием взрос­лости. Семья — единственный агент социализации, оказывающий воздей­ствие на протяжении всей жизни. Однако роль и статус каждого ее чле­на на разных этапах семейного цик­ла меняется. Ребенок — объект соци­ализации и одна из целей жизни ро­дителей, взрослый человек — субъект (по отношению к детям) и объект (по отношению к другому супругу) со­циализации одновременно. Он перестает служить целью жизни, становясь средством. Старики и пожилые члены семьи могут быть только субъекта­ми, но зачастую они исключаются взрослыми детьми из активного процес­са социализации и воспитания внуков. Муж и жена выступают агентами социализации друг для друга.

Дело в том, что семейная социализация для взрослых людей протекает совсем иначе, чем для детей. Повзрослевшие юноши, обзаведясь собствен­ной семьей, переходят в новое качественное состояние — из объектов вос­питания они становятся его субъектами. И на первых порах происходит му­чительный процесс овладения новой социальной ролью: молодожены об­ращаются к родителям, друзьям, сослуживцам по любому пустяку, касающемуся воспитания ребенка и обустройства быта — как пеленать и когда кормить малютку, как починить водопроводный кран и оплачивать квартиру. Это и есть освоение новой социальной роли. Одновременно суп­руги оказывают социализирующее влияние друг на друга, решая вопросы о распределении прав и обязанностей, о лидерстве в семье, отношениях к новой родне и новым друзьям. Здесь нет субъектов и объектов, социализа­ция происходит на партнерской основе, поскольку, изменяя свое поведение, супруг помогает изменить поведение партнера.

Взрослая жизнь — самый активный период социализации, так как именно в это время наблюдается освоение социальных ролей не в игровой, а в реаль­ной ситуации. Впервые уравнялись объемы прав и обязанностей, потребно­стей и средств их удовлетворения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.